Мировоззрение и его структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 15:17, контрольная работа

Краткое описание

Понятие мировоззрения включает в себя сложную структуру. В качестве его основных элементов выступают знания, ценности, воля, убеждения, принципы, нормы, идеалы, чувства и эмоции программы действия. В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента.

Оглавление

1.Мировоззрение и его структура……………………………………………3
2.Общая характеристика русской философии………………………………5
3.Проблема бытия в философии средних веков…………………………….7
4.Современная философия науки……………………………………………8
5.Сознание и мозг…………………………………………………………….10
6.Регулятивные функции морали и права. Справедливость как идеал……11
7.Гражданское общество……………………………………………………..15
8.Проблема единства человечества………………………………………….16
9.Материя-это…………………………………………………………………19
10.Телеологизм-это……………………………………………………………20
Список источников и литературы……………………………………………21

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ КОНТРОЛЬНАЯ.docx

— 41.07 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.Мировоззрение и его структура……………………………………………3

2.Общая характеристика русской  философии………………………………5

3.Проблема бытия в философии  средних веков…………………………….7

4.Современная философия науки……………………………………………8

5.Сознание и мозг…………………………………………………………….10

6.Регулятивные функции морали  и права. Справедливость как  идеал……11

7.Гражданское общество……………………………………………………..15

8.Проблема единства человечества………………………………………….16

9.Материя-это…………………………………………………………………19

10.Телеологизм-это……………………………………………………………20

Список источников и литературы……………………………………………21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Мировоззрение и его структура

 

Понятие мировоззрения включает в себя сложную структуру. В качестве его основных элементов выступают знания, ценности, воля, убеждения, принципы, нормы, идеалы, чувства и эмоции программы действия. В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента: 
          1. Познавательный компонент. Он базируется на обобщенных знаниях-повседневных, профессиональных, научных и т.д.

Это знания и представления  о природе в целом, об универсуме, космосе. Здесь мы находим ответы на вопросы: как возник мир, что собой  представляет жизнь, как она возникла, в каких формах существует во Вселенной, в каком отношении она находится  к неживому. Кроме знаний о природе, в познавательный компонент мировоззрения  включаются антропологические, социологические, общественно-политические, этические  и эстетические взгляды и представления  людей. Это обобщенные знания о самом  человеке и об обществе, о его  устройстве, функционировании, о направленности исторического процесса, о смысле истории, представления о свободе  человека в выборе поступков и  направлений деятельности.

Познавательную сторону  мировоззрения составляют не только взгляды и представления природе, космосе, обществе, человеческой истории, но и вопросы, связанные с выяснением познавательного отношения человека к внешнему миру: как соотносится  мысль о предмете с самим предметом, возможно ли адекватное отражение предмета, что такое истина, заблуждение, ложь, и т.п.

2. Ценностно-нормативный  компонент. Он включает в себя  ценности, идеалы, нормы и т.д.  Понятие «ценность» используется  для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. Ценность -это способность какого-либо предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несчастье, о цели и смысле жизни и т.д. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формирует определенную иерархию ценностей, на вершине которой располагаются своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных общественных идеалах. Идеал является образцом (эталоном) для деятельности человека в конкретной обстановке и желаемой нормой его поведения в будущем.

Следствием устойчивой, повторяющейся  оценки человеком своих отношений  с другими людьми являются социальные нормы: моральные, религиозные, правовые и т.д., регулирующие повседневную жизнь, как отдельного человека, так и всего общества. В нормах в большей степени, чем в ценностях, присутствует приказной, императивный момент, требование поступать определенным образом, в этом заключается ее регулятивная функция.

3. Эмоционально-волевой компонент.  Для того чтобы знания, ценности  и нормы реализовывались в  практических поступках и действиях,  необходимо их эмоционально-волевое  освоение, превращение в личные  взгляды, убеждения, верования,  а также выработка определенной психологической установки на готовность действовать.

