Мировоззрение Богдановича

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 00:16, реферат

Краткое описание

Демократизм М. Богдановича, его близость к народу, трудящимся массам крестьянства, заветные думы, чаяния и настроения которых он выражал в своём творчестве, помогли ему заметить в народе неиссякаемый источник силы, энергии и мужества в борьбе против реакционных сил за свободную и радостную жизнь.

Оглавление

Введение 3
Краткая характеристика социально-исторической обстановки Белоруссии начала XX века, в условиях которой формировалось мировоззрение М. Богдановича 5
Общественно-политические и философские взгляды Максима Богдановича 7
Заключение 10
Список литературы 11

Файлы: 1 файл

сурс богданович.docx

— 42.31 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение 3

Краткая характеристика социально-исторической обстановки Белоруссии начала XX века, в условиях которой  формировалось мировоззрение М. Богдановича 5

Общественно-политические и философские взгляды Максима  Богдановича 7

Заключение 10

Список литературы 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В белорусской литературе двадцатого столетия – немало имен, которые своим художественным словом еще долго будут тревожить  сердца жителей небольшой лесной и озерной, речной страны. И один из самых ярких, наиболее полно вобравший  в себя душу всего народа, – поэт, публицист, литературный критик, переводчик Максим Богданович.

Родился Максим 27 ноября (по новому стилю – 9 декабря) 1891 года в  Минске. В те времена это был  губернский город Российской империи. Младенческие годы провел в Гродно. Рано потерял мать. Отец – этнограф, фольклорист, языковед Адам Егорович Богданович работал служащим земельного банка  в Гродно, в западной части Беларуси. Семейная трагедия заставила его  в 1896 году вместе с детьми переехать  в Россию, в Нижний Новгород. Там  до 1908 года жил и учился поэт, пока Богдановичи не переехали в Ярославль. Окончив юридический лицей в Ярославле (1916), Максим Богданович переехал в Беларусь, в Минск. Работал секретарем губернской продуктовой комиссии. Шла Первая империалистическая война. Комиссия оказывала помощь эвакуированным с оккупированных территорий людям. Вместе с Богдановичем работали Змитрок Бедуля, Зоська Верас, другие активные участники белорусского национального движения. В феврале 1917 года больной тифом поэт выехал на лечение в Ялту (Украина), где и умер 25 мая 1917…

Удивительное дело – в  белорусскую литературу, будто метеор, ворвался самобытный поэт, который  как личность сформировался далеко от родной культурной среды. Редко доводилось слышать ему живую белорусскую  речь. Но это не помешало ему рассмотреть  всю трагедийность народа, чья  национальная культура, оказавшись между  двумя станами – польским и  русским, теплилась лишь только в  деревенской среде, отстаивала свое право на существование через  фольклор и мужицкую речь. Конечно  же, помогли, сделали свое дело среда, атмосфера демократичности, внимания к социальным преобразованиям в  обществе, существовавшие в семье  Богдановичей.

Мировоззрение белорусского поэта-демократа, литературного критика  и публициста Максима Богдановича имеет теснейшую  связь с подъемом революционно-демократической  мысли Белоруссии в период революции 1905−1907 годов.

Общественно – политический подъём, вызванный первой русской революцией, пробудил творческие силы народа, усилил процесс выделения интеллигенции  их недр широких народных масс. В  годы революции вступили в литературу Я. Купала и Я. Колас, литературная деятельность которых была направлена к тому, чтобы художественное творчество служило идейным оружием в борьбе за социальное освобождение трудящихся масс Белоруссии.

Под влиянием Я. Купалы и Я. Коласа формировалось мировоззрение и  развивалось художественное творчество М. Богдановича.

В реалистических произведениях М. Богдановича нашли своё выражение идеи социального и национального раскрепощения трудящихся масс, изображение имущественного неравенства, выражение протеста против мрачной действительности того времени, призыв к борьбе за лучшую жизнь.

