Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 22:40, реферат
Философское мировоззрение формировалось исторически в связи с развитием самих философских знаний. Мировоззренческие установки на дофилософском уровне у первобытного человека были представлены в форме мифов, преданий, сказаний и т.д. В поздний период первобытного общества возникает религия, которая со своих позиций формировала мировоззренческие установки в связи с представлением о сотворении мира, происхождении людей и животных, жизни и смерти и т.д. И мифы и религия не ушли в историю вместе с первобытным обществом, когда еще не было науки, а существовали лишь практические навыки и иллюзорные представления о них.
^ Характерный черты или признаки научного знания.
Познание обычно сравнивается с практической и ценностно-оценочной деятельностью. Познание - это деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации осознанных конкретно-чувственных и понятийных образов действительности. Это деятельность по получению, храению, переработке и систематизации информации об объектах. Знание же результат познания.
^ Та или иная система
знания считается научной, или
относящейся к сфере науке,
если она отвечает
Объективность, или принцип объективности. Научное знание связано с раскрытием природных объектов, взятых «самих по себе», как «вещи в себе» (как еще не познанных, но познаваемых). При этом происходит отвлечение и от интересов индивида, и от всего сверхприродного.
Рациональность, рационалистическая
обоснованность, доказательность. В
научном знании не просто что-то сообщается,
а приводятся необходимые основания,
по которым это содержание истинно;
здесь действует принцип
Эссенциалистская
Особая организация, особая системность знания - упорядоченность по осознанным принципам; упорядоченность в форме теории развернутого теоретического понятия.
Проверяемость; здесь и обращение к научному наблюдению, к практике, и испытание логикой, логическим путем; научная истина характеризует знания, которые в принципе проверяемы и в конечном итоге оказываются подтвержденными.
Все отмеченные критерии научности применимы к части содержания философского знания, особенно к онтологии (философии познания), гносеологии (эпистемологии) и методологии научного познания, что можно обнаружить фактически во всех философских системах, имеющих соответственную проблематику.
Философия есть наука, вид научного знания. Данное положение вытекает из сопоставления философии прежде всего с естественными, а не с общественными науками, а потому надо, видимо, считать, что философия в отмеченных отношениях - естественная наука, она входит (частью своей) в комплекс природоведческих дисциплин.
Вместе с тем, она и
обществоведческая дисциплина. Философия
изучает также и общество, а
в нем соотношение
Философия - гуманитарное знание (не знаю нужно или нет, на всякий случай).
В содержании философского знания можно вычленить также части, или стороны, относящиеся к гуманитарным наукам. В числе наиболее ярких в этом отношении будут концепции Паскаля, Кьеркегора, Л.И. Шестова.
Объектом гуманитарных наук является индивид, точнее, его духовный, внутренний мир, и связанный с ним мир человеческих взаимоотношений и мир духовной культуры общества.
В гуманитарном познании ученый
сталкивается с живым человеческим
духом. Специфическим для гуманитарных
наук способом исследования человека,
позволяющим проникнуть в его
внутренний духовный мир, является понимание.
Понимание связано с
(Философский словарь).
Сциентизм - концепция, заключающаяся
в абсолютизации науки в
Сциентизм в философии находит выражение в недооценке ее своеобразия по сравнению с другими науками, в отрицании философии как особой формы общественного сознания, имеющей свою специфику по сравнению с научным знанием.
В современной буржуазной
(книга 1987 г.) культуре С. противостоят
различные варианты антисциентизма,
настаивающие на ограниченности возможностей
науки в решении коренных проблем
человеческого существования, а
в крайних случаях оценивающие
науку как силу, враждебную подлинной
сущности человека. Философию последовательный
антисциентизм рассматривает
^ 4. Возникновение философии. Мифология и философия.
(Введение в философию).
Мифология - (mifos - предание, сказание; logos - слово, понятие, учение) - форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития.
Темы и мотивы мифов:
Космические темы, о создании мира 2. О грядущей гибели мира. 3. Жизненный путь человека. 4. О культурных достижениях людей (получение огня, различные изобретения).
Миф - наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, объединял в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусства, философии.
Миф выступал как единая, нерасчлененная форма сознания. Он выражал мироощущение, мировосприятие, миропонимание эпохи, в которую создавался.
В мифологии отсутствовали отчетливые разграничения мира и человека, мысли и эмоций, знаний и художественных образов, идеального и вещественного, объективного и субъективного.
Функции мифа:
Прошлое связывалось с настоящим и будущим, формировались коллективные представления того или иного народа, обеспечивалась духовная связь поколений.