4. Практический компонент.  Мировоззрение - это не только  совокупность знаний, убеждений,  ценностей, идеалов и т.д., но  и реальная готовность человека  к определенному типу поведения  в конкретных обстоятельствах.  Без практической составляющей  мировоззрение носило бы крайне  абстрактный, отвлеченный характер. Мировоззрение - это предельно обобщенная, упорядоченная система взглядов человека наокружающий мир, явления природы, общество и самого себя; это система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в нем, а также совокупность убеждений, взглядов, оценок, идеалов, норм, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

 

2.Общая характеристика  русской философии

Русская философия – феномен  мировой философской мысли. Ее феноменальность  заключается в том, что русская  философия развивалась исключительно  автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада – эмпиризма, рационализма, идеализма  и др. В то же время русскую  философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых  проблем, порой непонятных для Запада.

Характерными чертами русской  философии являются:

    1. Сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;
    2. Специфическая форма выражения философских мыслей – художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, «эзопов язык» (что объясняется политической несвободной и жестокой цензурой);
    3. Целостность, стремление почти всех философов занимается не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;
    4. Большая роль проблем морали и нравственности;
    5. Конкретность;                                                                 
    6. Широкое распространение в массах, понятность простому народу.

Основы предмета русской философии  составляли:

    1. Проблема человека;
    2. Космизм (восприятие космоса как единого целостного организма);
    3. Проблемы морали и нравственности;
    4. Проблемы выбора исторического пути развития России – между Востоком и Западом (сугубо специфическая проблема русской философии);
    5. Проблема власти;
    6. Проблема государства;
    7. Проблема социальной справедливости (данной проблемой «пропитан» значительный пласт русской философии);
    8. Проблема будущего.

Можно выделить следующие основные этапы русской философии:

    1. Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси;
    2. Философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского государства (Московской Руси и России);
    3. Философия XVIII в.;
    4. Философия XIX в.;
    5. Русская и советская философия XХ в.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Проблема бытия в  философии средних веков

 

Платон под истинным бытием имел в виду «царство чистых мыслей и красоты» как нечто умопостигаемое в отличии от мира чувственных  вещей. По Аристотелю, бытие-это живая субстанция, характеризующаяся следующими принципами: каждая вещь есть самостоятельный факт, на который мы обращаем свое внимание(принцип материальности); каждый объект обладает структурой, части которой соотнесены друг с другом (концепция активной формы); она указывает на свое происхождение (принцип причинности); она имеет свое определенное назначение (принцип цели)В средние века оформилось так называемое онтологическое доказательство бытия Бога, состоящее в выводе Абсолютного Бытия из понятия бытия, а именно: то, больше чего нельзя помыслить, не может существовать только в уме.

В эпоху Возрождения и ,особенно, в Новое время происходит разделение философии и естественной науки. В связи с этим характерна «объективизация» понятия бытия и одновременно развитие субъективистских концепций. Бытие осмысливается как нечто телесное, вещественное, как объективная реальность противостоящая человеку и его разуму. Декарт: «я мыслю, следовательно существую» это значит, что бытие субъекта постигаемо только в акте самосознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Современная философия  науки

Современная философия науки представляет собой многоаспектное изучение науки  как системы знаний и вида деятельности человека, то есть её объектом является наука в целом. Объект философии науки – это наука как производство знаний. Но и с этой точки зрения она представляет собой нечто крайне многокомпонентное и разнородное. Это и экспериментальные средства, необходимые для изучения явлений, – приборы и установки, с помощью которых эти явления фиксируются и воспроизводятся. Это методы, посредством которых выделяются и познаются предметы исследования (фрагменты и аспекты объективного мира, на которые направлено научное познание). Это люди, занятые научным исследованием, написанием статей или монографий. Это учреждения и организации типа лабораторий, институтов, академий, научных журналов. Это системы знаний, зафиксированные в виде текстов и заполняющие полки библиотек. Это конференции, дискуссии, защиты диссертаций, научные экспедиции. Итак, наука – это определенная рациональная деятельность (сфера деятельности) человека, направленная на получение и систематизацию объективных и обоснованныхзнаний об окружающем мире.

