Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 17:39, контрольная работа
С момента своего возникновения философия играла решающую роль в формировании мировоззрения людей. Она боролась за свое место в духовной жизни общества. Ей пришлось очень тяжело, когда в средние века теология подчинила её себе. В Новое время философия вырвалась из оков христианства и снова заняла важное место в обществе. Причем рациональная философия оттеснила остальные философские течения и направления. Она помогала людям правильно ориентироваться в сложной сети общественной жизни, находить пути выхода из тупиковых ситуаций. Она по-прежнему выполняла важные мировоззренческие функции.
Введение…………………………………………………………………………………...4
Мировоззрение: его сущность, структура и роль в жизни человека и общества……..5
Основное исторические типы мировоззрения…………………………………………..7
Философия и мировоззрение. Роль философии в формировании мировоззрения современного человека………………………………………………………………….14
Заключение……………………………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………………………17
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский Государственный Экономический Университет» Центр дисциплинарного образования
Контрольная работа
По дисциплине: «Философия»
На тему (вариант): «Философия и мировоззрение»
Исполнитель: студент группы: УЗ-10 СР
Деньгина фамилия Мария Анатольевна имя, отчество
(подпись)
Преподаватель:
(фамилия, имя, отчество)
(подпись)
г. Серов 2011 г. |
РЕЦЕНЗИЯ на контрольную работу
_1_ курс, группа: УЗ-10СР
_Деньгина Мария Анатольевна___ (Фамилия, имя, отчество студента) _____________Национальная экономика_____________ (название специальности) Письменная работа по дисциплине: _Философия___________________
______________________________
на тему: « _ Философия и мировоззрение _________________________
______________________________
______________________________ (Фамилия, имя, отчество, должность, научное звание рецензента (преподавателя)) ______________________________
|
Оценка работы ______________________________
Содержание рецензии
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
«__» ___________________ 2010г. _________________________ |
Содержание
стр.
Введение
С момента своего возникновения философия играла решающую роль в формировании мировоззрения людей. Она боролась за свое место в духовной жизни общества. Ей пришлось очень тяжело, когда в средние века теология подчинила её себе. В Новое время философия вырвалась из оков христианства и снова заняла важное место в обществе. Причем рациональная философия оттеснила остальные философские течения и направления. Она помогала людям правильно ориентироваться в сложной сети общественной жизни, находить пути выхода из тупиковых ситуаций. Она по-прежнему выполняла важные мировоззренческие функции.
Термин «философия
истории» был введен французским
просветителем Вольтером в 18 веке.
Он считал, что историк не просто
должен описывать события, излагать
их в хронологической
Философию истории можно излагать по-разному. Одни исследователи дают широкую панораму всего исторического процесса. Другие главное внимание обращают на теоретическое наследие крупнейших философов истории. В этой работе используется проблемное изложение материала. Такой подход дает возможность охватить наиболее фундаментальные проблемы философии истории, дать их комплексный и всесторонний анализ.
Мировоззрение: его сущность, структура и роль в жизни человека и общества
Мировоззрение – необходимая составляющая человеческого сознания, познания. Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а их сложное взаимодействие. Разнородные «блоки» знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, предстают как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя.
В состав мировоззрения входят и играют в нем важную роль обобщенные знания – повседневные, или жизненно-практические, профессиональные, научные. Чем солиднее запас знаний в ту или иную эпоху, у того или иного народа или отдельного человека, тем более серьезную опору может получить соответствующее мировоззрение. Наивное, непросвещенное сознание не располагает достаточными средствами для четкого, последовательного, рационального обоснования своих взглядов, обращаясь часто к фантастическим вымыслам, поверьям, обычаям.
Степень познавательной насыщенности, обоснованности, продуманности, внутренней согласованности того или иного мировоззрения бывает разной. Познания никогда не заполняют собой всего поля мировоззрения. Кроме знаний о мире (включая и мир человека) в мировоззрении осмысливается также весь уклад человеческой жизни, выражаются определенные системы ценностей (представления о добре и зле и другие), выстраиваются «образы» прошлого и «проекты» будущего, получают одобрение (осуждение) те или иные способы жизни, поведения.
Итак, мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, и место человека в нем.
Мировоззрение – это совокупность идей, чувств, эмоций, общее отношение человека к миру – познавательный пласт, эмоциональный, поведенческий.
Основные вопросы:
Влияние: убеждения, идеалы. Субъект мировоззрения – личность, социальная группа и общество в целом.
Мировоззрение формируется:
Как сложное духовное явление, мировоззрение включает в себя: убеждения, идеалы, цели, мотивы поведения, интересы, ценностные ориентиры, принципы познания, нравственные нормы, эстетические воззрения и другие…
Важным элементом мировоззрения является оценка событий и процессов, поэтому можно выделить три основных аспекта мировоззрения:
Формирование
мировоззрения протекает по-
Философия – мировоззренческая наука, масштабный взгляд на жизнь, человека и др. аспекты.
В совей структуре мировоззрение имеет следующие составляющие:
Так как мировоззрение является системой взглядов, обеспечивающих познание мира в целом и поиск места в нем человека, а так же определяющих его жизненные позиции и ценностные ориентиры, то основные вопросы заключаются в отношении человека к миру, которое можно выразить в схеме «Субъект» – «Объект», где в качестве субъекта выступает самодостаточное «Я» в диапазоне от конкретного индивида до конкретного общественного института, а объектом является то, что вызывает повышенный интерес и то, что противостоит субъекту как «не-Я». Это может быть любая реальность в диапазоне от любого явления мира од другого «Я».
«Субъект» – «Объект» - система предполагает определенную взаимосвязь компонентов, составляющих структуру этой системы:
Основное исторические типы мировоззрения
На протяжении истории складывались различные типы мировоззрения в зависимость от конкретных условий. Выделяют следующие типы:
Мифологическим мировоззрением – независимо от того, к далекому прошлому или сегодняшнему дню оно относится, мы назовем такое мировоззрение, которое основано не на теоретических доводах и рассуждениях, либо на художественно - эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них. Одна из особенностей мифа, безошибочно отличающая его от науки, заключается в том, что миф объясняет «все», так как для него нет непознанного и неизвестного. Он является наиболее ранней, а для современного сознания – архаичной, формой мировоззрения.
Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству природы. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных.
Известный английский этнограф Б. Малиновский отмечал, что миф, как он существовал в первобытной общине, то есть в его живой первозданной форме – это не история, которую рассказывают, а реальность, которой живут. Это не интеллектуальное упражнение или художественное творчество, а практическое руководство к действиям первобытного коллектива. Задача мифа не состоит в том, чтобы дать человеку какое-то знание или объяснение. Миф служит для оправдания определенных общественных установок, для санкционирования определенного типа верований и поведения. В период господства мифологического мышления еще не возникла потребность в получении специальных знаний.
Таким образом, миф – это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни. В мифе как наиболее ранней форме человеческой культуры объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации. Если применительно к мифу можно говорить о познании, то слово «познание» здесь имеет смысл не традиционного добывания знания, а мироощущения, чувственного сопереживания (так мы употребляем этот термин в высказываниях «сердце дает о себе знать», «познать женщину» и т. д.).
Для первобытного человека как было невозможно зафиксировать свое знание, так и убедиться в своем незнании. Для него знание не существовало как нечто объективное, не зависящее от его внутреннего мира. В первобытном сознании мыслимое должно совпадать с переживаемым, действующее с тем, что действует. В мифологии человек растворяется в природе, сливается с ней как ее неотделимая частица.
Основным
принципом решения