Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:32, контрольная работа
У каждого человека есть свое мировоззрение, и оно формируется в процессе социализации человека, его общения с окружающим миром. В процессе своего развития мы присваиваем себе определенные ценностные установки, моральные, нравственные признаки, у нас складывается своя «картина жизни». С помощью норм и принципов мы можем взаимодействовать в обществе - так формируются различные классы, группы, сословия. Мировоззрение подразделяется на научное (то есть основанное на научных открытиях, достижениях) и ненаучное (имеет религиозные, мистические компоненты). В современном обществе все больше возрастает авторитет науки, с помощью нее пытаются объяснить ненаучные явления, а также антинаучные феномены.
Мировоззрение, его роль в жизни человека.
Структура мировоззрения.
Типы мировоззрения.
1. Мировоззрение – это некая система взглядов человека на окружающий мир, на отдельные явления в их взаимосвязи, также это процесс осознания человеком своего места в мире, в жизни других людей, осознание человеком своих возможностей, смысла своей жизни. Мировоззрение в жизни человека является продуктом его духовной деятельности. Если говорить о более узком значении этого слова, то мировоззрение – это представлении о мире не конкретного человека, а целых народов, поколений или групп людей: представления мифологические, философские, религиозные, научные, политические и обыденные. Мировоззрение - это некая «картина мира». Оно дает человеку представление о собственной связи с окружающей действительностью.
У каждого человека есть свое мировоззрение, и оно формируется в процессе социализации человека, его общения с окружающим миром. В процессе своего развития мы присваиваем себе определенные ценностные установки, моральные, нравственные признаки, у нас складывается своя «картина жизни». С помощью норм и принципов мы можем взаимодействовать в обществе - так формируются различные классы, группы, сословия. Мировоззрение подразделяется на научное (то есть основанное на научных открытиях, достижениях) и ненаучное (имеет религиозные, мистические компоненты). В современном обществе все больше возрастает авторитет науки, с помощью нее пытаются объяснить ненаучные явления, а также антинаучные феномены.
Мировоззрение людей менялось много
раз на протяжении всей истории человечества.
Каждой эпохе соответствует
Специфика мировоззрения общества
родового, доклассового представлена
в мифах. В мифах не разделяются
явления природные и
Специфика мировоззрения античного заключается в том, что космос - это единый механизм, который объединяет все автономные части, все люди гармонично связаны с миром и друг с другом. Основателями этого мировоззрения стали философы, которые пытались связать все вокруг в единое целое, они пытались найти единые законы для всей вселенной, кризис античного мировоззрения привел к появлению новых ценностей и установок.
На смену античному
Эпоха возрождения требовала от человека активности, предпринимательских способностей, веры в свои возможности. Также для прогресса было необходимо развитие науки, были сделаны многие важные научные открытия. «Знание – сила» - вот лозунг эпохи возрождения. Новая эпоха была ориентирована на развитие человека как личности. Кризис капитализма привел к мировоззренческому нигилизму, к децентрализации.
Современный человек живет в мире массовой культуры, глобального рынка, управленческих технологий, а также в мире, где можно манипулировать общественным и индивидуальным сознанием. Отчуждение человека от самого себя, от других людей, от природы - все это показатель глубокого кризиса общественных ценностей. Для построения нового общества необходимо воспитание в личности такого мировоззрения, которое могло бы создать пространство культуры, в котором человек смог бы проявить свои лучшие качества.
2. Мировоззрение является интегральным образованием. В мировоззрении в обобщенном виде представлены познавательная, ценностная и поведенческая подсистемы в их взаимосвязи.
Можно выделить следующие
структурные компоненты
- во-первых, это устойчивая картина
мира, которая включает в себя
конкретно-исторические
- во-вторых, оценка жизни, опирающаяся на систему идеалов;
- в-третьих, целеполагающая
ценности и смысла.
