Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 15:17, контрольная работа
Понятие мировоззрения включает в себя сложную структуру. В качестве его основных элементов выступают знания, ценности, воля, убеждения, принципы, нормы, идеалы, чувства и эмоции программы действия. В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента.
1.Мировоззрение и его структура……………………………………………3
2.Общая характеристика русской философии………………………………5
3.Проблема бытия в философии средних веков…………………………….7
4.Современная философия науки……………………………………………8
5.Сознание и мозг…………………………………………………………….10
6.Регулятивные функции морали и права. Справедливость как идеал……11
7.Гражданское общество……………………………………………………..15
8.Проблема единства человечества………………………………………….16
9.Материя-это…………………………………………………………………19
10.Телеологизм-это……………………………………………………………20
Список источников и литературы……………………………………………21
Мораль рассматривают и как особую форму общественного сознания, и как вид общественных отношений, и как действующие в обществе нормы поведения, регулирующие деятельность человека — нравственную деятельность .
Нравственное сознание является одним из элементов морали, представляющим собой ее идеальную, субъективную сторону. Нравственное сознание предписывает людям определенные поведение и поступки в качестве их долга. Нравственное сознание дает оценку разным явлениям социальной действительности (поступка, его мотивов, поведения, образа жизни и т. д.) с точки зрения соответствия моральным требованиям. Эта оценка выражается в одобрении или осуждении, похвале или порицании, симпатии и неприязни, любви и ненависти.
Нравственное сознание — форма общественного сознания и одновременно область индивидуального сознания личности. В последнем важное место занимает самооценка человека, связанная с нравственными чувствами (совесть, гордость, стыд, раскаяние и т. п.).
Мораль нельзя сводить только к моральному (нравственному) сознанию.
Выступая против отождествления нравственности и нравственного сознания, М. С. Строгович писал: "Нравственное сознание — это взгляды, убеждения, идеи о добре и зле, о достойном и недостойном поведении, а нравственность — это действующие в обществе социальные нормы, регулирующие поступки, поведение людей, их взаимоотношения".
Моральные отношения возникают между
Нравственная деятельность представляет собой объективную сторону морали. О нравственной деятельности можно говорить тогда, когда поступок, поведение, их мотивы поддаются оценке с позиций разграничения добра и зла, достойного и недостойного и пр. Первичный элемент нравственной деятельности — поступок (или проступок), поскольку в нем воплощаются моральные цели, мотивы или ориентации. Поступок включает: мотив, намерение, цель, деяние, последствия поступка. Моральные последствия поступка — это самооценка его человеком и оценка со стороны окружающих.
Совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях, принято называть поведением.
Нравственная деятельность характеризует только действия, нравственно мотивированные и целенаправленные. Решающим здесь являются побуждения, которыми руководствуется человек, их специфически нравственные мотивы: желание совершить добро, реализовать чувство долга, достичь определенного идеала и т. д.
В структуре морали принято различать образующие ее элементы. Мораль включает в себя моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы, моральные критерии и др.
Моральные нормы — это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом.
Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как принято поступать в определенной ситуации, то есть присущие данному обществу, социальной группе нравы.
Они отличаются от других норм, действующих в обществе
и выполняющих регулятивные функции (экономических,
политических, правовых, эстетических),
по способу регулирования
В основу формулирования моральных норм как разумных, целесообразных и одобряемых правил поведения положены реальные принципы, идеалы, понятия о добре и зле и т. д., действующие в обществе.
Выполнение нравственных норм обеспечивается авторитетом и силой общественного мнения, сознанием субъекта о достойном или недостойном, нравственном или безнравственном, что определяет и характер нравственных санкций.
Моральная норма в принципе рассчитана на добровольное исполнение. Но ее нарушение влечет за собой моральные санкции, состоящие в отрицательной оценке и осуждении поведения человека, в направленном духовном воздействии.
Они означают нравственный запрет совершать подобные поступки в будущем, адресованный как конкретному человеку, так и всем окружающим. Моральная санкция подкрепляет нравственные требования, содержащиеся в моральных нормах и принципах.
Моральные нормы могут выражаться как в негативной, запрещающей форме (например, Моисеевы законы — Десять заповедей, сформулированных в Библии), так и в позитивной (будь честен, помогай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т. д.).
Моральные принципы — одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том или ином обществе. Они выражают основополагающие требования, касающиеся нравственной сущности человека, характера взаимоотношений между людьми, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности.
Если моральная норма предписывает, какие конкретно поступки должен совершать человек, как вести себя в типичных ситуациях, то моральный принцип дает человеку общее направление деятельности.
7.Гражданское общество
В теории конституционного права —
общество, состоящее из настоящих
граждан, т.е. людей, обладающих тесно
взаимосвязанными правовой и политической
культурами, которые опираются на
нравственную культуру. Это общество
устойчивого порядка, поддерживаемого
не только (и не столько) силой государственного
принуждения, но и самодеятельными
усилиями самих граждан — его
членов. Г.о. отличается высокой степенью
самоорганизации. Для него не требуется
массированных воздействий
8.Проблема единства
На всем протяжении развития философии наблюдаются различные подходы к истолкованию проблемы единства мира. Впервые вопрос о единстве мира поставили античные мыслители Фалес, Демокрит и др. Поскольку их взгляды на мир, материю носили наивный характер, они не сумели полностью решить этот вопрос. Для них характерны догадки о том, что единство мира - в его материальности. Проблема единства мира по-своему решалась и другими античными мыслителями, которые исходили из признания основы единства мира в существовании первичных абсолютных идей, или ощущений человека.