Демократизм М. Богдановича, его близость к народу, трудящимся массам крестьянства, заветные думы, чаяния и настроения которых он выражал в своём  творчестве, помогли ему заметить в народе неиссякаемый источник силы, энергии и мужества в борьбе против реакционных сил за свободную  и радостную жизнь.

                                                      

 

 

                                    

 

 

Краткая характеристика социально-исторической обстановки Белоруссии начала XX века, в условиях которой формировалось  мировоззрение М. Богдановича

Революционные события 1905 года, всколыхнувшие Россию, нашли широкое развитие и в Белоруссии. Особенно сильная волна революционных выступлений прокатилась по всей Белоруссии после «Кровавого воскресенья». Политические забастовки рабочих прошли и в Гомеле, Минске, Могилеве, Гродно, Витебске и других городах.

В этот период борьба крестьян Белоруссии носила довольно ожесточённый характер.

Революция 1905 - 1907 годов, подняв трудящиеся массы Белоруссии на борьбу против своих угнетателей, пробудила в  народе стремление к развитию своих  творческих сил и дарований. Среди  широких народных масс появилось  большое стремление разобраться  в происходящих политических событиях. Отсюда и тот большой интерес  к образованию, политике, книге и  газете, стремление к созданию школы  на родном языке.

Рост периодической печати на белорусском  языке, рост демократической литературы и театрального искусства – всё  это способствовало развитию демократической  культуры белорусского народа.

Мировоззрение М. Богдановича формировалось  в общественно-исторических условиях начала XX века. Политические события периода русской революции, тяжёлые условия материальной жизни трудящихся масс, классовые противоречия, находившие своё яркое выражение в борьбе крестьянства против помещиков-крепостников – всё это явилось той социальной основой, на которой формировалось мировоззрение и развивалось художественное творчество поэта.

М. Богданович в лучших произведениях, реалистически изображая жизнь  белорусского народа, стремился своим  творчеством помочь народу в его  борьбе против своих поработителей. В своих произведениях он показывает не только тяжёлые условия жизни  трудящихся масс в дореволюционной  Белоруссии, но и призывает их к борьбе против социального зла и несправедливости.

Как представитель демократических  масс крестьянства Белоруссии, тесно  связанной с прогрессивными традициями передовой русской, украинской и  белорусской культуры, в своём  идеологическом росте М. Богданович отмежевался как от мещанской, так  и от той части интеллигенции, которая после поражения революции 1905-1907 годов скатилась в болото столыпинской реакции.

Вслед за Купалой, Коласом и Тёткой М. Богданович изображает имущественное  неравенство между людьми. Безусловно, в этом нельзя усмотреть влияние А. М. Горького, который так страстно выступал против эксплуатации человека человеком.

Процесс формирования мировоззрения  М. Богдановича не закончен, но многообразное  литературное наследство, которое он оставил, даёт возможность сделать  вывод о том, что М. Богданович является видным представителем общественно-прогрессивной  мысли Белоруссии, который глубоко  понимал имущественное неравенство  между бедными и богатыми, искренне желал помочь трудящимся массам в  их борьбе завоевать право на свободную  и радостную жизнь.

 
 

Общественно-политические и  философские взгляды Максима  Богдановича

По своим общественно-политическим и философским взглядам М. Богданович принадлежит к демократической  интеллигенции, которая, борясь против реакции и угнетения человека человеком, выражая прогрессивные  силы общества, старалась помочь трудовому народу в его борьбе против помещиков и царского самодержавия за свободу, за землю, за лучшую жизнь.

Выражая непосредственное чувство  угнетённого человека, М. Богданович считал, что «земля святая» и её просторы «безмерно вольные». Поэтому  народные массы крестьянства должны иметь ровное право на пользование  землей. Это значит, что земля  должна принадлежать всему трудовому  народу, который на ней трудится, который её обрабатывает.

 Революционно-демократическая борьба трудящихся масс крестьянства за осуществление равного права на землю по своей сущности была направлена на уничтожение всех старых форм землевладения и создания новых. Крестьяне стремились уничтожить крепостнические латифундии, которые всей своей тяжестью ложились на их плечи.

