Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2015 в 15:01, контрольная работа
Семь мудрецов — особо чтимые древнегреческие философы, авторы афоризмов и наставлений о мудрой и правильной жизни.
Самый ранний известный список семи древнегреческих мудрейших людей принадлежит Платону (Аристоклу): «К таким людям принадлежали и Фалес Милетский, и Питтак Митиленский, и Биант из Приены, Солон, и Клеобул Линдийский, и Мисон Хенейский, а седьмым между ними считался лаконец Хилон».
Античная философия
1. Семь Древнегреческих мудрецов (список Платона)
2. Ранняя классика
а) Парменид и Зенон Элейский
б) Пифагорейская школа
в) Натурфилософия и диалектика (Анаксимандр, Гераклит)
3.Средняя классика (Софисты и Сократ)
4.Высокая классика
а) Платон
б) Аристотель
5. Эллинистический период (Рим)
а) Эпикуреизм
б) Кинизм (Цинизм)
в) Скептицизм
г) Стоицизм
г1) Ранняя стоя
г2) Средняя стоя
г3) Поздняя стоя
Заключение
Список используемой литературы
– плутократию – власть богатых во имя большего обогащения;
– тимократию – власть, основанную на тщеславии;
– демократию – власть толпы;
• две хороших:
– монархию – власть одного на благо всех;
– аристократию – власть немногих, но лучших, во имя блага всех.
Но и две последние не являются совершенными.
Платон считается разработчиком теории идеального государства. Идеальное государство возникает, согласно Платону, как общество трех социальных групп (классов), подразделяющихся в зависимости от того, какая из названых частей души является определяющей. Это:
– правители (носители добродетели мудрости) – философы;
– носители добродетели мужества – стратеги, воины;
– носители добродетели умеренности – производители, земледельцы и ремесленники.
Добродетель же справедливости Платон считал общегосударственной, благодаря этой добродетели каждый осуществляет то, к чему более приспособлена его душа. Соответствие этих моментов, т. е. добродетелей и видов занятий, достижимое на путях правильного воспитания, обеспечивает справедливость, идеальный строй в обществе.
Платон проводит параллели между частями души и типами людей в государстве и называет справедливостью в государстве, когда каждый человек находится на своем месте и делает то, к чему более всего способен.
б) Аристотель
Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.). Наивысшего расцвета
философская мысль античности достигла
в философии Аристотеля. Философия Аристотеля
– вершина древнегреческой философии. Энгельс,
сравнивая Аристотеля с другими представителями
античной философии, без которых невозможно
представить историю философии, говорит,
что «Аристотель – самая универсальная
голова среди них». Аристотель своим творчеством
подвел итоги всего предшествующего развития
истории философии, им, по существу, заканчивается
У Аристотеля философия становится самостоятельной
формой теоретического знания, отделившегося
от других форм духовной культуры. С Аристотеля
начинается история многих современных
наук. Простое перечисление трудов Аристотеля
свидетельствует, что к его времени и,
во многом благодаря ему произошла дифференциация
универсальной античной науки и античной
философии. Философия становится системой
Труды Аристотеля охватывают все области античного знания. К заслугам Аристотеля надо отнести его классификацию и систематизацию накопленного к тому времени знания. Он попытался построить единую систему наук. В основу систематизации он положил предметную сферу: каждая из наук изучает свою область бытия. Все науки изучают бытие, но каждая – свой вид.
Все науки Аристотель подразделял на теоретические, практические и творческие. Теоретические науки занимаются познанием ради познания, знание выступает как самоцель. Практические науки добывают знания, используемые для определенных целей. Творческие науки нужны для достижения или осуществления прекрасного. Деление, разумеется, условно. Например, к теоретическим наукам он относил философию, математику, физику.
В деятельности Аристотеля принято выделять три периода.
Первый период называют платоническим, иногда первым Афинским периодом. Это первые годы пребывания Аристотеля в Академии Платона.
Второй период – это возвращение Аристотеля в конце 30-х годов в Афины и открытие им собственной школы Ликея (Лицея – латинское название).
У Платона, как мы уже видели, сущность отделена от самих вещей: она заключена в их идеях. По Аристотелю, идеи не предшествуют чувственным вещам: они предшествуют лишь логически. Сущность вещей и явлений заключена в них самих. Поэтому наука, исследуя явления, вещи, составляет о них общие понятия, оперируя которыми наука создает теорию этих вещей и явлений. Второй важный момент расхождения с Платоном заключается в том, что Аристотель выдвигает идею множественности философских наук, выделяя особенно «первую» философию.
