Философия и мировоззрение

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 22:40, реферат

Краткое описание

Философское мировоззрение формировалось исторически в связи с развитием самих философских знаний. Мировоззренческие установки на дофилософском уровне у первобытного человека были представлены в форме мифов, преданий, сказаний и т.д. В поздний период первобытного общества возникает религия, которая со своих позиций формировала мировоззренческие установки в связи с представлением о сотворении мира, происхождении людей и животных, жизни и смерти и т.д. И мифы и религия не ушли в историю вместе с первобытным обществом, когда еще не было науки, а существовали лишь практические навыки и иллюзорные представления о них.

Файлы: 1 файл

Философия и мировоззрение.docx

— 39.48 Кб (Скачать)

 

Категория «И.» обозначает специфическое для человека отображение  и действие в субъективном плане  в отличие от объективных действий, непосредственно производящих изменения  в материальных объектах.

 

И. – есть способность  личности иметь информацию в «чистом  виде» и оперировать ею во времени. И. – охватывает весь круг явлений  субъективной реальности; это всякое знание, существующее в форме субъективной реальности.

 

1) Представление о сущности  «И.» как субъективной реальности  – сенсуалистическая традиция (Локк, Беркли и др.). Слово «идея»  понимается ими в широком смысле (все наши перцепции и ощущения, и аффекты и мысли). 2) Более  глубокие основания имеет другая  традиция – родоначальник ее  Платон. Всеобщие нормы культуры  существуют в качестве особого  объективного мира. Всеобщие формы  и все классы, виды неорганической  природы и живых существ имели  свои идеальные прообразы. Общая  для одноименных вещей форма  и общие нормы культуры, поведения  людей и были названы Платоном  «идеями». Идея выступала как  общность, целостность. Важное свойство  идей (идеального) – совершенство («идеальность»). Все множество идей представляет  единство. Центральной идеей является  идея блага, или высшего добра.

 

Кант: идея – это что-то необходимое, цель, которую следует  ставить себе как прообраз для  некоего максимума, стремясь как  можно больше приблизить к ней  состояние действительности.

 

Гегель – идею следует  рассматривать не только как цель, а так, что все действительное есть лишь постольку, поскольку оно  имеет внутри себя идею и выражает ее.

 

Современный научный материализм  – ограничивает «И.» только областью человеческой культуры, человеческой деятельности.

 

Маркс – И. – не что  иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное  в ней.

 

^ Синтетическая философско-конструктивистская  концепция «И.»:

 

Идеальные образования отнюдь не единообразны и не равноценны по своему характеру и назначению. Идеальные  феномены в зависимости от уровня сознания могут быть разделены на 2 типа: а) индивидуализированное «И.»; б) «общественное «И.».

 

Идеальное может быть: а) когнитивным  – идеалы теории, гипотезы; б) аксиологическим  – идеалы добра, справедливости, прекрасного.

 

Итог: Определение понятию  «идеальное». И. – это гносеологические образы (образы будущих предметов  или ситуаций, программы) и высшие ценности бытия человека (добро, правда, справедливость, красота и т.п.), которые  подлежат реализации в деятельности человека.

 

 

№ ^ 8. Проблема единства мира. Монизм, дуализм, плюрализм.

 

 

Каждое философское учение так или иначе сталкивается с  проблемой единства мира, выводя его  либо из единства материи - тогда это  материализм, либо из духовного начала – идеализм. Все это виды монизма, ибо монизм - это способ рассмотрения многообразия явлений мира, исходящий  из одного начала, единой основы (субстанции) всего существующего и построения теории в форме логически последовательного  развития исходного положения. Противоположности  монизма – дуализм, признающий два  независимых начала, и плюрализм, исходящий из множественности начал.

 

1. Главную проблему философии  монизма составляет понимание  взаимоотношения материального  и идеального, предполагающее решение  основного вопроса философии.  Разновидностью идеализма является  т. н. нейтральный монизм (махизм, эмпириомонизм (Богданов(1873-1928) –  мир единый организованный опыт) и др.), пытающийся вывести и  физическое и психическое из  «нейтрального» начала (напр., у Маха(австр., 1838-1916) – из элементов опыта»). Идеалистический монизм сталкивается  с принципиально неразрешимой  задачей рационального обоснования  «сотворения» мира сознанием  и противоречит данным естествознания  и логике. Метафизический материализм,  пытаясь связать идеальное непосредственно  с природой, не может объяснить  как возникновение идеального  из материального, так и превращение  идеального в материальную силу, довести принцип материалистического  монизма до понимания явлений  общественной жизни. 

 

Последовательной формой монизма является диалектический материализм, соединивший принцип материального  единства мира с принципом развития. Согласно этому единому объяснительному  принципу, в основе качественного  разнообразия явлений природы, общества и человеческого сознания лежит  материальная субстанция, развивающаяся  материя, т.е. материалистический монизм исходит из того, что все явления  в мире представляют собой различные  виды и проявления движущейся материи. Введение в философию категории  практики позволило объединить в  единую концепцию учение о бытии  и теорию познания, довести здание материализма «доверху», придать ему  действенный характер.