Важное значение имеет деятельностный аспект мировоззрения. Он концентрируется вокруг значений, смыслов и ориентиров нашей жизнедеятельности, создавая простор для выражения жизненного опыта, оценки действительности, убеждений, принципов и идеалов. Также очень важна "историческая оптика" мировоззрения, сфокусированная на конкретно-историческое видение мира и связанная с тем, что человек рождается в определенное историческое время и в определенном историческом месте.
В мировоззрении различаются
также интеллектуальная и
Мироощущение является
Результативной составляющей
мировоззрения является
Выделяются также
Теоретический уровень
3. Наиболее общими типами мировоззрений можно считать мифологическое, религиозное и философское.
Мифологическое Исторически первым типом мировоззрения явилось мифологическое. Мифология, как особый способ понимания мира, была присуща всем народам на ранней стадии развития, воплощая в себе особенности формирующегося человеческого сознания. Для нее характерна нерасчлененность сознания, отсутствие четких разграничений мира и человека, эмпирических знаний и фантазий, мысли и эмоций. Миф, выражая мысли в поэтической, эмоциональной форме, имел этиологическое (греч. aitia - причина, logos - учение) значение. Отвечая на многочисленные "почему", он предлагал доступное всем, образно-наглядное объяснение природы, явлений. Среди мифов каждого народа присутствовали такие, которые объясняли происхождение природы и человека, место человека в мире. Имелось и много общего в решении главных мировоззренческих вопросов. Постепенно в каждом племени стали выделяться хранители мифов, первоначально старейшины, затем – шаманы, среди мифов начали выделяться те, что связывались с культовыми действиями.
Религиозное Формировался новый тип мировоззрения - религиозное, которое стало повсеместно господствующим и в настоящее время остается наиболее распространенным типом мировоззрения в мире. Религиозное мировоззрение - обобщающее понятие для значительного числа различных систем миропонимания, исторически существовавших в рамках многочисленных религий. С появлением религиозного мировоззрения совпадает и появление особой группы людей, выступавших в роли хранителей религиозных идей и традиций. Условием прочности, распространенности того или иного мировоззрения является то, насколько оно укоренилось на уровне обыденного сознания, насколько оно отвечает повседневной жизни людей, их культуре. Религиозное решение мировоззренческих проблем оказывается доступным для усвоения на этом уровне сознания. Главным способом усвоения религиозного мировоззрения выступает вера, воспринимаемая в исторически-культурном контексте и опирающаяся на личный опыт человека. В содержании различных религиозных мировоззрений имеется ряд повторяющихся идей: творения мира Богом, предопределения Богом происходящих в мире событий (провиденциализм), целесообразности мирового устройства (телеология) , души как особой сущности в человеке, связи человека и Бога, воскресения и посмертного существования и др.
Философское мировоззрение развивается
на уровне теоретического сознания. Оно
связано с естественными и общественными
науками; представляет теоретический
уровень сознания. Как свидетельствуют
социологические исследования, в мире
становится все больше сторонников нерелигиозного
мировоззрения. Между различными видами
религиозного мировоззрения и их последователями
возникали различные отношения - от лояльного
до открыто враждебного, нетерпимого.
Общей основой для диалога религиозных
и нерелигиозных мировоззрений могут
служить принцип гуманизма, интересы человека.
Признание того, что высшей ценностью
для человека является человек, может
и должно служить основой диалога сторонников
любых мировоззрений.
Домашняя контрольная работа по учебной дисциплине «Философия» студентки АСПК ОЗО 5 курса группы 50 з/д
Калюжной Татьяны Алексеевны
Шифр
2. 50 з/д
Домашний адрес:
Ставропольский край
Апанасенковский р –он
С.Малая – Джалга
Ул. Прокатная 247
Тел.89275773310
Рецензия на ДКР по учебной дисциплине «Философия» студентки АСПК ОЗО 5 курса группы 50 з/д
Калюжной Татьяны Алексеевны
Мировоззрение.
План.
Используемая литература.