Мифология поощряла определенные формы поведения - сначала - ритуально, позднее - формируются уже некоторые морально-этические нормы (так делать - хорошо, а так - наоборот, плохо).
Мифологическое сознание заключало в себе также поиск единства природы и общества, мира и человеке, разрешения противоречий, гармонии, внутреннего согласия человеческой жизни.
Коренные вопросы всякого мировоззрения (о происхождении мира, человека, культурных навыков, социального устройства, тайны рождения и смерти) унаследовали от мифа сосуществующие в веках 2 важнейшие формы мировоззрения - философия и религия.
^ 6. Категория «бытие» в философии.
(Алексеев, Панин)
Эта категория является исходной
в философском осмыслении мира. В
ней фиксируется убеждение
Констатация бытия является исходной предпосылкой дальнейших рассуждений о мире.
Понятие бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов, кроме одной их черты, а именно существования, что задает миру исходную целостность и делает его объектом философского размышления.
По способу существование бытие разделяется на 2 мира: 1)материальный природный мир – существует объективно, независимо от воли и сознания людей. 2) внутренний мир человека – существует субъективно.
Этот подход позволяет говорить о специфичности бытия самого человека – он одновременно принадлежит и относится к 2 этим мирам.
Своеобразием отличается и бытие вещей, создаваемых человеком. Весь мир материальной культуры принадлежит к объективному, физическому миру, но в то же время все продукты человеческой деятельности в своем происхождении, существовании и способе функционирования опосредованы человеческим духом, сознанием, и этим бытие «второй природы», создаваемой человеком, отличается от способа бытия самой природы, частью которой является человек.
Двояким существованием характеризуется
и духовный мир человека. Его можно
подразделить на субъективный и объективный
дух. Субъективный дух – это внутренний
психический мир человека со всеми
уровнями его существования от бессознательного
до самосознания. Объективный дух
– такие духовные образования, которые
являются уже не просто достоянием
отдельных индивидов, а достоянием
сообщества индивидов, достоянием духовной
культуры общества: человеческий язык;
все формы общественного
Помимо отмеченного, имеются
еще и уровни бытия (как природного,
так и социального, как материального,
так и идеального); эти уровни
– существование в возможности
и существование в
Все различия в философских воззрениях касаются, в первую очередь, различий в понимании разных форм бытия, прежде всего – различие в вопросе о том, какая из форм бытия является основной, исходной, а какие формы бытия производны, зависимы от нее, вторичны.
Материализм: основная форма бытия – природное бытие.
Субъективный идеализм – субъективное бытие.
Объективный идеализм – объективный дух.
«Бытие» как исходная интегральная характеристика мира слишком абстрактное, бедное понятие, оно становится содержательным, конкретно-всеобщим понятием только в контексте других категорий философии и значительная, если не большая часть философского знания, представляет собой ничто иное, как учение о бытии, или онтологию.
В зависимости от того, что
кладется в основание мира, какой
сфере бытия приписывается
^ 5. Философия и религия.
(Введение в философию).
Религия - такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний - «небесный», сверхъестественный, сверхчувственный. В разных религиях понимается и мыслится по-разному, но главное именно в этом противопоставлении, удвоении.
Специфика религии именно в особом характере ее «второго» мира и его смысловой роли.
^ Вера - способ существования
религиозного сознания, особое настроение,
переживание, характеризующее
Культ - внешняя, социально значимая форма проявления веры.
Следует отметить, что религиозные представления невозможно вывести из чувств, переживаний, отдельного человека. Они являются продуктом исторического развития общества. Поэтому религия - это и определенное явление духовной культуры, форма идеологии, имеющая социальную природу и функции.
Поклонение «высшим силам» постепенно приводит к понятию (образу) Бога - высшего существа, достойного поклонения. В зрелых формах религий идея Бога побеждает все демоническое, освобождается от него.
Родственность, близость философии и религии состоит в том, что обе они - общественно-исторические формы мировоззрения, решающие сходные задачи мироуяснения и воздействия на сознание, поведение людей.
^ 7. Духовная реальность и проблема идеального.
(Алексеев, Панин).
Проблема идеального.
Идеальное (И) – характерная черта, главнейший признак сознания, обусловленный социальной природой человека. И. выступает как одна из вечных и в то же время всегда актуальных проблем философии.
2 подхода. (Ильенков Э.В.) И.
– не тождественно
Вне человека и помимо человека никакого «И.» нет. Но человек при этом понимается, что подчеркивает Ильенков, не как отдельный индивид с мозгом, а как реальная совокупность реальных людей, совместно осуществляющих свою специфически-человеческую жизнедеятельность.
Другой подход к проблеме
идеального: Д.И. Дубровский. Существо
этого направления – в