 

2.Дуализм - это учение, исходящее из признания равноправными,  несводимыми друг к другу двух  начал – духа и материи,  идеального и материального. Термин  дуализм был введен немецким  философом Х.Вольфом и обозначал  признание двух субстанций: материальной  и духовной. Крупнейший представитель  дуализма – Декарт(1596-1650) (хотя  он не использовал этот термин), который разделил бытие на  мыслящую субстанцию (дух) и протяжённую  (материю); проблему взаимоотношения  этих двух субстанций в человеке ( физическую проблему) Декарт решал  с позиций психофизического параллелизма, согласно которому психические  и физиологические процессы не  зависят друг от друга. Для  философии нового времени характерны  формы гносеологического (гносеология  – учение о познании) дуализма, который, в отличие от онтологического  (онтология – учение о бытии), исходит не из противопоставления  субстанций, а из противоположения  познающего субъекта познаваемому  объекту. Так, сознание у Локка(1632 - 1704) и Юма(1711 – 1776) выступает как  совокупность единичных восприятий, чувств, мыслей, не имеющих объединяющей  субстанциальной основы. Иную разновидность  гносеологического дуализма развивал  Кант(1724-1804), который рассматривал  сознание как деятельность, упорядочивающую  данные опыта по своим собственным,  независимым от внешнего мира  законам – в соответствии с  априорными формами чувств. созерцания  и рассудка.

 

3. Плюрализм - философская  позиция, согласно которой существует  несколько или множество независимых  и несводимых друг к другу  начал или видов бытия (плюрализм  в онтологии), оснований и форм  знания (плюрализм в гносеологии). Термин плюрализм, как и дуализм  был предложен немецким философом  Вольфом в 1712. Понимание действительности  до возникновения точного естествознания  было связано с выдвижением  разнородных начал (напр., «четырёх  стихий» – земли, воды, воздуха  и огня). Наука и философия нового  времени, стремящиеся выявить  внутренние связи явлений, свести  качественное многообразие явлений  к единым основаниям, в принципе  отвергали плюрализм. 

 

Развитие идеалистической  философии в кон. 19 – 20 вв. характеризуется  усилением тенденций к плюрализму. При этом гносеологической основой  плюралистических концепций выступает  релятивизм (абсолютизация условности знаний). Плюрализм находит своё выражение прежде всего в первоанализме, исходящем из идеи уникальности каждой личности, в философии жизни (Ницше(1844-1900)), прагматизме (Джемс(1842 – 1910)), экзистенциализме, «критической» онтологии Н.Гартмана(нем., 1882-1950). Превращение плюрализма в  осознанную методологическую позицию характерно для таких направлений западной философии, как, например, конвенционализм А.Пуанкаре(1854-1912, в основе естественно-научных теорий лежат соглашения/условности), критический рационализм К. Поппера(р.1902) и его учеников, называемый ими «теоретическим плюрализмом». Плюрализм в гносеологии и методологии науки, отстаивая представление о множественности истин, абсолютизирует существование конкурирующих друг с другом концепций, многовариантность развития современного теоретического знания.

 

Кроме того, в современной  западной социологии и политологии  плюрализм выступает как методологическая ориентация и представлен в ряде концепций, например, в теории политического  плюрализма, трактующей механизм политической власти как противоборство и равновесие общественных групп, свободную игру политических сил. При этом социально-политические структуры и принципы функционирования плюралистической буржуазной демократии рассматриваются в качестве универсальной  модели.

 

 

№ ^ 9. Категория развития в философии. Многообразие концепций  развития.

 

Развитие - качественное преобразование (в отличии от эволюции). Развитие может идти по направлению от менее  совершенного к более совершенному – прогресс, или наоборот – регресс. Их признаки: прогресс – там, где  новая система способна осуществлять задачи и функции, недоступные старой системе, регресс - наоборот. Часто новая  система в одном прогрессивна, а в другом регрессивна. Лишь когда  новое способно воспроизводить все  функции старого + часть ранее  не осуществимых функций – прогресс. Развитие выступает как порождение нового старым, как переход возможностей в действительность. Связь нового со старым фиксируется категориями  отрицания, преемственности и новизны. Преемственность состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных сторон его организации  при изменении целого как системы. Новизна выступает как появление  ранее не существовавших свойств, событий, процессов. Отрицание есть единство преемственности и новизны.

 

Но много споров – всегда ли вместе преемственность и новизна, или что-то из них может отсутствовать? На полном отсутствии новизны настаивали элеаты (Парменид, Зенон) , им представлялось в принципе парадоксальным возникновение  нового. Нередко не признается и  наличие преемственности, ex: постпозитивист Кун - "новая теория не соизмерима со старой, то и дело политики стремятся  построить общество, которое не имело  бы ничего общего со своим предшественником. Строго говоря , пока нет данных , которые  бы подтвердили тезисы абсолютной преемственности  и новизны." - могут привести к  экстремизму в политике и культуре. По Алексееву – 8 моделей развития.

