Мировоззрение и его структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 15:17, контрольная работа

Краткое описание

Понятие мировоззрения включает в себя сложную структуру. В качестве его основных элементов выступают знания, ценности, воля, убеждения, принципы, нормы, идеалы, чувства и эмоции программы действия. В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента.

Оглавление

1.Мировоззрение и его структура……………………………………………3
2.Общая характеристика русской философии………………………………5
3.Проблема бытия в философии средних веков…………………………….7
4.Современная философия науки……………………………………………8
5.Сознание и мозг…………………………………………………………….10
6.Регулятивные функции морали и права. Справедливость как идеал……11
7.Гражданское общество……………………………………………………..15
8.Проблема единства человечества………………………………………….16
9.Материя-это…………………………………………………………………19
10.Телеологизм-это……………………………………………………………20
Список источников и литературы……………………………………………21

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ КОНТРОЛЬНАЯ.docx

— 41.07 Кб (Скачать)

Мораль  рассматривают и как особую форму  общественного сознания, и как  вид общественных отношений, и как  действующие в обществе нормы  поведения, регулирующие деятельность человека — нравственную деятельность .    

Нравственное  сознание является одним из элементов  морали, представляющим собой ее идеальную, субъективную сторону. Нравственное сознание предписывает людям определенные поведение  и поступки в качестве их долга. Нравственное сознание дает оценку разным явлениям социальной действительности (поступка, его мотивов, поведения, образа жизни  и т. д.) с точки зрения соответствия моральным требованиям. Эта оценка выражается в одобрении или осуждении, похвале или порицании, симпатии и неприязни, любви и ненависти.

Нравственное  сознание — форма общественного  сознания и одновременно область  индивидуального сознания личности. В последнем важное место занимает самооценка человека, связанная с  нравственными чувствами (совесть, гордость, стыд, раскаяние и т. п.).    

Мораль  нельзя сводить только к моральному (нравственному) сознанию.    

Выступая  против отождествления нравственности и нравственного сознания, М. С. Строгович  писал: "Нравственное сознание —  это взгляды, убеждения, идеи о добре  и зле, о достойном и недостойном  поведении, а нравственность — это действующие в обществе социальные нормы, регулирующие поступки, поведение людей, их взаимоотношения".     

Моральные отношения возникают между людьми в процессе их деятельности, имеющей  нравственный характер. Они различаются  по содержанию, форме, способу социальной связи между субъектами. Их содержание определяется тем, по отношению к  кому и какие нравственные обязанности  несет человек (к обществу в целом; к людям, объединенным одной профессией; к коллективу; к членам семьи и  т. д.), но во всех случаях человек в конечном счете оказывается в системе моральных отношений как к обществу в целом, так и к себе как его члену. В моральных отношениях человек выступает и как субъект, и как объект моральной деятельности. Так, поскольку он несет обязанности перед другими людьми, сам он является субъектом по отношению к обществу, социальной группе и т. д., но одновременно он и объект моральных обязанностей для других, поскольку они должны защищать его интересы, заботиться о нем и т. д.    

Нравственная  деятельность представляет собой объективную сторону морали. О нравственной деятельности можно говорить тогда, когда поступок, поведение, их мотивы поддаются оценке с позиций разграничения добра и зла, достойного и недостойного и пр. Первичный элемент нравственной деятельности — поступок (или проступок), поскольку в нем воплощаются моральные цели, мотивы или ориентации. Поступок включает: мотив, намерение, цель, деяние, последствия поступка. Моральные последствия поступка — это самооценка его человеком и оценка со стороны окружающих.    

Совокупность  поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях, принято  называть поведением.     

Нравственная  деятельность характеризует только действия, нравственно мотивированные и целенаправленные. Решающим здесь  являются побуждения, которыми руководствуется  человек, их специфически нравственные мотивы: желание совершить добро, реализовать чувство долга, достичь  определенного идеала и т. д.    

В структуре морали принято различать  образующие ее элементы. Мораль включает в себя моральные нормы, моральные  принципы, нравственные идеалы, моральные  критерии и др.    

Моральные нормы — это социальные нормы, регулирующие поведение человека в  обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного  мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений  о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели  и пороке, должном и осуждаемом.    

Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как принято поступать в  определенной ситуации, то есть присущие данному обществу, социальной группе нравы.

Они отличаются от других норм, действующих в обществе и выполняющих  регулятивные функции (экономических, политических, правовых, эстетических), по способу регулирования поступков  людей.     