Философия науки испытывает на себе большое влияние тех концепций  и теоретических положения, которые  разрабатываются в рамках философского направления. Поэтому можно говорить не только об их тесном взаимодействии, но о переплетении, когда та или  иная проблема, рассматриваемая в  философии науки как дисциплине философского знания, изучается в  соответствии с идеями того или иного  представителя философского направления. Например, соотношение личностного  и общезначимого в науке рассматривается  в соответствии с идеями Майкла Полани, детально разработавшего эту тему; языковые средства научного знания анализируются  в традициях, заложенных Венским  кружком. То есть новая философская  дисциплина опирается на основные идеи, традиции, концепции, сформировавшиеся в рамках направления. Это значит, что решение основных вопросов, рассматриваемых новой дисциплиной, имеет свою историю и может быть персонифицировано, связано с деятельностью определённой школы или творчеством конкретного представителя философии науки. Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте. Современная философия науки рассматривает научное познание как социокультурный феномен. И одной из важных ее задач является исследование того, как исторически меняются способы формирования нового научного знания и каковы механизмы воздействия социокультурных факторов на этот процесс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Сознание и мозг

Человеческий мозг - поразительно сложное образование, тончайший  нервный аппарат. Это самостоятельная  система и вместе с тем подсистема, включенная в состав целостного организма  и функционирующая в единстве с ним, регулирующая его внутренние процессы и взаимоотношения с  внешним миром. Какие же факты  неопровержимо доказывают, что именно мозг есть орган сознания, а сознание - функция человеческого мозга?

Прежде всего тот факт, что  от уровня сложности организации  мозга зависит и уровень отражательно-конструктивной способности сознания. Мозг первобытного, стадного человека был слабо развит и мог служить органом лишь примитивного сознания. Мозг современного человека, сформировавшийся в результате длительной биосоциальной эволюции, представляет собой сложноорганизованный орган. Зависимость уровня сознания от степени организации мозга  подтверждается еще и тем, что  сознание ребенка формируется, как  известно, в связи с развитием  его мозга, а когда мозг глубокого  старца дряхлеет, угасают и функции  сознания.

Нормальная психика невозможна вне нормально функционирующего мозга. Как только нарушается и тем  более разрушается утонченная структура  организации материи мозга, разрушаются  и структуры сознания. Когда повреждаются лобные доли, больные не могут продуцировать  и осуществлять сложные программы  поведения ; они не имеют устойчивых намерений и легко возбуждаются побочными раздражителями. При поражении  затылочно-теменных отделов коры левого полушария нарушаются ориентировка в пространстве, оперирование геометрическими  отношениями и т.д. Известно, как  деформируется духовный мир личности, а нередко происходит ее полная деградация, если человек систематически отравляет  свой мозг алкоголем, наркотиками.

Экспериментальные данные различных  наук, таких как психофизиология, физиология высшей нервной деятельности и др., неопровержимо свидетельствуют  о том, что сознание неотделимо от мозга : нельзя отделить мысль от материи, которая мыслит. Мозг с его сложными биохимическими, физиологическими, нервными процессами является материальным субстратом сознания. Сознание всегда связано с этими протекающими в мозгу процессами и не существует помимо них. Но не они составляют сущность сознания.

 

6.Регулятивные функции  морали и права. Справедливость  как идеал

Регулятивная  функция считается ведущей функцией морали. Мораль направляет и корректирует практическую деятельность человека с  точки зрения учета интересов  других людей, общества. При этом активное воздействие морали на общественные отношения осуществляется через индивидуальное поведение. 

Информация о работе Мировоззрение и его структура