Крепостнические латифундии, являясь  сильным тормозом в экономическом  и общественно-политическом развитии России и Белоруссии, держали крестьянство в состоянии забитости, темноты  и невежества, увековечивали самые  отсталые приёмы и методы ведения  хозяйства и тем самым оказывали  губительное влияние на состояние  земледелия и на весь жизненный уровень  трудящихся масс крестьянства.

Выступая против социальной несправедливости, М. Богданович не может мириться с  существующим государственным и  общественным строем России. Он считал, что основой буржуазно-помещичьего  общества является неравенство, которое  ведёт к богатству и роскоши  эксплуататорских классов, к ограблению, обнищанию и разорению трудящихся масс.

В противоположность  идеологам  эксплуататорских классов, утверждавшим, что трудящиеся массы являются извечными  врагами прогресса, носителями косности, разрушителями, а не создателями  материальных и культурных ценностей, - М. Богданович ярко и убедительно  показал творческие силы народа, который  построил фабрики и заводы, железные дороги, создал все богатства на земле, но сам живёт в страшном голоде и нищете, замученный непосильным  подневольным трудом.

С таким экономическим и социально-политическим строем, где человек труда голодает и нищенствует, М. Богданович не может  мириться и призывает трудящиеся массы к борьбе против политического  бесправия и экономического порабощения.

М. Богданович считает, что борьба против социальной несправедливости, имущественного неравенства, борьба за свободную жизнь народа является тяжёлой и упорной борьбой, которая  может потребовать много людских  жертв, но несмотря на это, в конечном итоге этой борьбы новое, прогрессивное, растущее должно одержать победу над старым, реакционным. Борьба нового со старым, по мнению Богдановича, является исторически необходимой, ибо смерть старого необходима для того, чтобы дать возможность расти, развиваться новому, которое имеет большую будущность.

Борясь за всемирное развитие белорусской  культуры, языка и литературы, за введение преподавания в школах на родном языке, М. Богданович приходит к  тому, что белорусский народ имеет  полное право на самостоятельное  политическое существование. Он ценил  историческое прошлое белорусского народа, любил его демократическую  культуру и утверждал, что белорусская  демократическая культура наряду с  культурами других народов имеет  право на своё самостоятельное существование, имеет свои национальные особенности.

Прогрессивное значение мировоззрения  Богдановича состоит в том, что  он общественно-политические вопросы  рассматривал с точки зрения демократических  масс крестьянства. Это дало ему  возможность отмежеваться от буржуазной интеллигенции, которая в период первой империалистической войны проповедовала  национализм, шовинизм и милитаризм.

В противоположность буржуазным писателям, которые идеализировали и восхваляли войну, Богданович вслед за революционными демократами Купалой и Коласом  изображает империалистическую войну  как величайшее бедствие для народных масс Белоруссии.

Демократические идеи, выраженные в  творчестве М. Богдановича, близки  и созвучны идеям прогрессивной  борьбы народных масс колониальных и  зависимых стран за своё социальное и национальное освобождение от тяжёлого гнёта империалистической буржуазии.

Являясь врагом социального и национального  гнёта, являясь врагом порабощения  человека человеком, Богданович осуждает буржуазно-помещичье общество.

Под влиянием передовых общественно-прогрессивных  идей М. Богданович подходит к вопросу  о происхождении религии как  одной из форм общественного создания. Он считает, что религия существовала не всегда, что религиозные верования  не являются каким-то врождённым чувством, что они появились вследствие незнания человеком сил природы.

Богданович по своему мировоззрению  явился выразителем идеологии трудящихся масс крестьянства. Идеология крестьянина, как известно, имеет не только сильные, но и слабые стороны, которые обусловлены силой социально-классовой природы крестьянства. Крестьянин, с одной стороны, является труженником, а с другой стороны – собственником. Отсюда вытекает противоречивость взглядов крестьянства на окружающую и социальную действительность.

Информация о работе Мировоззрение Богдановича