В основу формулирования моральных норм как разумных, целесообразных и одобряемых правил поведения положены реальные принципы, идеалы, понятия о добре  и зле и т. д., действующие в  обществе.    

Выполнение  нравственных норм обеспечивается авторитетом  и силой общественного мнения, сознанием субъекта о достойном  или недостойном, нравственном или  безнравственном, что определяет и  характер нравственных санкций.    

Моральная норма в принципе рассчитана на добровольное исполнение. Но ее нарушение влечет за собой моральные санкции, состоящие  в отрицательной оценке и осуждении  поведения человека, в направленном духовном воздействии.

Они означают нравственный запрет совершать подобные поступки в будущем, адресованный как  конкретному человеку, так и всем окружающим. Моральная санкция подкрепляет  нравственные требования, содержащиеся в моральных нормах и принципах.    

Моральные нормы могут выражаться как в  негативной, запрещающей форме (например, Моисеевы законы — Десять заповедей, сформулированных в Библии), так  и в позитивной (будь честен, помогай  ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т. д.).    

Моральные принципы — одна из форм выражения  нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том  или ином обществе. Они выражают основополагающие требования, касающиеся нравственной сущности человека, характера  взаимоотношений между людьми, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности.    

Если  моральная норма предписывает, какие  конкретно поступки должен совершать  человек, как вести себя в типичных ситуациях, то моральный принцип  дает человеку общее направление  деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

7.Гражданское общество

В теории конституционного права —  общество, состоящее из настоящих  граждан, т.е. людей, обладающих тесно  взаимосвязанными правовой и политической культурами, которые опираются на нравственную культуру. Это общество устойчивого порядка, поддерживаемого  не только (и не столько) силой государственного принуждения, но и самодеятельными  усилиями самих граждан — его  членов. Г.о. отличается высокой степенью самоорганизации. Для него не требуется  массированных воздействий государственных  органов. Государство должно быть под  контролем Г.о., оно — "наемный  слуга" Г.о., хотя бы потому, что существует на средства, собранные с помощью  налогообложения граждан, предприятий  и учреждений. Это общество регулирует не только свою политическую, культурную, но и экономическую, социальную жизнь. Далеко не все общества являются гражданскими. Г.о. — показатель достаточно высокого уровня общественного развития. Такими можно назвать общества в цивилизованных странах с развитой демократией. Основная причина затрудненности перехода негражданского общества в разряд гражданских  — многолетняя традиция зависимости  общества от государства, экономическая  и политическая несамостоятельность  граждан. Основными элементами Г.о. являются разнообразие и равенство  форм собственности, свобода труда  и предпринимательства, идеологическое многообразие и свобода информации, незыблемость прав и свобод человека, развитое самоуправление, цивилизованная правовая власть.

 

 

 

 

 

 

 

8.Проблема единства человечества

На всем протяжении развития философии  наблюдаются различные подходы  к истолкованию проблемы единства мира. Впервые вопрос о единстве мира поставили античные мыслители Фалес, Демокрит и др. Поскольку их взгляды на мир, материю носили наивный характер, они не сумели полностью решить этот вопрос. Для них характерны догадки о том, что единство мира - в его материальности. Проблема единства мира по-своему решалась и другими античными мыслителями, которые исходили из признания основы единства мира в существовании первичных абсолютных идей, или ощущений человека.

Последовательность в признании  единого начала - материи или духа - называется философским монизмом. Противоположностью монизма является дуализм. Дуалисты считали, что существуют два равноправных начала, две независимые друг от друга субстанции: материя и дух. Виднейшим представителем дуализма был французский философ и математик XVI в. Р. Декарт.  
В этот же период материалистическую линию в решении вопроса о единстве мира проводили представители метафизического материализма Ф. Бекон, Т. Гоббс, Б. Спиноза, французские материалисты XVIII века.  
Глубже, чем другие материалисты, подошли к решению проблемы единства мира русские философы середины XIX века. Опираясь на достижения философии, а также на новые успехи естествознания, они пытались взглянуть на мир как на процесс развития. По Чернышевскому, природа представляет собой не что иное, как разнородную материю с многообразными качествами. Он утверждал, что органические и неорганические "комбинации элементов" образуют единство и что органические элементы возникают из неорганических.

