Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 07:11, реферат
Мировоззрение людей играет свою специфическую роль в их жизни. Реализуется эта роль посредством функций, которые оно выполняет.
Для того, чтобы предметно представить функции мировоззрения человека необходимо вспомнить определение сути категории «функция», приводившееся ранее на страницах данной работы. Функция любого феномена - это устойчивый способ проявления в среде интегрированных его содержания, сущности и качества. Словом, если вести речь о функциях мировоззрения человека, то необходимо представить устойчивые «линии» проявления в среде его содержания, сущности и качества.
1. Введение……………………………………………………………………3
2. Мировоззрение ………………………………………………………........4
3. Функции мировоззрения в жизни личности…………………………......8
4. Философия как мировоззрение. Причины формирования основных философских направлений…………………………………………........11
5. Заключение ……………………………………………………………....16
6. Список литературы………………………………………………………18
Содержание
Введение
Каждый человек-это загадка и в основном, загадка для самого себя. Наше
общество, общество людей - это самая большая тайна, и конечно познать эту
тайну, в силах не каждый, но каждый, я уверен, хотя бы в глубине души,
пытается эту тайну для себя приоткрыть. Приоткрыть ее, познав себя самого.
Я, думаю, что в этом вопросе, для меня лично, сможет помочь концепция
современного естествознания. Ведь основная цель современного естествознания - познание мира, формирование нашего личного мировоззрения. То медленно, то ускоренно, интенсивно изменяются во времени все составляющие общественно-исторического процесса: технические средства и характер труда, отношения между людьми и сами люди, их мысли, чувства, интересы. Мировоззрение человеческих сообществ, социальных групп, личностей тактике подвержено историческим переменам. Оно активно улавливает, преломляет большие и мальте, явные и скрытые процессы общественных изменений. Говоря о мировоззрении, в большом общественно-историческом масштабе, имеют в виду преобладающие на том или ином этапе истории предельно общие убеждения, принципы познания, идеалы и нормы жизнедеятельности, то есть выделяют общие черты интеллектуального, эмоционального, духовного настроя той или иной эпохи, и о в реальной действительности мировоззрение формируется в сознании конкретных людей и используется личностями и социальными группами в качестве определяющих жизнь общих воззрений. А это значит, что, кроме типовых, суммарных черт, мировоззрение каждой эпохи живет, действует во множестве групповых и индивидуальных вариантов. Строго говоря, каждый человек или социальная группа, выделенная по тому или иному признаку (например, по классовой принадлежности, социальному положению, уровню образования, профессии и другим) , имеет собственные, не во всем совпадающие с другими, а иногда и очень сильно отличающиеся от них самые общие представления о мире и жизненные программы, и все же и многообразии вариантов исторически изменяющихся мировоззрений можно выделить ряд укрупненных градаций, типов.
Мировоззрение
Слово мировоззрение не достаточно строго определено как и все, что имеет не достаточно хорошо понимаемую сущность и, соответственно, оно контекстно-зависимо от условий использования, имеет различные варианты бытового уровня понимания. Это заметно по некоторым смысловым расхождениям описания в различных словарях. Мировоззрение БСЭ Мировоззрение, - система взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. М. — это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание М. группируется вокруг того или иного решения основного вопроса философии. В качестве субъекта М. реально выступают социальная группа и личность. М. является ядром общественного и индивидуального сознания. Выработка М. — существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной социальной группы, общественного класса и его партии. По своей сущности М. — общественно-исторический феномен, возникший вместе с появлением человеческого общества. Мировоззрение. Общественные науки Мировоззрение - система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их идеалы, убеждения, принципы познания их деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение. Википедия Мировоззре́ние — совокупность (система) взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющая отношение к окружающей действительности и характеризующая видение мира в целом и место человека в этом мире. Обусловлено особенностями общественного бытия и социальными условиями. Мировоззрение личности определяет мнение. Именно мировоззрение, а не объем знаний человека определяет его поведение и поступки. Характеризует общее понимание
мира, быта, социума и индивида, его этическую и эстетическую с В статье из материалов сайта университета «Дубна» Суть научного мировоззрения: Что такое научное мировоззрение? В. И. Вернадский: "Это, прежде всего, отношение к окружающему миру, не противоречащее основным принципам научного поиска, опирающимся на многократно проверенные и подтвержденные истины..." В основе научного мировоззрения лежит метод. Он не является лишь орудием получения знаний, но это всегда то средство, которым знание подвергается проверке. Слово отношение использовано в высказывании Вернардского очень верно, передавая суть личного мировоззрения, если понимать: а что же такое есть личное отношение и его механизмы. В статье условно разделяется