 

^ 1. Рационалистская модель. (Гегель, Кант, Фихте). Разные аспекты  развития, сочетаясь друг с другом  – образуют процесс развития (линии развития). В своей диалектике  Гегеля попытался представить  развитие как двойное отрицание  – новое сначала существенно  отличается от старого, а затем  приближается к нему, воспроизводя  его на ранее существовавшей  основе (стебель – из зерен,  на нем - зерна). Но данные науки  говорят, что развитие необязательно  идет по Гегелю. Отрицание отрицания  хар-но только при прогрессивной  линии развития и то при  условии наличия цикличности.  Но наряду с прогрессом есть  и регресс, а с цикличностью  еще и поступательность (ex: свекла).

 

2. Градуалистская. - Спенсер  (1820 – 1903) /"Гипотеза развития" - формула эволюции: движение идет  по линии наименьшего сопротивления/  отрицает скачки – только постепенное  изменение в ходе приспособления  к окружающим факторам.

 

3. Эмерджизм. (Морган) – Возникновение  нового несводимо к исходному/  признается: 1) взрывообразный скачок, 2) новое – результат внутренней  творческой силы, 3) Более высокие  ступени развития могут быть  предсказаны.

 

^ 4. Натуралистская концепция  естественных материалистов. (2 половина 19 в) - Дарвин – концепция эволюции-приспособления, где возможны мутации. Но в  целом Дарвин ограничивался биологией  и развитие у него было частнонаучным  понятием, а не общефилософским  развитием.

 

5. Антропологическая. (Сартр)  – Упрекала науку за ее бездуховность  и уничтожение духовного в  человеке и за "приписывание" диалектики природе. Хотя значение  науки не отрицалось. Сартр (экзистенционалист  – от учения о человеческом  существовании как нерасчлененной  целостности объекта и субъекта) – в природе механистичность,  это сфера действия аналитического  разума, диалектика же в человеческом  духе и его противоречном динамизме. 

 

6. Равновесно-интеграционная. (складывается с 17 в целях объяснения  общества – Ле Дантек, Уорд). Идея  – представление об обществе  как равновесной системе. (сначала  уподобляется 3-му закону Ньютона  – о равенстве и противоположной  направленности действия двух  тел друг на друга.) Потом как  живой организм. Теория равновесия: 1) Равновесие абсолютно (как преобладающее  состояние), 2) Р. – лишено противоречий  – это положительное состояние, 3) Нарушение Р. происходит под  влиянием главным образом внешних  сил, 4) Преодоление противоречий  – за счет приспособления к  внешней среде (нейтрализация  противоречий и новое Р.), 5) Развитие  идет по формуле : Р. – Неравновесие  – Р.

 

^ 7. Теория конфликта. –  Источник развития - конфликт наций,  поколений… Дарендорф – конфликт  неотвратим. Козер – конфликт  позитивен, т.к. может укрепить  основы интеграции с-мы и ее  приспособляемость. Развитие идет по формуле: Конфликт – Равновесие – Конфликт (маоистская интерпретация: Раскол –Равновесие -Раскол).

 

8. Диалектико-материалистический. Маркс и Энгельс – спиралевидное  развитие, где возможна революция.  Развитие - за счет внутренних  импульсов. Признают неразрывность  всех сторон явления.

 

9. Политизированный. Ленин,  Сталин – то же что и 8. , где количество переходит в  качество (за счет этого развития) и необходима постоянная борьба  для развития.

 

 

Вопрос 10. Понятие и законы диалектики.

 

 

Диалектика – учение о  наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и  познания и основанный на этом учении метод мышления. Диалектика – философская  теория, метод и методология научного познания и творчества вообще. Теоретические  принципы диалектики составляют существенное содержание мировоззрения. Таким образом, диалектика выполняет теоретическую, мировоззренческую и методологическую функции. Основные принципы диалектики, составляющие ее стержень, - всеобщая связь, становление и развитие, которые  осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы  категорий и законов.

 

Само слово «диалектика» впервые применил Сократ, обозначивший им искусство вести спор, диалог, направленный на взаимозаинтересованное обсуждение проблемы с целью достижения истины путем противоборства мнений. В смысле, близком к современному, понятие диалектике впервые употребляется  Гегелем, трактовавшим ее как умение отыскивать противоположности в  самой действительности.

 

Классическая немецкая философия  разрабатывает на идеалистической  основе целостную концепцию диалектики как универсальной теории и метода познания мира. Вершиной классической идеалистической диалектики стало  учение Гегеля. У него диалектика охватывает всю область действительности, начиная  от чисто логических категорий, переходя далее к природе и духу и  заканчивая категориальной диалектикой  исторического процесса. В его  диалектике дана содержательная картина  общих форм движения.

Информация о работе Философия и мировоззрение