Однако, идеалистически рассматривая сущность общественных явлений, русские  революционные демократы не смогли до конца последовательно разрешить  проблему материального единства мира.  
Проблему единства мира с материалистических позиций решали Маркс и Энгельс, опиравшиеся на достижения естественных и общественных наук. Они отвергли метафизическое представление о непроходимой пропасти между живой и неживой материей, обосновав положение о возникновении жизни из неорганической материи, дав определение жизни как способа существования белковых тел, являющихся ее материальными носителями.  
Марксизм при рассмотрении вопроса о единстве мира исходит из того, что в мире нет ничего, кроме движущейся материи, и что движущаяся материя не может двигаться иначе, как в пространстве и времени.  
Материальное единство мира как диалектическое единство многообразия проявляется двояко. Во-первых, как своеобразная дискретность строения объективной действительности. Наличие в ней качественно различных, отграниченных друг от друга вещей, явлений, процессов, систем. Во-вторых, как иерархические отношения между системами разной степени сложности, организованности, выражающиеся во "включении" менее сложных систем в более сложные. Несводимости специфических закономерностей последних к первым.  
Диалектико-материалистическое положение о материальном единстве мира соответствует развитию естествознания того периода. Открытие электромагнитных волн и светового давления свидетельствует о материальности электромагнитного поля и о наличии массы света, который представляет собой, как оказалось, электромагнитные волны определенной длины. Открытие клетки показало единство в строении всего живого при всем многообразии его видов. Важными открытиями в этом отношении являются открытие закона сохранения и превращения энергии и создание эволюционной теории происхождения видов Дарвиным.  
Овладение методом спектрального анализа позволило установить, что Солнце и другие звезды, звездные ассоциации и планеты имеют в своем составе те же химические элементы, что и Земля. Многообразие химических элементов раскрывается периодической системой элементов Д.И. Менделеева.  
Особенно знаменательными были открытия в физике на рубеже XIX-XX вв., показавшие сложную структуру атома. Обогатились представления об основных формах движения. Эти открытия отвергают субстратно-вещественную модель мира, авторы которой пытались свести всю материю во Вселенной к некоей "праматерии". Такой первоматерией всех вещей английский физик Праут считал, например, атом водорода.  
Кроме субстратно - вещественной модели единства мира, существует функциональная модель, согласно которой каждая малая частица во Вселенной связана с другой, сколь угодно удаленной от нее. Вселенная функционирует как единый механизм, в котором каждое явление строго необходимо и занимает вполне определенное место в общей цепи событий. Взятая изолированно от других, эта модель упрощает действительность.  
В наибольшей степени действительности соответствует атрибутивная теория единства мира. В этой теории предполагается единство всех видов материи и форм движения. Здесь имеется в виду единство атрибутов материи, ее законов. Это единство проявляется и в единстве законов сохранения. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.Материя-это…

Материя — это бесконечное множество  всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения. Материя включает в себя не только все непосредственно наблюдаемые  объекты и тела природы, но и все  те, которые в принципе могут быть познаны в будущем на основе совершенствования  средств наблюдения и эксперимента. Весь окружающий нас мир представляет собой движущуюся материю в её бесконечно разнообразных формах и  проявлениях, со всеми её свойствами, связями и отношениями.

Марксистско-ленинское понимание  материи органически связано  с диалектико-материалистическим решением основного вопроса философии; оно исходит из принципа материального единства мира, первичности материи по отношению к человеческому сознанию и принципа познаваемости мира на основе последовательного изучения конкретных свойств, связей и форм движения материи.

С точки зрения современной науки  основные формы материи — это:

  1. системы неживой природы (элементарные частицы и поля, атомы, молекулы, микроскопические тела, космические системы различных порядков);
  2. биологические системы (вся биосфера, от микроорганизмов до человека);
  3. социально организованные системы (человек, общество).

 

 

 

 

 

 

 

 

10.Телеологизм-это…

Телеологизм— научные концепции и картины мира, признающие всеобщий характер целевой детерминации всех процессов и явлений не только в живой, но и в неживой природе. Одним из основоположников научного телеологизма явился Аристотель, построивший на его основе свою «физику». В XX в. сторонником телеологизма был выдающийся ученый Тейяр де Шарден. Язык целевых причин нередко используют в кибернетике для объяснения согласованного функционирования элементов систем различной природы. В наше время проявлением телеологизма в науке является введение антропного принципа в космологических и физических моделях эволюции Вселенной. Если исходить из метафорического характера языка в целом и любого его элемента (постструктурализм), то понятие цели и целевой детерминации имеет такое же право на универсальное применение, как и понятие причинно-следственной взаимосвязи всех явлений или их самоорганизации, или их случайного характера, также имеющих метафорическую компоненту в своем происхождении и использовании. (См. цель, детерминация, антропный принцип).

Информация о работе Мировоззрение и его структура