научное и интуитивное Что есть общего и в чем
различие между научным и интуитивным Очень кратко можно ответить
так: «Интуитивное мировоззрение К сожалению, как это постоянно происходит с эмпирическим подходом к психике (например в психологии), происходит путаница вследствие недопонимания, мало того, используются вынуждено недоопределенные понятия бытового уровня: догадываются, интуитивное. да еще приплетается совершенно лишнее (и порочное) утверждение: "жизнь есть космопланетарное явление ". Хотя именно интуитивно делаются в целом верные выводы: Однако не только методом
определяется и развивается научное Хотя здесь стоит учитывать, что есть часть психической деятельности более базовая (по иерархии развития), чем то, что можно выделить как связанное с наукой (с научным методом) и, соответственно, влияет на личный результат. Иначе получается, что: Интуитивное мировоззрение является питательной средой (опыт, вера, образы) научного мировоззрения, источником гипотез и предположений, источником идей. На самом деле питательной средой является не мировоззрение, а вся совокупность психического состояния, - вовсе не только лишь та ее часть, которую можно условно выделить как наиболее общую. Ведь не назовешь же мировоззрением только что сформировавшееся отношение ребенка к укусившей его пчеле, хотя, этот факт, развиваясь субъективно, может перестроить психику и способен стать настолько общим контекстом отношения, что будет влиять на восприятие и поведение в самых обширных проявлениях (панически избегать всего летящего, думать об этом) настолько, что уже точно будет обладать качествами мировоззрения. Это стоит назвать конкретным знанием, которое всегда бывает только личным (в отличие от формализованных сведений). Узкая специализация в познании не обеспечивает той общности личного отношения, которую можно назвать мировоззрением. Вот почему так часто случается, что ученый, как шоры надев на глаза только то, что касается его узкой предметной области, бывает наивен во многом, что оказывается вне ее. Мировоззрение – проявление системы знаний личности наиболее общего характера, вне отдельных предметных областей познания, сформированная на основе личного отношения, развивающегося с каждым новым опытом. В статье универа Дубны в заключении дано скорректированное определение, где учитывается именно общий, контекстный характер отношения (мелким шрифтом выделил явно лишнее): Мировоззрение — это обобщающая форма знаний Из примера про пчелу видно, во-первых, что не возможно провести четкую границу: это мировоззрение, а это – частное личное отношение, во-вторых, качественно выделить абстракцию "мировоззрение" все же можно и очень даже полезно для того, чтобы использовать ее в понимании психических проявлений личности и социума, чем мы и занимаемся в этой статье. Еще тот пример показывает то, что мировоззрение может включать в себя сугубо субъективное отношение, далеко не адекватное объективной реальности. Укус пчелы способен породить психическую неадекватность, исказить восприятие-поведение так, что оно окажется во многом не соответствующим происходящему. И лишь определенные методы взаимодействия с реальностью способны дать возможность скорректировать отношение более адекватно. Наиболее выверенные на практике развития науки такие методы называют научными методами познания реальности. Мировоззрение – проявление наиболее общей части личной системы значимости, признаков отношения общего характера для закономерностей всех видов, а не конкретного опыта восприятия-действия, которые стали знаниями общего характера с разным уровнем убежденности в их верности (оценка верности – так же развивается с опытом, поначалу в детстве есть склонность верить всему, т.е. быть предельно убежденным, что необходимо для периода доверчивого обучения [41]). Про мировоззрение можно корректно говорить только в виде его внешних проявлений при восприятии какой-то личности другой личностью, точно так же - как про "сознание" , "'эмоции" и другие выделяемые абстракции в наблюдении за психической деятельностью. Это - идеализируемая в нашем восприятии форма процессов - абстракции, а не их материальное содержание. Сами по себе механизмы, порождающие эти внешние проявления, слишком интегральны и неделимы, чтобы можно было провести корректно границу, хотя любой человек вправе провести свою условную границу, что мы и делаем для удобства взаимопонимания Сложившаяся система отношений определяет то, какая оценка в системе значимости будет ассоциирована со сведениями в конкретном опыте, превращая сведения в знания. Естественно, наиболее важные, значимые закономерности (т.е. связанные с наиболее сильным откликом базовых центров хорошо-плохо) для данной личности составляют основу мировоззренческой части системы значимости. Поэтому если человека очень волнует основной вопрос философии (неважно, знает ли он о нем), то основой его мировоззрения станет именно его личные убеждения в этом вопросе, т.е. оценки значимости, ассоциированные с результатами его опыта в решении такого вопроса. |
Функции мировоззрения в жизни личности.
