Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 23:03, курс лекций
Тема №1. Предмет философии и ее роль в обществе.
Понятие мировоззрения, его сущность и структура. Основные исторические типы мировоззрений.
Соотношение мировоззрения и философии. Природа философских проблем и специфика философского знания.
Понятие культуры и ее социальные функции.
Место философии в системе культуры. Роль философии в обществе и ее значение для личности.
Философия как социо-культурное историческое явление. Периодизация истории философии.
ТЕМА №2. Античная философия
Античная философия возникает на рубеже 7-6 веков до н.э. в Древней Греции. Возникновение и развитие древнегреческой философии было обусловлено, а хотя и опосредовано общей исторической ситуацией в Древней Греции в этот период. В Период с 9 по 7 века происходит подъем хозяйственно-экономической деятельности, в значительной мере связанный с все более применением орудий, с развитием мореплавания, колонизацией земель по средиземноморскому побережью, развитием и более широким применением рабского труда и другими факторами, которые в конечном счете способствовали развитию торговли, ремесел, усилению древнегреческих городов – полисов.
Развитие различных видов деятельности, усиление культурных связей Древней Греции с другими странами приводило к социальному расслоению древнегреческого общества, следовательно, к усложнению его социальной структуры, правовых отношении, к развитию политических институтов. Среди многообразных исторических факторов, так или иначе влиявших на возникновение античной философии, существенную роль в этом процессе сыграли 3 фактора:
Лекция №3
По мере накопления предметных знаний, которые являлись результатом и познавательной деятельности и обыденного опыта древних греков, а также результатом культурных заимствований (астрономических, медицинских знаний) приводило к совершенствованию форм мыслительной познавательной деятельности, развитию логических познавательных методов. Результатом этого процесса явилась рационализация античного мышления. Именно это и явилось важной предпосылкой развития античной философии как системы логического знания. Процесс рационализации с одной стороны представлял собой совершенствование методов, форм логической познавательной деятельности на основе накопления и обобщения знаний, с другой стороны, этот процесс заключался в постоянном преодолении, вытеснении элементов мифологии.
Характерные черты античной философии:
Идея соразмерности,
как определяющая в понимании
мира и жизни человека присутствовала
уже в повседневном, обыденном, морально-нравственном
опыте греков и эта идея была выражена
в идеях 7 греческих мудрецов (одним
из них был родоначальник
Идея целостности мира присутствовала и в учениях древнегреческой мифологии, которая была выражена в учении Гомера, Гесиона.
В античном космоцентризме мир рассматривался как макрокосм, человек – как микрокосм. Т.е. бытие человека устроено также и подчиняется тем же законам, что и бытие мира. В учении древнегреческих философов человек выступает как частица космоса и наиболее совершенное отношение человека и мира – это есть его гармоническое соразмерное единство с миром.
В истории античной философии различают 3 основных периода:
Досократовский период античной философии: основные проблемы, идеи, представители.
Античная философия возникает на рубеже 7 – 6 веков до н.э. в учениях милетских философов Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена. В учении Фалеса была сформулирована центральная проблема античной философии, с разработкой которой преемственно связаны все последующие античные философские учения. Этой проблемой является проблема единства мира. Суть: чувственно воспринимаемый человеком мир представляет множество различных конечных преходящих вещей. Однако, несмотря на все различие, вещи переходят, преобразуются одна в другую, благодаря чему мир существует, как нечто единое и вечное. Отсюда и суть проблемы – как понять, объяснить единство и вечность мира, который представляет собой множество различных и конечных чувственно воспринимаемых вещей. Уже в учении Фалеса была выдвинута одна из центральных идей философского миропонимания – идея субстанции, на основе которой и истолковывалось единство мира. Субстанция – некоторая абсолютная всеобщая первооснова, на которой возникает все многообразие отдельных чувственно воспринимаемых вещей (абсолютная = вечная, несотворимая и неуничтожимая). Поскольку в основе своей любая вещь сопричастна субстанции, постольку все различные вещи имеют нечто общее – единое.
