Философия и мировоззрение

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 22:40, реферат

Краткое описание

Философское мировоззрение формировалось исторически в связи с развитием самих философских знаний. Мировоззренческие установки на дофилософском уровне у первобытного человека были представлены в форме мифов, преданий, сказаний и т.д. В поздний период первобытного общества возникает религия, которая со своих позиций формировала мировоззренческие установки в связи с представлением о сотворении мира, происхождении людей и животных, жизни и смерти и т.д. И мифы и религия не ушли в историю вместе с первобытным обществом, когда еще не было науки, а существовали лишь практические навыки и иллюзорные представления о них.

Файлы: 1 файл

Философия и мировоззрение.docx

— 39.48 Кб (Скачать)

 

^ Характерный черты или  признаки научного знания.

 

Познание обычно сравнивается с практической и ценностно-оценочной  деятельностью. Познание - это деятельность по получению, хранению, переработке  и систематизации осознанных конкретно-чувственных  и понятийных образов действительности. Это деятельность по получению, храению, переработке и систематизации информации об объектах. Знание же результат познания.

 

^ Та или иная система  знания считается научной, или  относящейся к сфере науке,  если она отвечает определенным  критериям.

 

Объективность, или принцип  объективности. Научное знание связано  с раскрытием природных объектов, взятых «самих по себе», как «вещи  в себе» (как еще не познанных, но познаваемых). При этом происходит отвлечение и от интересов индивида, и от всего сверхприродного.

 

Рациональность, рационалистическая обоснованность, доказательность. В  научном знании не просто что-то сообщается, а приводятся необходимые основания, по которым это содержание истинно; здесь действует принцип достаточного основания.

 

Эссенциалистская направленность, т.е. нацеленность на воспроизведение  сущности, закономерностей объекта (отражение повторяющихся, но несущественных свойств объекта тоже подчинено  этой цели).

 

Особая организация, особая системность знания - упорядоченность  по осознанным принципам; упорядоченность  в форме теории развернутого теоретического понятия.

 

Проверяемость; здесь и  обращение к научному наблюдению, к практике, и испытание логикой, логическим путем; научная истина характеризует  знания, которые в принципе проверяемы и в конечном итоге оказываются  подтвержденными.

 

Все отмеченные критерии научности  применимы к части содержания философского знания, особенно к онтологии (философии познания), гносеологии (эпистемологии) и методологии научного познания, что можно обнаружить фактически во всех философских системах, имеющих  соответственную проблематику.

 

Философия есть наука, вид  научного знания. Данное положение  вытекает из сопоставления философии  прежде всего с естественными, а  не с общественными науками, а  потому надо, видимо, считать, что философия  в отмеченных отношениях - естественная наука, она входит (частью своей) в  комплекс природоведческих дисциплин.

 

Вместе с тем, она и  обществоведческая дисциплина. Философия  изучает также и общество, а  в нем соотношение коллективного (общественного) сознания и общественного  бытия, специфику социального познания и т.п. Тесно связана с правоведением, экономической наукой, политологией и др., обобщая под определенным углом зрения данные этих наук.

 

 

Философия - гуманитарное знание (не знаю нужно или нет, на всякий случай).

 

В содержании философского знания можно вычленить также части, или стороны, относящиеся к гуманитарным наукам. В числе наиболее ярких  в этом отношении будут концепции  Паскаля, Кьеркегора, Л.И. Шестова.

 

Объектом гуманитарных наук является индивид, точнее, его духовный, внутренний мир, и связанный с  ним мир человеческих взаимоотношений  и мир духовной культуры общества.

 

В гуманитарном познании ученый сталкивается с живым человеческим духом. Специфическим для гуманитарных наук способом исследования человека, позволяющим проникнуть в его  внутренний духовный мир, является понимание. Понимание связано с погружением  в «мир смыслов» другого индивида, с постижением и истолкованием  его мыслей и переживаний. На этот процесс неминуемо влияют ценностно-мировоззренческие  установки исследователя. Иначе  говоря, в понимании познавательное отношение неотделимо от ценностного.

 

 

(Философский словарь).

 

Сциентизм - концепция, заключающаяся  в абсолютизации науки в системе  культуры, в идейной жизни общества. В качестве образца науки С. обычно рассматривает естественные и т. наз. точные науки. Будучи не строго оформленной  системой взглядов, а скорее идейной  ориентацией, С. может проявляться  по-разному, с различной степенью и силой - от внешнего подражания точным наукам до абсолютизации естественных наук как единственно научного знания и отрицания философско-мировоззренческой  проблематики как лишенной познавательного  смысла и значения - неопозитивизм.