Заметим, что Аристотель никогда целиком и полностью не был под влиянием Платона. Он пришел к нему уже хорошо философски образованным. У Платона он лишь завершил свое образование.
Третий период – это время второго возвращения в Афины и создания основных работ, которые и составили – Корпус Аристотеля.
Для Аристотеля философия представляет собой целую теоретическую систему философского знания, систему философских наук. В центре ее находится «метафизика», или «первая» философия. «Метафизику» предваряет, выступая в качестве ее методологического введения, «Органон», т.е. логика или диалектика.
Учение Аристотеля чаще всего подразделяют на четыре раздела.
I. Логика (излагается в группе трудов, получивших общее название «Органон»).
II. Теоретическая философия. Она в свою очередь делится на: 1. «Первую философию» – учение об основах истинного бытия. В своде сочинений Аристотеля «первая философия» была размещена после его сочинений по физике и из-за этого чисто случайного обстоятельства получила название «метафизики», получившее затем у философов гораздо более важный смысл. 2. Математику – учение о количестве и протяжении; 3. Физику – учение о движении предметов. Понятие «движения» Аристотель толкует весьма широко, понимая его как любое изменение качества.
III. Практическая философия – учение о принципах человеческой жизни и деятельности. Она состоит из: 1. Этики (науки о цели жизни отдельного человека). 2. Экономики (науке о домашнем хозяйстве). 3. Политики (науки о государстве).
IV. Поэтическая философия: трактаты Аристотеля о поэзии и риторике.
В основу философской логики Аристотель кладёт ряд «категорий» – наиболее общих понятий, обозначающих самые общие характеристики бытия. Их перечень и число различны в разных его сочинениях. Чаще всего он называет десять категорий: сущность, качество, количество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание.
Категория сущности – то есть, ответ на вопрос, чем именно является тот или иной предмет (человеком, лошадью, деревом, камнем и т. п.) – играет в философии Аристотеля особую роль.
Аристотель рассматривал логику как инструмент, как метод подступа к изучению «начал бытия». После «первой» философии он ставит физику, которую в этом случае было бы правильнее назвать натурфилософией, или «второй» философией, поскольку у Аристотеля физика не является физикой в современном понимании. Сугубо физические проблемы у Аристотеля рассматриваются в других работах, а здесь речь идет о причинах, о боге как перводвигателе, пространстве, времени, движении – энтелехии. Следовательно, физика Аристотеля дополняет метафизику, и у них оказывается общее мировоззренческое основание: аристотелевское понимание отношения материи и формы.
Главное содержание метафизики («первой философии») Аристотеля сводится к критике платоновского учения об обособленности мира идей от мира вещей. Аристотель доказывает, что «идея» – лишь конкретная форма материи, которую последняя приобретает при помощи «движения» (то есть, любого изменения). Материя и форма нераздельны, они не могут существовать друг без друга. В природе нет ни чистой, бесформенной материи, ни нематериальной, неовеществлённой идеи. Материя каждого предмета содержит в себе возможность (потенцию) его существования, а форма даёт этой возможности осуществление. Материи всегда присуще внутреннее (а не получаемое извне) стремление воплотить содержащиеся в ней возможности – получить тот или иной конкретно-предметный вид. Эта присущая материи внутренняя тяга к «оформлению» в философии Аристотеля именуется энтелехией.
В некоторых сочинениях Аристотеля учение о материи и форме получает расширенную трактовку. Понятие «формы» рассматривается там с трёх различных сторон: не только как идея предмета «в настоящем времени», но и как совокупность возможностей, которые могут реализоваться из неё в будущем, а также как итог некоего создавшего её творческого акта. Таким образом, получается, что реальная вещь, с учётом ещё и её материи, имеет не два, а целых четыре основополагающих начала – «четыре причины», по выражению самого Аристотеля.
Любой переход возможности в действительность, в осуществление, по философии Аристотелю, есть движение. Благодаря порождаемому энтелехией движению, из простых материальных форм создаются всё более и более сложные, постепенно восходя к первоисточнику всякого движения – «Первому двигателю», Богу. Бог есть «форма форм» – чистое мышление, чьим предметом может быть только высочайшее и совершеннейшее, то есть только он сам. Мышление Бога о самом себе не сопровождается никаким развитием, ибо он – законченная «высшая форма», последняя ступень совершенства, которую уже невозможно превзойти. Деятельность Бога, таким образом, состоит лишь в блаженном теоретическом самосозерцании, без практических актов. Бог Аристотеля, по сути, безличен. Он является не столько источником, сколько конечной целью природного движения, которое создается не его собственным деятельным усилием, а лежащей внутри материальных вещей тягой обрести более высокую идею и тем самым приобщиться к красоте и блаженству Божественного Разума. В философии Аристотеля Вселенная стремится к Божеству, но оно само относится к этому стремлению бездейственно. Важно, что как никакая форма не может существовать без материи, так, по мнению Аристотеля, и Бог не может существовать без материального мира.
