Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 22:40, реферат
Философское мировоззрение формировалось исторически в связи с развитием самих философских знаний. Мировоззренческие установки на дофилософском уровне у первобытного человека были представлены в форме мифов, преданий, сказаний и т.д. В поздний период первобытного общества возникает религия, которая со своих позиций формировала мировоззренческие установки в связи с представлением о сотворении мира, происхождении людей и животных, жизни и смерти и т.д. И мифы и религия не ушли в историю вместе с первобытным обществом, когда еще не было науки, а существовали лишь практические навыки и иллюзорные представления о них.
Категория «И.» обозначает специфическое для человека отображение и действие в субъективном плане в отличие от объективных действий, непосредственно производящих изменения в материальных объектах.
И. – есть способность личности иметь информацию в «чистом виде» и оперировать ею во времени. И. – охватывает весь круг явлений субъективной реальности; это всякое знание, существующее в форме субъективной реальности.
1) Представление о сущности
«И.» как субъективной
Кант: идея – это что-то необходимое, цель, которую следует ставить себе как прообраз для некоего максимума, стремясь как можно больше приблизить к ней состояние действительности.
Гегель – идею следует рассматривать не только как цель, а так, что все действительное есть лишь постольку, поскольку оно имеет внутри себя идею и выражает ее.
Современный научный материализм – ограничивает «И.» только областью человеческой культуры, человеческой деятельности.
Маркс – И. – не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней.
^ Синтетическая философско-
Идеальные образования отнюдь не единообразны и не равноценны по своему характеру и назначению. Идеальные феномены в зависимости от уровня сознания могут быть разделены на 2 типа: а) индивидуализированное «И.»; б) «общественное «И.».
Идеальное может быть: а) когнитивным – идеалы теории, гипотезы; б) аксиологическим – идеалы добра, справедливости, прекрасного.
Итог: Определение понятию «идеальное». И. – это гносеологические образы (образы будущих предметов или ситуаций, программы) и высшие ценности бытия человека (добро, правда, справедливость, красота и т.п.), которые подлежат реализации в деятельности человека.
№ ^ 8. Проблема единства мира. Монизм, дуализм, плюрализм.
Каждое философское учение
так или иначе сталкивается с
проблемой единства мира, выводя его
либо из единства материи - тогда это
материализм, либо из духовного начала
– идеализм. Все это виды монизма,
ибо монизм - это способ рассмотрения
многообразия явлений мира, исходящий
из одного начала, единой основы (субстанции)
всего существующего и
1. Главную проблему философии
монизма составляет понимание
взаимоотношения материального
и идеального, предполагающее решение
основного вопроса философии.
Разновидностью идеализма
Последовательной формой
монизма является диалектический материализм,
соединивший принцип
2.Дуализм - это учение,
исходящее из признания
3. Плюрализм - философская
позиция, согласно которой
Развитие идеалистической
философии в кон. 19 – 20 вв. характеризуется
усилением тенденций к
Кроме того, в современной
западной социологии и политологии
плюрализм выступает как
№ ^ 9. Категория развития в философии. Многообразие концепций развития.
Развитие - качественное преобразование
(в отличии от эволюции). Развитие
может идти по направлению от менее
совершенного к более совершенному
– прогресс, или наоборот – регресс.
Их признаки: прогресс – там, где
новая система способна осуществлять
задачи и функции, недоступные старой
системе, регресс - наоборот. Часто новая
система в одном прогрессивна,
а в другом регрессивна. Лишь когда
новое способно воспроизводить все
функции старого + часть ранее
не осуществимых функций – прогресс.
Развитие выступает как порождение
нового старым, как переход возможностей
в действительность. Связь нового
со старым фиксируется категориями
отрицания, преемственности и новизны.
Преемственность состоит в
Но много споров – всегда ли вместе преемственность и новизна, или что-то из них может отсутствовать? На полном отсутствии новизны настаивали элеаты (Парменид, Зенон) , им представлялось в принципе парадоксальным возникновение нового. Нередко не признается и наличие преемственности, ex: постпозитивист Кун - "новая теория не соизмерима со старой, то и дело политики стремятся построить общество, которое не имело бы ничего общего со своим предшественником. Строго говоря , пока нет данных , которые бы подтвердили тезисы абсолютной преемственности и новизны." - могут привести к экстремизму в политике и культуре. По Алексееву – 8 моделей развития.
^ 1. Рационалистская модель.
(Гегель, Кант, Фихте). Разные аспекты
развития, сочетаясь друг с другом
– образуют процесс развития
(линии развития). В своей диалектике
Гегеля попытался представить
развитие как двойное
2. Градуалистская. - Спенсер
(1820 – 1903) /"Гипотеза развития"
- формула эволюции: движение идет
по линии наименьшего
3. Эмерджизм. (Морган) – Возникновение нового несводимо к исходному/ признается: 1) взрывообразный скачок, 2) новое – результат внутренней творческой силы, 3) Более высокие ступени развития могут быть предсказаны.
^ 4. Натуралистская концепция
естественных материалистов. (2 половина
19 в) - Дарвин – концепция эволюции-
5. Антропологическая. (Сартр)
– Упрекала науку за ее
6. Равновесно-интеграционная.
(складывается с 17 в целях объяснения
общества – Ле Дантек, Уорд). Идея
– представление об обществе
как равновесной системе. (сначала
уподобляется 3-му закону Ньютона
– о равенстве и
^ 7. Теория конфликта. –
Источник развития - конфликт наций,
поколений… Дарендорф –
8. Диалектико-материалистический.
Маркс и Энгельс –
9. Политизированный. Ленин,
Сталин – то же что и 8.
, где количество переходит в
качество (за счет этого развития)
и необходима постоянная
Вопрос 10. Понятие и законы диалектики.
Диалектика – учение о
наиболее общих закономерных связях
и становлении, развитии бытия и
познания и основанный на этом учении
метод мышления. Диалектика – философская
теория, метод и методология научного
познания и творчества вообще. Теоретические
принципы диалектики составляют существенное
содержание мировоззрения. Таким образом,
диалектика выполняет теоретическую,
мировоззренческую и
Само слово «диалектика» впервые применил Сократ, обозначивший им искусство вести спор, диалог, направленный на взаимозаинтересованное обсуждение проблемы с целью достижения истины путем противоборства мнений. В смысле, близком к современному, понятие диалектике впервые употребляется Гегелем, трактовавшим ее как умение отыскивать противоположности в самой действительности.
Классическая немецкая философия разрабатывает на идеалистической основе целостную концепцию диалектики как универсальной теории и метода познания мира. Вершиной классической идеалистической диалектики стало учение Гегеля. У него диалектика охватывает всю область действительности, начиная от чисто логических категорий, переходя далее к природе и духу и заканчивая категориальной диалектикой исторического процесса. В его диалектике дана содержательная картина общих форм движения.