 

Сциентизм в философии  находит выражение в недооценке ее своеобразия по сравнению с  другими науками, в отрицании  философии как особой формы общественного  сознания, имеющей свою специфику  по сравнению с научным знанием.

 

В современной буржуазной (книга 1987 г.) культуре С. противостоят различные варианты антисциентизма, настаивающие на ограниченности возможностей науки в решении коренных проблем  человеческого существования, а  в крайних случаях оценивающие  науку как силу, враждебную подлинной  сущности человека. Философию последовательный антисциентизм рассматривает как  нечто принципиально отличное от науки, носящей, по его мнению, чисто  утилитарный характер и неспособный  подняться до понимания подлинных  проблем бытия мира и человека.

 

 

^ 4. Возникновение философии.  Мифология и философия.

 

 

(Введение в философию).

 

Мифология - (mifos - предание, сказание; logos - слово, понятие, учение) - форма  общественного сознания, способ понимания  мира, характерный для ранних стадий общественного развития.

 

Темы и мотивы мифов:

 

Космические темы, о создании мира 2. О грядущей гибели мира. 3. Жизненный  путь человека. 4. О культурных достижениях  людей (получение огня, различные  изобретения).

 

Миф - наиболее ранняя форма  духовной культуры человечества, объединял  в себе зачатки знаний, религиозных  верований, политических взглядов, разных видов искусства, философии.

 

Миф выступал как единая, нерасчлененная форма сознания. Он выражал мироощущение, мировосприятие, миропонимание эпохи, в которую  создавался.

 

В мифологии отсутствовали  отчетливые разграничения мира и  человека, мысли и эмоций, знаний и художественных образов, идеального и вещественного, объективного и  субъективного.

 

Функции мифа:

 

Прошлое связывалось с  настоящим и будущим, формировались  коллективные представления того или  иного народа, обеспечивалась духовная связь поколений.

 

Мифология поощряла определенные формы поведения - сначала - ритуально, позднее - формируются уже некоторые  морально-этические нормы (так делать - хорошо, а так - наоборот, плохо).

 

Мифологическое сознание заключало в себе также поиск  единства природы и общества, мира и человеке, разрешения противоречий, гармонии, внутреннего согласия человеческой жизни.

 

Коренные вопросы всякого  мировоззрения (о происхождении  мира, человека, культурных навыков, социального  устройства, тайны рождения и смерти) унаследовали от мифа сосуществующие в веках 2 важнейшие формы мировоззрения - философия и религия.

 

 

^ 6. Категория «бытие» в  философии.

 

(Алексеев, Панин)

 

Эта категория является исходной в философском осмыслении мира. В  ней фиксируется убеждение человека в существовании окружающего  мира и самого человека с его сознанием.

 

Констатация бытия является исходной предпосылкой дальнейших рассуждений  о мире.

 

Понятие бытия отвлекается  от всех конкретных различий вещей, предметов  и процессов, кроме одной их черты, а именно существования, что задает миру исходную целостность и делает его объектом философского размышления.

 

По способу существование  бытие разделяется на 2 мира: 1)материальный природный мир – существует объективно, независимо от воли и сознания людей. 2) внутренний мир человека – существует субъективно.

 

Этот подход позволяет  говорить о специфичности бытия  самого человека – он одновременно принадлежит и относится к 2 этим мирам.

 

Своеобразием отличается и бытие вещей, создаваемых человеком. Весь мир материальной культуры принадлежит  к объективному, физическому миру, но в то же время все продукты человеческой деятельности в своем  происхождении, существовании и  способе функционирования опосредованы человеческим духом, сознанием, и этим бытие «второй природы», создаваемой  человеком, отличается от способа бытия  самой природы, частью которой является человек.

 

Двояким существованием характеризуется  и духовный мир человека. Его можно  подразделить на субъективный и объективный  дух. Субъективный дух – это внутренний психический мир человека со всеми  уровнями его существования от бессознательного до самосознания. Объективный дух  – такие духовные образования, которые  являются уже не просто достоянием отдельных индивидов, а достоянием сообщества индивидов, достоянием духовной культуры общества: человеческий язык; все формы общественного сознания: научное знание, религия, мораль, искусство).

