Философия и мировоззрение

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 17:39, контрольная работа

Краткое описание

С момента своего возникновения философия играла решающую роль в формировании мировоззрения людей. Она боролась за свое место в духовной жизни общества. Ей пришлось очень тяжело, когда в средние века теология подчинила её себе. В Новое время философия вырвалась из оков христианства и снова заняла важное место в обществе. Причем рациональная философия оттеснила остальные философские течения и направления. Она помогала людям правильно ориентироваться в сложной сети общественной жизни, находить пути выхода из тупиковых ситуаций. Она по-прежнему выполняла важные мировоззренческие функции.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………...4

Мировоззрение: его сущность, структура и роль в жизни человека и общества……..5

Основное исторические типы мировоззрения…………………………………………..7

Философия и мировоззрение. Роль философии в формировании мировоззрения современного человека………………………………………………………………….14

Заключение……………………………………………………………………………….16

Список литературы………………………………………………………………………17

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 53.41 Кб (Скачать)

Возрождение античной культуры в Италии обязано  главным образом интенсивному развитию городской жизни. Социальная активность итальянского города стала резко  контрастировать с феодально-деревенской  жизнью подавляющего большинства стран  Европы. Главным центром гуманистического движения эпохи Возрождения стала  Флоренция, что означает «цветущая», которую можно назвать даже столицей итальянского Возрождения. Здесь родился  и провел многие годы провозвестник  Возрождения великий поэт и мыслитель Данте Алигьери (1265-1321).

В своей «Божественной  комедии» Данте, с одной стороны  как бы представляет энциклопедию христианского  мировоззрения средневековья, а, с  другой, – он исполняет своеобразный гимн земному человеку с его напряженной социальной жизнью и собственной психологией, ибо, по Данте, «из всех проявлений божественной мудрости человек – величайшее чудо».

Подлинным родоначальником  гуманистического движения итальянского возрождения стал поэт и философ  Франческа Петрарка. Главным направлением его поэзии стала тема чувственно окрашенного отношения к земной красоте женщины и природы.

Так возникла и стала развиваться идея обожествления  человека, идея его максимального  сближения с богом на путях  человеческой творческой деятельности, особенно на путях его поэтического творчества.

Центральную роль в этом новом мировоззрении  стало играть прежде всего понятие человеческой деятельности.

Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий  характер, их мировоззренческие схемы, то есть всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении  человека и его положении в  мире и т. д. Она унаследовала также  весь объем позитивного знания, которое  на протяжении тысячелетий накопило человечество. Однако решение мировоззренческих  проблем в зарождающейся философии  происходило под иным углом зрения, а именно с позиций рациональной оценки, с позиций разума. Поэтому  можно сказать, что философия  – это теоретически сформулированное мировоззрение. Философия – это мировоззрение, система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку. Философия – это теоретический уровень мировоззрения. Следовательно, мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный характер.

Итак, мифологически-религиозное  мировоззрение носило духовно-практический характер. Исторические особенности  этого мировоззрения связаны  с низким уровнем освоения человеком  действительности, зависимостью его  от неосвоенных, непокоренных сил природы  и общественного развития, а также  с недостаточным развитием его познавательного аппарата.

По мере развития человеческого общества, установления человеком определенных закономерностей, совершенствования познавательного  аппарата появилась возможность  новой формы освоения мировоззренческих  проблем. Эта форма носит не только духовно-практический, но и теоретический  характер. На смену образу и символу  приходит Логос - разум. Философия и  зарождается как попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, т. е. мышления, опирающегося на понятия и суждения, связывающиеся друг с другом по определенным логическим законам. В отличие от религиозного мировоззрения, с его преимущественным вниманием к вопросам отношения человека к превосходящим его силам и существам, философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нарастающую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания. Первоначально она выступила на исторической арене как поиск мирской мудрости.

Термин "философия" в переводе с греческого языка  означает любовь к мудрости. Слово "философ" впервые употребил греческий  математики мыслитель Пифагор (ок. 580- 500 гг. до н. э.) по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Истолкование и закрепление в европейской культуре термина "философия" связано с именем Платона. Первоначально понятие "философия" употреблялось в более широком значении. По сути дела, этот термин означал совокупность теоретических знаний, накопленных человечеством. При этом следует отметить, что именовавшиеся философией знания древних охватывали не только практические наблюдения и выводы, зачатки наук, но и раздумья людей о мире и о себе, о смысле и цели человеческого существования.

