Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 11:36, контрольная работа
Учение Пифагора о гармонии Вселенной. Роль числа и пути достижения гармонии.
Учение И.Канта о морали. Категорический императив и роль мотива поступков в кантовской этике.
Тогда, что такое философия в контексте этих религий?
Данная классификация - абстрактная модель "чистых" типов. На практике, в развитом виде они включают в себя все иные типы: религия - это и богословие, и теургия, и церковные науки (например, библейская текстология). Искусство - это еще и искусствознание, литературоведение, филология; оно даже может быть в каком-то смысле "философией" и "религией", когда от образов и благодаря им прорывается к идеалу, как, например, это происходит в романах Достоевского. Каждая из четырех сфер духа строится из двух элементов: из образа и понятия. В основе образа - сигнал в пространстве, ограниченный моим Я. В основе понятия - знак во времени, ограниченный моим Я. В науке понятие подчиняет себе образы - например, формула и бесконечное множество подчиненных ей вещей. В искусстве образ подчиняет себе понятия - например, образ Гамлета служит основой бесконечного числа толкований. В сфере религии образ выполняет роль понятия - например, миф. В философии понятие служит заместителем образа. Это - условная, в какой-то степени игровая классификация. Можно придумать и другие. Но что действительно важно, так это требование тщательно различать границы сфер. Если они вторгаются одна в другую, начинаются неприятности. Религии, к примеру, должно быть все равно, какие у человека художественные вкусы или философские взгляды. Но когда эти вкусы и взгляды перестают быть искусством и философией и становятся "идеологией", это религии небезразлично. Или, например, философия, искусство и наука сами по себе лишены благочестия и поэтому не могут заменить религию, но, когда они пытаются сделать это, требуя себе всего человека без остатка, возникают жуткие псевдорелигии, возникают идеологии, теократии, технократии... Большинство недоразумений и обвинений в адрес философии возникает из-за того, что нарушаются ее границы и путаются цели. Потому надо поставить вопрос: чего не может философия? Философия не может дать научного знания, она не опирается на опыт и не может быть "царицей наук", осуществляя руководство или обобщение наук. По этой же причине философия не может давать то, что дает Откровение. От нее не надо ждать практических или моральных указаний. Она не может стать основой чувственной оценки и художественных переживаний. Что может философия? Может требовать и достигать ясности, самосознания, ставить вопрос, разоблачать скрытую философию, готовить поле для знания, стеречь границы, разделяющие сферы познания, быть хранителем целого, любить мудрость и искать безначальное Начало.