Мировоззрение людей играет свою специфическую роль в их жизни. Реализуется эта роль посредством функций, которые оно выполняет.
Для того, чтобы предметно представить функции мировоззрения человека необходимо вспомнить определение сути категории «функция», приводившееся ранее на страницах данной работы. Функция любого феномена - это устойчивый способ проявления в среде интегрированных его содержания, сущности и качества. Словом, если вести речь о функциях мировоззрения человека, то необходимо представить устойчивые «линии» проявления в среде его содержания, сущности и качества. Нам представляется, что есть все основания для того, чтобы заметить - мировоззрение личности формирует целевые установки ее действий. Это вытекает из сути мировоззрения как системного взгляда человека на мир и определителя направлений его деятельности. Функция целеполагания, определения направлений действий людей, по нашему мнению, органично вытекает из содержаний мировоззрений людей. Мировоззрение человека фактически участвует в определении направлений его практических действий. А коль скоро это так, то очевидно, что мировоззрению присуща функция целеполагания, телеологическая функция.
Очевидно, что мировоззрение человека выполняет гносеологическую функцию. Ее смысл заключается в том, что мировоззрение участвует в процессе познания человеком явлений действительности. Являясь системой образов явлений окружающего человека мира, мировоззрение несет в себе информацию о них. Нам представляется очевидным факт: мировоззрение выполняет функцию познания человеком явлений действительности, то есть гносеологическую функцию. Мировоззрение человека несет в себе системные знания о мире в целом. Отсюда следует, что было бы ошибкой не видеть и не выделять гносеологическую функцию мировоззрения.
Общеизвестно, что процесс познания подчинен действию законов логики. Сами объекты познания достаточно жестко определяют логическую последовательность формирования в сознании людей образов их отражающих. Это с одной стороны. С другой - каждый сознательный субъект в ходе познания явлений действительности определяет последовательность их изучения. Другими словами, он руководствуется законами логики. Причем законами как формальной, так и диалектической логик.
Нельзя не видеть, что после получения человеком информации о явлениях действительности, он в силу специфики сознания раскладывает ее по его «полкам». По сути, он решает задачу определения взаимосвязанности, субординации и координации образов явлений действительности, без чего понять мир и сформировать целостный, системный взгляд на него невозможно. Другими словами, в саму суть, «плоть и кровь» мировоззрения людей «вплетена» логическая функция мировоззрения.
Мировоззрение человека - это система знаний о мире в целом являющаяся определителем его отношения к действительности и направлений его деятельности. Мировоззрение, как уже не раз отмечалось, это знания, нацеливающие людей на практические действия. А коль скоро это так, то очевидно, что мировоззрение выполняетметодологическую функцию. Мировоззренческие установки, знания людей, начиная работать на решение практических задач, превращаются в методологические средства: приемы, подходы, способы и методы. Это, собственно, и детерминирует формирование методологической функции мировоззрений людей.