Аристотель признаёт четыре первоначальные «стихии», образуемые четырьмя возможными сочетаниями двух главных материальных противоположностей: холода – тепла и сухости – влажности. Стихия теплая и сухая – огонь; теплая и влажная – воздух; холодная и влажная – вода; холодная и сухая – земля. Понятия о силе тяжести у Аристотеля нет. По его мнению, огню и воздуху просто изначально свойственно стремление вверх, а воде и земле – вниз. Путём этого своего разнонаправленного движения стихии смешиваются, порождая всё многообразие предметов и мира.
Земля и Вселенная, по Аристотелю, имеют форму шаров. Вселенная ограничена небом, образованным из пятой, божественной, вечной и неизменной стихии – эфира. Небо состоит из нескольких концентрических сфер. Одна из них, звездное небо, искони пребывает в совершеннейшем виде движения – круговом. Расположенные на ней звёзды – вечные, блаженные, живые существа, которые по своей организации неизмеримо превосходят человека. На других небесных сферах находятся планеты (включая Солнце и Луну), чей ранг ниже звёздного. Наглядно это подтверждается тем, что движение планет не чисто круговое. Их орбиты имеют не совсем правильное, косое положение. Шарообразная земля образует центр вселенной.
Все живые существа земли обладают собственной энтелехией – душой. Аристотель в своей философии подразделяет души на три вида: питающаяся (растительная), чувствующая (животная), и разумная (человеческая). Как любая форма не может существовать без материи, так и душа не имеет бытия без тела. Впрочем, последнее утверждение Аристотель, судя по всему, относил лишь к первым двум видам души, а третью, разумную, её сторону, сопричастную Богу, он в некоторых отрывках признаёт бессмертной.
Человеческую волю Аристотель решительно полагает свободной.
Вследствие вечного стремления материи ко всё более совершенному «оформлению» неорганический мир мало-помалу переходит в органический, а растительное царство – в животное. Таким образом, вся природа составляет одно целое, и жизнь, развиваясь вся ярче, достигает высшей ступени совершенства в человеке. Все эти «эволюционные» идеи подробно развиваются в научно-философских трактатах Аристотеля «О животных», «О душе» и др.
Добродетель состоит не в знании добра, ибо это знание само по себе не удерживает от дурных поступков. Философская этика призвана через многократное упражнение выработать в человеке сознательную тягу к доброму, сделав её постоянным качеством воли.
Суть добра – в господстве разумного элемента души над чувственными страстями. Истинное этическое поведение состоит в том, чтобы занимать разумную средину между противоположными крайностями, которые и есть пороки. Без добродетели невозможно счастье, составляющее цель жизни. Аристотель признаёт важность наслаждения, но считает высшей его разновидностью чувство довольства, вызываемое в человеке сознанием, что его поступки нравственны и хороши.
Добродетель является совокупностью целого ряда нравственных качеств. Каждый класс людей имеет свои особые этические обязанности, но некоторые из них – в первую очередь, справедливость – являются долгом всех. Истинная нравственность теснейшим образом связана с идеей блага государства, потому Аристотель считает этическую философию очень близкой к общественной – «политике».
Заканчивается система
В философии Аристотеля государство признаётся высочайшей целью нравственной деятельности человека. Первоосновой государства является семья. Муж и жена состоят в свободном нравственном союзе, которым должен руководить мужчина, но так, чтобы и женщина не теряла при этом бытовой свободы. Власть отца над детьми должна быть шире, чем над женой. Рабам Аристотель вменяет в обязанность беспрекословно повиноваться господину. То, что греки держат варваров в рабстве, справедливо, ибо дикие племена являются существами низшей природы. Отношение между ними и эллинами – то же, что между телом и духом.
Семьи, размножаясь, образуют общину, а из соединения ряда общин возникает государство. Высшая цель этого института – счастье всех его членов. Счастье же основано на добродетели, поэтому первой задачей государства следует признать обязанность делать своих граждан добродетельными людьми. Таким образом, государство – союз людей для общей нравственной деятельности с целью выработки совершенного устройства жизни.