 

Помимо отмеченного, имеются  еще и уровни бытия (как природного, так и социального, как материального, так и идеального); эти уровни – существование в возможности  и существование в действительности. Возможность не есть небытие, оно  обладает статусом существования, бытия. Возможность есть потенциальное  бытие, действительность – актуальное бытие. Эти уровни бытия трактуются иногда как формы бытия: «потенциальная форма бытия» и «актуальная форма  бытия».

 

Все различия в философских  воззрениях касаются, в первую очередь, различий в понимании разных форм бытия, прежде всего – различие в  вопросе о том, какая из форм бытия  является основной, исходной, а какие  формы бытия производны, зависимы от нее, вторичны.

 

Материализм: основная форма  бытия – природное бытие.

 

Субъективный идеализм –  субъективное бытие.

 

Объективный идеализм – объективный  дух.

 

«Бытие» как исходная интегральная характеристика мира слишком абстрактное, бедное понятие, оно становится содержательным, конкретно-всеобщим понятием только в  контексте других категорий философии  и значительная, если не большая  часть философского знания, представляет собой ничто иное, как учение о  бытии, или онтологию.

 

В зависимости от того, что  кладется в основание мира, какой  сфере бытия приписывается первичность (природа или дух), все философы делятся на материалистов и идеалистов. Авторы учебника – за материализм.

 

 

^ 5. Философия и религия.

 

 

(Введение в философию).

 

Религия - такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний, воспринимаемый органами чувств, и  потусторонний - «небесный», сверхъестественный, сверхчувственный. В разных религиях понимается и мыслится по-разному, но главное именно в этом противопоставлении, удвоении.

 

Специфика религии именно в особом характере ее «второго»  мира и его смысловой роли.

 

^ Вера - способ существования  религиозного сознания, особое настроение, переживание, характеризующее его  внутреннее состояние.

 

Культ - внешняя, социально  значимая форма проявления веры.

 

Следует отметить, что религиозные  представления невозможно вывести  из чувств, переживаний, отдельного человека. Они являются продуктом исторического  развития общества. Поэтому религия - это и определенное явление духовной культуры, форма идеологии, имеющая  социальную природу и функции.

 

Поклонение «высшим силам» постепенно приводит к понятию (образу) Бога - высшего существа, достойного поклонения. В зрелых формах религий  идея Бога побеждает все демоническое, освобождается от него.

 

Родственность, близость философии  и религии состоит в том, что  обе они - общественно-исторические формы мировоззрения, решающие сходные  задачи мироуяснения и воздействия  на сознание, поведение людей.

 

 

^ 7. Духовная реальность  и проблема идеального.

 

 

(Алексеев, Панин).

 

Проблема идеального.

 

Идеальное (И) – характерная  черта, главнейший признак сознания, обусловленный социальной природой человека. И. выступает как одна из вечных и в то же время всегда актуальных проблем философии.

 

2 подхода. (Ильенков Э.В.) И.  – не тождественно субъективной  реальности; это компонент общественного  сознания, к которому приобщился  индивид. И.- образы, подлежащие опредметчиванию  или духовной объективации. И.- то, чего нет в самой природе,  но что конструируется человеком  в соответствии с его потребностями,  интересами, целями, что подлежит  реализации на практике. И.- нравственно-моральные,  правовые установления, формы государственно-политической  организации жизни, ритуально  узаконенные схемы деятельности  во всех ее сферах.

 

Вне человека и помимо человека никакого «И.» нет. Но человек при  этом понимается, что подчеркивает Ильенков, не как отдельный индивид  с мозгом, а как реальная совокупность реальных людей, совместно осуществляющих свою специфически-человеческую жизнедеятельность.

 

Другой подход к проблеме идеального: Д.И. Дубровский. Существо этого направления – в неразрывной  связи «И.» с индивидным уровнем  субъекта, с психикой человека. Неверно  положение, что И. – есть принципиально внеличностное и надличностное отношение, реализуемое не в человеческой голове, а в самой социальной предметности. Неверно, будто И. несовместимо со случайным, единичным. Неувязка получается, когда И. связывается главным образом с опредмеченными результатами деятельности. И.- сугубо личностное явление, реализуемое мозговым нейродинамическим процессом определенного типа. И. – психическое явление; оно представлено всегда только в сознательных состояниях отдельных личностей.

Информация о работе Философия и мировоззрение