Другими словами, мировоззрение как система знаний о мире в целом, работая на решение практических задач жизнедеятельности людей, выполняет методологическую функцию.
Общеизвестно, что там, где решаются методологические задачи, с необходимостью возникают методические проблемы. Это закон процесса познания и преобразования явлений действительности. Не является в этом смысле исключением реализация методологической функции мировоззрений людей. Мировоззрение человека способно понастоящему эффективно реализовать свои методологические возможности только в единстве с методической составляющей. Методика, как известно, предполагает решение двух групп задач: она ориентирует людей на выбор методологических средств для осуществления конкретных познавательно-практических действий. Это с одной стороны. С другой - она нацеливает людей на определение последовательности использования этих методологических средств в процессе познания и преобразования явлений действительности. Без сомнения, мировоззрению свойственна методическая функция. Мировоззрение людей участвует как в процедуре выбора человеком методологических средств для решения конкретных практических задач, так и в определении последовательности их использования.
Решая гносеологические, логические, методологические и методические задачи, мировоззрение людей участвует в информационном процессе. Другими словами, мировоззрение каждого человека является носителем определенной информации, а значит участником информационного процесса общества. Это дает право заметить - мировоззрению присуща информационная функция. Ее суть заключается в получении, хранении, обработке и распространении в общественном сознании информации о явлениях действительности. Очевидно, что мировоззрение каждого человека такую функцию выполняет.
С достаточным основанием можно констатировать - мировоззрение человека участвует в решении задач не только познания, но и анализа процессов, происходящих в мире. Словом, можно и нужно вести речь об аналитической функции мировоззрения личности. Практика свидетельствует - каждую аналитическую задачу человек решает, опираясь на многие факторы, в том числе на свое мировоззрение.
Мировоззрение человека - это средство, определяющее степень его общественной коммуникативности. Именно исходя из своих мировоззренческих установок, человек принимает решение вступать или не вступать в социальное взаимодействие с другими людьми. Можно с полным основанием выделять коммуникативную функцию мировоззрения людей.
Своеобразное развитие и уточнение содержания вышеназванной функции получает в идеологической функции мировоззрения человека. Ее можно позиционировать следующим образом: а) мировоззрение каждого человека является носителем определенных идеологических установок; б) люди посредством своего мировоззрения влияют на формирование, развитие и функционирование конкретных идеологий; в) через мировоззрение людей реализуются те или иные идеологии, существующие в обществе. Словом, нет оснований не видеть идеологическую функцию мировоззрений людей.
Посредством своего мировоззрения каждый человек в той или иной степени вовлекается в культурологический процесс общества. Именно мировоззрения людей являются важными факторами, определяющими их отношение к культуре конкретной страны, мировой культуре. По нашему мнению, существует основание для выделения культурологической функции мировоззрения человека.
Сквозь призму содержания своего мировоззрения люди дают оценку фактически всем процессам и событиям, происходящим в действительности. Мировоззрение человека является своеобразным «оселком» оценки событий его бытия. Это дает нам право выделять в качестве самостоятельной оценочную, аксеологическую функцию мировоззрения. Жизнь убеждает в том, что мировоззрение человека участвует в оценке содержания, социальной направленности всех без исключения процессов, происходящих в мире. При этом очевидна «работа» закономерности: чем глубже, объективнее содержание мировоззрения человека, тем глубже, объективнее он способен давать оценки процессам, происходящим в мире.
Философия как мировоззрение. Причины формирования основных философских направлений
Ранние представления о назначении философии с незначительными изменениями и дополнениями, изменениями в акцентах перешли в современное философское мышление, поскольку не утратили своей актуальности поднимаемые древними «метафизиками» вопросы, и современное человечество пытается уяснить коренные основы мироздания, степень привязанности к этим «основам» человека: исключительное ли он существо во всей громаде мироздания или же выступает всего лишь частичкой всеобщего мирового Разума? Не обманываемся ли мы, считая смерть концом личностного бытия? В поисках ответов на эти и подобные вопросы можно обратиться к данным естествознания, но все равно дилемма «человек – Вселенная» не станет разрешимее.