Возникновение философии означало появление особой духовной установки – поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами, надеждами.

Философия и мировоззрение. Роль философии в формировании мировоззрения современного человека.

 

 

 

XX век ушел  с исторической арены, продемонстрировав  возрастание динамики социальной  жизни, потрясая воображение глубинными  переменами во всех структурах  политики, экономики, культуры. Человечество  потеряло веру в возможность  обустройства планеты, предполагающего  устранение нищеты, голода, насилия  и воин. Цель – превратить Землю в общечеловеческий дом, где каждый найдет свое место в жизни, где судьба каждого станет болью и заботой общества, – давно перешла в разряд утопий и фантазий. Неопределенность и альтернативность исторического развития человечества поставила его перед выбором, принудив задуматься над тем, что происходит в мире и с людьми.

В этой ситуации проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места  и роли в обществе, цели и смысла социальной и личной активности, ответственности  за свои поступки и выбор форм и  направлений своей деятельности становятся главными. Именно для нашего времени характерно бурное развитие науки, техники, социального самосознания, всеобщего признания ценностей  демократии и прав человека, его  экономической и политической свободы, свободы совести и выбора мировоззренческих ориентаций.

Сейчас все  осознают огромное значение науки не только для практической деятельности общества, но и для его духовной жизни, для формирования современного мировоззрения. Важнейшей характеристикой  духовной культуры нашего времени является осознание целостности современного мира. Неотъемлемой частью картины  мира являются глобальные проблемы, выражающие глубинные противоречия современного этапа единого исторического процесса.

Высокая оценка науки причудливо сочетается с широким  распространением суеверий и современных  мифов, нередко облаченных в научные одежды.

Несмотря  на это, для людей все больше характерно нарастание духовной апатии и нравственного  нигилизма. Как это ни парадоксально, но в нашем динамичном, взаимосвязанном, насыщенном информацией мире человек  нередко чувствует себя одиноким. Быстрота развития и научного роста, отсутствие четких нравственных идеалов, все меньшее влияние религии  на человека - все это оставляет  свой отпечаток на современном типе мировоззрения. Человеку все сложнее  определить ценностные ориентиры, сформировать свою картину мира и поставить  перед собой четкие жизненные цели.

Сейчас как  никогда ранее человек должен уметь искать ответы на мировоззренческие  вопросы, не в преданиях предков (мифах), не в вере в авторитет (религия), а в доводах и умозаключениях разума. Новейшим и рациональным построением  мировоззрения человека является и  наука. Научное и философское  знание во многом совпадают. Однако научное  знание безразлично к смыслам, целям, ценностям и интересам человека. Напротив, философское знание - ценностное знание, т.е. знание о месте и роли человека в мире. Такое знание глубоко  личностно, и как никакое другое влияет на мировоззрение. Философская  истина объективна,

 но переживается она  каждым по-своему, в соответствии  с личным жизненным и моральным  опытом. Только так знание становится  убеждением, формирует мировоззрение, защищать и отстаивать которое человек будет до конца, даже ценой собственной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Философия истории  исследует имманентную логику развития человеческого общества, единство и  многообразие исторического процесса, проблемы социального детерминизма и социального прогресса. Она  дает теоретическую реконструкцию  исторического прошлого, устанавливает  истинность исторических фактов и событий.

Философия истории  не может развиваться без использования  достижений исторической науки. Она  не может делать научные обобщения  без знания конкретных фактов и конкретной действительности. Поэтому она постоянно  должна обращаться к результатам  исторической науки. Но и историческая наука нуждается в философии  истории, так как благодаря ей получает мощный методологический инструмент познания и изучения исторического  прошлого.

Формирование  философии истории процесс трудный  и сложный, в ходе которого проявлялись  различные позиции ученых. Одни отвергали  её, обвиняя в спекулятивности  и схоластике, другие защищали. Определенный скептицизм сохранился и в настоящее  время но он пройдет, ибо нельзя игнорировать тот факт, что люди нуждаются в философско-историческом прочтении своей истории, своего социума.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Асмус В.Ф. Античная философия.- М.,1996 г

 

  1. Мифы  народов мира. Энциклопедия. В 2 - томах, М., 1994.

 

  1. Несмеенов Е. Е. «Основы философии в вопросах и ответах», М., 1997.

 

  1. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М.: Гардарика, 1998

 

  1. Шуртаков К.П. Мировоззрение и методы его формирования. - Казань, 1989.

 


Информация о работе Философия и мировоззрение