Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 10:49, контрольная работа
Задание 1.
«Можно предположить, что не верифицируемость, а фальсифицируемость системы следует рассматривать в качестве критерия демаркации (науки от ненауки). Это означает, что мы не должны требовать возможности выделить некоторую научную систему раз и навсегда в положительном смысле, но обязаны требовать, чтобы она имела логическую форму, которая позволяла бы посредством эмпирических проверок выделить ее в отрицательном смысле: эмпирическая система должна допускать опровержение путем опыта.
В соответствии с этим критерием высказывание «Завтра здесь будет дождь или завтра дождя не будет» нельзя считать эмпирическим просто потому, что его нельзя опровергнуть, тогда как высказывание «Завтра здесь будет дождь» следует считать эмпирическим».
(Поппер К. Логика и рост научного знания. Избр. работы. - М.: «Прогресс», 1983 г., с. 63)
1. Какое философское направление представлено приведенным текстом? Ответ обоснуйте.
2. Объясните понятия «верифицируемость» и «фальсифицируемость» системы.
3. Какое значение имеет принцип фальсификации в концепции К. Поппера?
Задание 1.
«Можно предположить, что не верифицируемость, а фальсифицируемость системы следует рассматривать в качестве критерия демаркации (науки от ненауки). Это означает, что мы не должны требовать возможности выделить некоторую научную систему раз и навсегда в положительном смысле, но обязаны требовать, чтобы она имела логическую форму, которая позволяла бы посредством эмпирических проверок выделить ее в отрицательном смысле: эмпирическая система должна допускать опровержение путем опыта.
В соответствии с этим критерием высказывание «Завтра здесь будет дождь или завтра дождя не будет» нельзя считать эмпирическим просто потому, что его нельзя опровергнуть, тогда как высказывание «Завтра здесь будет дождь» следует считать эмпирическим».
(Поппер К. Логика и рост научного знания. Избр. работы. - М.: «Прогресс», 1983 г., с. 63)
1.Какое
философское направление
Данный текст представляет такое философское направление как постпозитивизм. Постпозитивизм – модификация позитивистской философии, которая сложилась во второй половине 20 века в результате критики и ревизии неопозитивизма. Главой проблемой, объединившей в это направление различные методологические концепции, стало объяснение развития науки, исследование логики и роста научного знания. Представителей постпозитивизма (К. Поппер) интересуют вопросы – как возникает новая теория, каким образом она утверждается в научном обществе, каковы критерии выбора конкурирующих теорий.
Черты постпозитивизма:
1) Своеобразная "реабилитация философии", возвращение к метафизике;
2) Метод исследования науки
3) Научное знание
4) Теоретическое понимание науки
возможно при условии
5) Динамика, развитие научного знания
признается всеми
6) Целью изменения научного
Главные выводы
Поппера:
1) в основании теории находятся гипотезы
(т.е. предположения);
2) научные гипотезы
навсегда остаются гипотезами, так
как их истинность нельзя
3) из гипотез по законам
4) сопоставление с фактами дает два результата: либо предложения не противоречат фактам, в таком случае теория продолжает жить, она признается работоспособной и правдоподобной, либо предложения теории опровергаются, фальсифицируются фактами, в таком случае теория считается ложной, она отвергается и интенсифицируется поиск новой теории.
По Попперу, теория имеет гипотетико-дедуктивную структуру. Гипотезы выступают попытками разрешить проблемы, дедукция позволяет провести очную ставку содержания гипотез с экспериментальными фактами. Факты экзаменуют теорию на прочность (годится - не годится).
2. Объясните понятия «верифицируемость» и «фальсифицируемость» системы.
Фальсифици́руемость (принципиальная опровержимость утверждения,
опроверга́емость, крите́рий По́ппера) —
критерий научности эмпирической теории, сформулированный К. Р. Поппером в 1935 году. Теория удовлетворяет критерию Поппера
(является фальсифицируемой и, соответственно,
научной) в том случае, если существует методологическая возможность её опровержения путём постановки
того или иного эксперимента, даже если такой эксперимент ещё не
был поставлен. Согласно этому критерию,
высказывания или системы высказываний
содержат информацию об эмпирическом
мире только в том случае, если они обладают
способностью прийти в столкновение с
опытом, или более точно — если их можно
систематически проверять, то есть подвергнуть
(в соответствии с некоторым «методологическим
решением») проверкам, результатом которых
может быть их опровержение".
Иначе говоря,
согласно критерию Поппера, — научная теория не может быть
принципиально неопровержимой. Тем
самым, согласно этой доктрине, решается проблема демаркации — отделения научного знания от ненаучного.
Принцип фальсификации: лишь те теории могут считаться научными, которые в принципе могут быть опровергнуты (фальсифицированы).