Учение о субстанции сохранилось на протяжение всей истории философии, причем на каждой ступени развития философии субстанция понимается в соответствии с исторически определенным уровнем знаний о мире.
В учении Фалеса субстанция понималась как вода. В учении Анаксимандра – как некая бесформенная сущность (апейрон), у Анаксимена – воздух. При таком истолковании субстанции возникает противоречие: с одной стороны, субстанция – всеобщая первооснова, с другой стороны, субстанция представлена в особой чувственно воспринимаемой форме. Общее адекватно может быть выражено только в логической форме, а не в чувственно воспринимаемой.
Следующий шаг в учении о субстанции и единстве мира был связан с именем Пифагора. Он создал философскую школу, которая возникла на юге Италии примерно в то же время. Это не только учение, но и соответствующий образ жизни, который был реализован в жизни пифагорейского союза (единственная философская школа, которая допускала участие женщин). Пифагор исходил из того, что важнейшее качество человека, сближающее его с Богом – способность мыслить и познавать. Именно познание, стремление к мудрости и позволяют человеку уподобляться Богу. Мудрым является только Бог, обладающий универсальным знанием. Человек же может только любить мудрость и стремиться к ней, т.е. быть философом: филос – любовь, софия – мудрость. Но в учении Пифагора возникает вопрос о том, посредством чего человек может приближаться к Богу. Пифагор полагал, что изучение природы не может приблизить человека к Богу, дать человеку истинное знание (природные вещи, конечны, приходящи). Единственный путь получения непреходящего истинного вечного знания – математика. Математика опрерирет числами, а число в определенном смысле двойственно, его можно представив чувственно, связав его с отдельными вещами, но вместе с тем число может быть представлено самостоятельно. Поэтому математика позволяет приблизиться к вечному и не утратить связь с миром. Единица – есть выражения уникальной первоосновы. Двойка – выражение противоположности (противопоставление в математике – четность и нечетность). Определяет универсальную противоречивость мира: день – ночь, мужчина – женщина и т.д. 3 – выражение соразмерности, потому что имеет середину, уравновешенность, стабильность. Наиболее совершенным числом он считал 10.
2 основная идея
– универсальная
Следующим этапом в развитии учений о единстве мира и субстанции было учение Гераклита. Основные идеи:
С точки зрения
Гераклита единство, целостность
космоса определяется не только логосом
(универсальным законом
В античной философии обычно речь идет о 4 фундаментальных стихиях: огонь, воздух, вода, земля.
Т.о. единство мира Гераклит связывает с двумя факторами:
1. Субстанция, которая
представлена в чувственно
2. Лишь в мыслимо постигаемой форме как логос
Следующий шаг в развитии учений о единстве мира связан с именем Парменида. Он считается первым античным философом, который осуществил рационалистический подход в истолковании единства мира, т.е. объяснил единство мира чисто умозрительно, логически, исключая какие бы то ни было чувственно воспринимаемые предметные представления.
Исходя из этих исходных посылок Парменид вводит в философию одно из фундаментальных понятий философии – категорию бытия и в связи с этим определяет единство мира.
Категория бытия выражает лишь мысленно (логически) постигаемое существование (бытие) мира в его единстве, целостности. Парменид наделяет бытие рядом характерных свойств:
Определенным образом решив проблему единства мира, преодолев противоречие между единством как всеобщим и его чувственно-предметным представлением, Парменид получил в своем учении новое противоречие: мыслимое бытие (единство мира) непрерывно, неизменно – чувственно воспринимаемый мир состоит из множества конечных, изменяющихся вещей. Уже в этом противоречии учения Парменида было выявлено фундаментальное противоречие человеческого познания – противоречие между абстрактно-логическим и чувственно-созерцательным. А вместе с тем в философию вошла проблема истинности знаний и критерия истинности знания.