Последовательность в
В этот же период материалистическую линию
в решении вопроса о единстве мира проводили
представители метафизического материализма
Ф. Бекон, Т. Гоббс, Б. Спиноза, французские
материалисты XVIII века.
Глубже, чем другие материалисты, подошли
к решению проблемы единства мира русские
философы середины XIX века. Опираясь на
достижения философии, а также на новые
успехи естествознания, они пытались взглянуть
на мир как на процесс развития. По Чернышевскому,
природа представляет собой не что иное,
как разнородную материю с многообразными
качествами. Он утверждал, что органические
и неорганические "комбинации элементов"
образуют единство и что органические
элементы возникают из неорганических.
Однако, идеалистически рассматривая
сущность общественных явлений, русские
революционные демократы не смогли
до конца последовательно
Проблему единства мира с материалистических
позиций решали Маркс и Энгельс, опиравшиеся
на достижения естественных и общественных
наук. Они отвергли метафизическое представление
о непроходимой пропасти между живой и
неживой материей, обосновав положение
о возникновении жизни из неорганической
материи, дав определение жизни как способа
существования белковых тел, являющихся
ее материальными носителями.
Марксизм при рассмотрении вопроса о единстве
мира исходит из того, что в мире нет ничего,
кроме движущейся материи, и что движущаяся
материя не может двигаться иначе, как
в пространстве и времени.
Материальное единство мира как диалектическое
единство многообразия проявляется двояко.
Во-первых, как своеобразная дискретность
строения объективной действительности.
Наличие в ней качественно различных,
отграниченных друг от друга вещей, явлений,
процессов, систем. Во-вторых, как иерархические
отношения между системами разной степени
сложности, организованности, выражающиеся
во "включении" менее сложных систем
в более сложные. Несводимости специфических
закономерностей последних к первым.
Диалектико-материалистическое положение
о материальном единстве мира соответствует
развитию естествознания того периода.
Открытие электромагнитных волн и светового
давления свидетельствует о материальности
электромагнитного поля и о наличии массы
света, который представляет собой, как
оказалось, электромагнитные волны определенной
длины. Открытие клетки показало единство
в строении всего живого при всем многообразии
его видов. Важными открытиями в этом отношении
являются открытие закона сохранения
и превращения энергии и создание эволюционной
теории происхождения видов Дарвиным.
Овладение методом спектрального анализа
позволило установить, что Солнце и другие
звезды, звездные ассоциации и планеты
имеют в своем составе те же химические
элементы, что и Земля. Многообразие химических
элементов раскрывается периодической
системой элементов Д.И. Менделеева.
Особенно знаменательными были открытия
в физике на рубеже XIX-XX вв., показавшие
сложную структуру атома. Обогатились
представления об основных формах движения.
Эти открытия отвергают субстратно-вещественную
модель мира, авторы которой пытались
свести всю материю во Вселенной к некоей
"праматерии". Такой первоматерией
всех вещей английский физик Праут считал,
например, атом водорода.
Кроме субстратно - вещественной модели
единства мира, существует функциональная
модель, согласно которой каждая малая
частица во Вселенной связана с другой,
сколь угодно удаленной от нее. Вселенная
функционирует как единый механизм, в
котором каждое явление строго необходимо
и занимает вполне определенное место
в общей цепи событий. Взятая изолированно
от других, эта модель упрощает действительность.
В наибольшей степени действительности
соответствует атрибутивная теория единства
мира. В этой теории предполагается единство
всех видов материи и форм движения. Здесь
имеется в виду единство атрибутов материи,
ее законов. Это единство проявляется
и в единстве законов сохранения.
9.Материя-это…
Материя — это бесконечное множество
всех существующих в мире объектов
и систем, субстрат любых свойств,
связей, отношений и форм движения.
Материя включает в себя не только
все непосредственно
Марксистско-ленинское
С точки зрения современной науки основные формы материи — это:
10.Телеологизм-это…
Телеологизм— научные концепции и картины мира, признающие всеобщий характер целевой детерминации всех процессов и явлений не только в живой, но и в неживой природе. Одним из основоположников научного телеологизма явился Аристотель, построивший на его основе свою «физику». В XX в. сторонником телеологизма был выдающийся ученый Тейяр де Шарден. Язык целевых причин нередко используют в кибернетике для объяснения согласованного функционирования элементов систем различной природы. В наше время проявлением телеологизма в науке является введение антропного принципа в космологических и физических моделях эволюции Вселенной. Если исходить из метафорического характера языка в целом и любого его элемента (постструктурализм), то понятие цели и целевой детерминации имеет такое же право на универсальное применение, как и понятие причинно-следственной взаимосвязи всех явлений или их самоорганизации, или их случайного характера, также имеющих метафорическую компоненту в своем происхождении и использовании. (См. цель, детерминация, антропный принцип).