Верифицируемость.
Верификация — это подтверждение соответствия конечного продукта предопределённым эталонным требованиям.
Принцип верификации: суждение имеет смысл, если, и только
если оно эмпирически проверяемо. Если
же – нет, то данное суждение – либо аналитично,
либо лишено смысла. При этом традиционная
философия, состоящая по большей части
из неверифицируемых высказываний (вроде:
материальное первично, идеальное вторично),
отвергается.
Принцип верификации предусматривает
признание обладающими научной значимостью
только те знания, содержание которых
можно обосновать протокольными предложениями.
Поэтому факты науки в доктринах позитивизма
абсолютизируются, обладают приматом
перед другими элементами научного знания,
они определяют содержательный смысл
и истинность теоретических предложений.
Иными словами, согласно
концепции логического
3. Какое
значение имеет принцип
Идейное содержание теорий фальсификации и демаркации имеет ценностное значение, которое выводит нас на мировоззренческое измерение. В основе концепции "логики открытия" Поппера лежит идея, принявшая форму убеждения, об отсутствии какой бы то ни было истины в науке и какого-либо критерия ее выявления; смысл научной деятельности сводится не к поиску истины, а к выявлению и обнаружению ошибок и заблуждений. Этой, по сути своей, мировоззренческой идеей была детерминирована и соответствующая структура:
а) Представления о мире, принимаемые в науке как знания о нем, не являются истинами, ибо не существует такого механизма, который бы мог установить их истинность, но существует способ обнаружить их ошибочность;
б) в науке лишь те знания соответствуют критериям научности, которые выдерживают процедуру фальсификации;
в) в научно-исследовательской деятельности "нет более рациональной процедуры, чем метод проб и ошибок – предположений и опровержений"
Задание 2.
«Сама жизнь ценится мною как институт роста, устойчивости наполнения сил, власти: где недостает воли к власти, там упадок. Я утверждаю, что всем высшим ценностям человечества недостает этой воли, что под самыми святыми именами господствуют ценности упадка, нигилистические ценности ... Христианство называют религией сострадания. Сострадание противоположно аффектам, повышающим энергию жизненного чувства, оно действует угнетающим образом. Через сострадание теряется сила».
(Ницше Ф Сочинения в 2-х т. Т. 2 -М.: Мысль 1990. с. 635).
3. Что означает «всем высшим ценностям человечества» (религиозным, нравственным) недостает воли и власти?
4 Как относится Ф Ницше к ценностям христианства?
1.Какое философское направление представлено приведенным текстом? Ответ обоснуйте.
Направление в данном тексте именуется как нигилизм (от лат. nihil — ничто), так как это мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей; непризнание любых авторитетов.
2.Объясните категорию «вопя к власти». Какое место эта категория занимает в представленном философском направлении?
Центральными понятиями у Ницше являются: сверхчеловек, воля к власти, сублимация, мораль господ, мораль рабов и вечное возвращение. Согласно Ницше, воля к власти находит свое выражение в любой человеческой деятельности; он даже предполагал, что она может быть энергетической основой всего космоса в целом. Ницше не призывал стремиться к власти, он говорил о честности перед самим собой и обращал нас к примерам «сверхчеловеческой» силы, воплощенной в таких людях, как Гёте и Леонардо, в противовес «человеческой, слишком человеческой» силе военных деспотов.
3.Что означает «всем высшим ценностям человечества» (религиозным, нравственным) недостает воли и власти?
Высшим ценностям
4 Как относится Ф Ницше к ценностям христианства?
Ницше не отрицает полностью какую бы то ни было ценность христианской морали, признавая, что она сделала человеческий внутренний мир более утонченным. Однако он видит в ней выражение мстительности, характерной для стадного инстинкта, или "рабской морали". То же воплощение мстительности видит Ницше в демократическом и социалистическом движениях, считая их производной формой от христианской идеологии. Религия, по мнению Ницше, действует подавляюще на людей.
Задание 3.
Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа и только оно дает ему возможность понять и приобщить к науке важные патологические процессы душевной жизни. Иначе говоря, психоанализ не может перенести сущность психического в_сознание. но должен рассматривать сознание как качество психического которое может присоединятся или не присоединяться к другим его качествам. Таким образом, психоанализ не считает сознательное сутью психики. Он рассматривает сознание как такое качество психики, которое может отсутствовать вовсе В общем смысле бессознательное - это совокупность психических процессов и состояний, которые осуществляются без участия сознания. Наше Я подчинено Оно (бессознательному началу), которое имеет чисто природное происхождение и в котором содержаться такие первичные влечения человека как сексуальные желания и влечение к смерти.
(См. Фрейд 3 Я и Оно/УИзбранное - М., 1989, с 370 и др.)