Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:34, контрольная работа
Контрольная работа состоит из четырех заданий и ответов на них.
Анализ текста.
«… Так, Фалес Милетский
утверждал, что начало сущих
(вещей) – вода. (Сей муж считается
зачинателем философии, и по
нему была названа ионийская
школа: ведь философских
Исходя из анализа текста,
объясните, что считали
1. Начало развития европейской философии было положено в Древней Греции в 5-4 вв до н.э. Она возникла и развивалась в соответствии с зачатками конкретных знаний о природе. Первые древнегреческие философы были одновременно и естествоиспытателями. Они делали попытки научно объяснить происхождение Земли, звезд, животных, растений и человека. Главным вопросом древнегреческой философии был вопрос о первоначале мира. И в этом смысле философия перекликается с мифологией, наследует ее мировоззренческую проблематику. Но в мифах вопрос стоит: кто родил сущее? А у философов Греции: из чего все произошло?
Натурфилософы: Фалес ( все вещи возникают из воды и вновь превращаются в воду; вода–вечное начало), Анаксимен ( субстрат всех вещей–воздух), Анаксимандр ( апейрон– « бесконечное”–неопределенное, вечное и бесконечное, постоянно находящееся в движении первоначало), Гераклит Эфесский (огонь–начало, субстанция бытия).
Наивность диалектики древних греков проявилась в их представлении о первоначале, первоматерии, из которой возникают, развиваются все многообразные чувственно воспринимаемые явления. Так, Гераклит, наиболее яркий представитель наивной античной диалектики, доказывал, что всё происходит из огня и в огонь же превращается, постоянно изменяя форму своего существования. Огонь, горение образует, по Гераклиту, сущность всех вещей, вследствие чего и противоположности связаны друг с другом, превращаются одно в другое. “Всё обменивается на огонь, - говорит Гераклит,- и огонь на всё, подобно тому, как на золото товары и на товары золото”. Иногда в диалектике Гераклита видят выражение античного релятивизма, сторонники которого доказывали, что в мире все изменчиво и относительно и в нем нет ничего абсолютного и постоянного.
Античные материалисты рисовали картину того, как из природных субстанций мало-помалу возникают на ней всё более сложные явления вплоть до появления жизни и человека.
3. Милетская школа философов положила начало собственно философскому подходу к вопросу происхождения сущего: к идее субстанции: огонь, воздух, вода, атом, т.е. природные, естественные начала. Они мыслились как вечные и неизменные, мирообразующие, потому и выступали в качестве субстанции. Весь мир для них есть множество взаимопревращающихся друг в друга стихий. Среди всех стихий есть наиболее пластичная стихия. Это единственное начало, из которого рождаются все вещи, и в которое они рано или поздно уходят. Такая стихия и есть архе. Весь мир для них есть множество взаимопревращающихся друг в друга стихий. Среди всех стихий есть наиболее пластичная стихия. Это единственное начало, из которого рождаются все вещи, и в которое они рано или поздно уходят. Такая стихия и есть архэ.
4.Онтология – первая, важнейшая часть философского знания. Философия, собственно, начиналась с постановки онтологических вопросов: поиск первоначал бытия, системность бытия, способы существования бытия, место человека в бытии – изначальные вопросы, которые волновали уже первых мыслителей, так называемых натурфилософов. Античные натурфилософы, в основном "досократики" (Пифагор, Фалес, Анаксимен, Анаксагор, Анаксимандр, Гераклит Эфесский, Эмпедокл, Парменид и др.), опираясь на существующие к тому времени знания, старались заглянуть дальше, – не просто описать видимые стороны реальности, а помыслить: что же такое "бытие вообще", поэтому одной из первых проблем онтологии был вопрос об определении понятия "бытие", а также поиск организующих принципов и начал бытия. Но это не единственная проблема, которую решали античные философы. Общим для милетских натурфилософов – Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена – является идея генетического архэ.
Задание 2.
Анализ текста.
Демокриту – автору
Главным инструментом в руках человека является учение, которое совершенствует самого человека. «Больше людей становятся хорошими от упражнения, чем от природы. Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться» (там же, с. 171).
Демокрит говорил: «Есть два рода познания: один – истинный, другой – тёмный. К тёмному относятся все следующие [виды познания]: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Что касается истинного [познания], то оно совершенно отлично от первого... Когда тёмный [род познания] уже более не в состоянии ни видеть слишком малое, ни слышать, ни обонять, ни воспринимать вкусом, ни осязать, но исследование [должно проникнуть] до более тонкого (недоступного уже чувственному восприятия), <тогда на сцену выступает истинный [род познания], так как он в мышлении обладает более тонким познавательным органом>». Таким образом, Демокрит является предшественником рационализма.
Сократ же считает, что деятельность человека всецело определяется его понятиями о доблести, о благе и вытекающими из этих понятий целями. Поэтому ни один человек не может дурно поступать по доброй воле: нет человека, который, зная, что он может сделать нечто лучшее сравнительно с тем, что он делает, стал бы, напротив, делать худшее. Таким образом, Сократ сводит все плохие действия человека к незнанию.
«Благоразумен тот, кто не печалится о том, чего не имеет, и, напротив, рад тому, что имеет». Человек, который доволен тем, что имеет, будет счастлив, а тот, кто вечно гонится за недосягаемым, никогда счастья не достигнет.
«Законы бесполезны как для хороших людей, так и для дурных: первые не нуждаются в законах, вторые от них не становятся лучше». Хороший человек в жизни опирается на принципы морали, которые и сдерживают его от совершения плохих поступков. А если человек изначально настроен совершить что-нибудь плохое, закон не остановит его.
«Мы не столько нуждаемся в помощи друзей, сколько в уверенности, что мы ее получим». Человек, будучи уверенным, что он не один сможет противостоять практически любой проблеме и сможет решить ее и без помощи друзей. В противном случае, не надеющийся ни на чью помощь человек, может и не справиться.
Задание 3.
Анализ текста.
«Вот, например, - пояснял Сократ, - мужество, когда оно не имеет ничего общего с разумом, а подобно простой дерзости: разве человек, если он дерзок не по разуму, не несет ущерба, а если отважен с умом, не получает пользы?
А разве не то же самое
с рассудительностью и
1. Как раскрывается в данном фрагменте соотношение разума и морали?
2. Почему диалектика Сократа называется субъективной?
3. Можно ли считать рассуждения Сократа актуальными и сегодня или они утопичны?