Контрольная работа по "Философии бизнеса"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 10:04, контрольная работа

Краткое описание

Объект социальной философии - социальная жизнь и социальные процессы. Социальная философия - это система теоретического знания о наиболее общих закономерностях и тенденциях взаимодействия социальных явлений, функционирования и развития общества, целостного процесса социальной жизни.

Оглавление

1.« Теория социального действия» М. Вебера.

2.« Понимающая социология» и концепция « идеальных типов» М. Вебера.

3.М.Вебер- апологет капитализма и бюрократии.

4.Политико-правовые взгляды Юрия Крижанича.

5.Политико-правовые идеи И.Т. Посошкова.

6.Политико-правовая идеология В.Н. Татищева.

Файлы: 1 файл

кр.по философии.docx

— 35.03 Кб (Скачать)

НОУ ВПО Вологодский  институт бизнеса

Кафедра естественнонаучных и гуманитарных дисциплин 
 
 

Е.И. ПАНЧУК 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине

ФИЛОСОФИЯ БИЗНЕСА

Вариант 1

Выполнил  студент 4-его курса

Специальности коммерция

                                     Группы 64-К 
 

Федосеева Любовь Ивановна 
 
 
 

Вологда

2011 

СОДЕРЖАНИЕ

1.« Теория  социального действия» М. Вебера.

2.« Понимающая  социология» и концепция «  идеальных типов» М. Вебера.

3.М.Вебер- апологет капитализма и бюрократии.

4.Политико-правовые  взгляды Юрия Крижанича.

5.Политико-правовые идеи И.Т. Посошкова.

 6.Политико-правовая идеология В.Н. Татищева. 

 

 

Объект  социальной философии - социальная жизнь и социальные процессы. Социальная философия - это система теоретического знания о наиболее общих закономерностях и тенденциях взаимодействия социальных явлений, функционирования и развития общества, целостного процесса социальной жизни.

Социальная  философия изучает общество и  социальную жизнь не только в структурно - функциональном плане, но и в её историческом развитии. Безусловно, что предметом её рассмотрения является и сам человек, взятый, однако, не «сам по себе», не как отдельный индивид, а как представитель социальной группы или общности, т.е. в системе его социальных связей. Социальная философия анализирует целостный процесс изменения социальной жизни и развития социальных систем.

Знаменитый  вклад в развитие социальной философии  внёс немецкий мыслитель Макс Вебер  ( 1864-1920). В своих трудах он развил многие идеи неокантианства, однако его воззрения не сводились к этим идеям. На философско - социологические взгляды Вебера оказали влияние выдающиеся мыслители разных направлений: неокантианец Г. Риккерт, основоположник диалектико - материалистической философии К. Маркс, а также такие мыслители, как Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Ф. Ницше, и многие другие.

« Теория социального  действия» М. Вебера.

Макс  Вебер - автор многих научных трудов, в том числе « Протестантская этика и дух капитализма», « Хозяйство и общество», « Объективность социально-научного и социально - политического познания», « Критические исследования в области логики наук о культуре», « О некоторых категориях понимающей социологии», « Основные социологические понятия».

М.Вебер  считал, что социальная философия, которую  он характеризовал как теоретическую  социологию, должна изучать прежде всего поведение и деятельность людей, будь то отдельный человек или группа. Отсюда основные положения его социально - философских воззрений укладываются в созданную им теорию социального действия. Что же такое социальное действие? « Действием - писал М.Вебер,- следует…называть человеческое поведение (безразлично, внешнее или внутреннее деяние, недеяние или претерпевание), если и поскольку действующий (или недействующие) связывает с ним некоторый субъективный смысл. Но «социальным действием» следует называть такое, которое по своему смыслу, подразумеваемому действующим или недействующими, отнесено к поведению других и это ориентировано в своём протекании». Таким образом, наличие объективного смысла и ориентации на других выступают у М.Вебера как решающие компоненты социального действия. Тем самым понятно, что субъектом социального действия может выступать только личность или многие личности. М. Вебер выделил четыре основных вида социального действия:1) целерациональное, т.е. через ожидание определённого поведения предметов внешнего мира и других людей и при использовании этого ожидания как «условия» или как «средства» для рационально направленных и регулируемых целей; 2) целостно- рациональное. « т.е. через сознательную веру в этическую, эстетическую, религиозную или как либо иначе понимаемую безусловную собственную ценность (самоценность) определённого поведения, взятое просто как таковое и независимо от успеха»; 3) аффективное; 4) традиционное, «т.е. через привычку».

М.Вебер, естественно, не отрицал наличия  в обществе разных общих структур, типа государство, отношений, тенденций  и т.д. Но в отличие от Э.Дюркгейма  все эти социальные реальности у  него производны от человека, личности, социального действия человека.

Социальные  действия составляют, по Веберу, систему  сознательного, осмысленного взаимодействия людей, в котором каждый человек  учитывает влияние своих действий на других людей и их ответную реакцию  на это. Социолог же должен разобраться  не только в содержании, но и в  мотивах действий людей, основанных на тех или иных духовных ценностях. Другими словами, необходимо осмыслить, понять содержание духовного мира субъектов  социального действия. Осмыслив это, социология выступает как понимающая.

2. « Понимающая социология»  и концепция «  идеальных типов»  М. Вебера

В своей  « понимающей социологии» Вебер исходит из того, что понимание социальных действий и внутреннего мира субъектов может быть как логическим, то есть осмысленным с помощью понятий, так и эмоционально- психологическим. В последнем случае понимание достигается путём «вчувствования», «вживания» социолога во внутренний мир субъекта социального действия. Он называет этот процесс сопереживанием. Тот и другой уровни понимания социальных действий, из которых складывается общественная жизнь людей, играют свою роль. Однако более важно, по Веберу, логическое понимание социальных процессов, их осмысление на уровне науки. Их постижение путём « вчувствования» он характеризовал как подсобный метод исследования.

Понятно, что, исследуя духовный мир субъектов  социального действия, Вебер не мог  обойти проблему ценностей, в том  числе моральных, политических, эстетических, религиозных. Речь идёт прежде всего о понимании сознательных установок людей на эти ценности, которые определяют содержание и направленность их поведения и деятельности. С другой стороны, социолог или социальный философ сам исходит из определённой системы ценностей. Это он должен учитывать в ходе своих исследований.

М. Вебер  предложил своё решение проблемы ценностей. В отличии от Риккерта и других неокантианцев, рассматривающих указанные выше ценности как нечто надисторическое, вечное и потустороннее, Вебер трактует ценность как « установку той или иной исторической эпохи», как «свойственное эпохе направление интереса». Другими словами, он подчёркивает земную, социально-историческую природу ценностей. Это имеет важное значение для реалистического объяснения сознания людей, их социального поведения и деятельности.

Важнейшее место в социальной философии  Вебера занимает концепция идеальных типов. Под идеальным типом им подразумевалась некая идеальная модель того, что наиболее полезно человеку, объективно отвечает его интересам в данный момент и вообще в современную эпоху. В этом отношении в качестве идеальных типов могут выступать моральные, политические, религиозные и другие ценности, а так же вытекающие из них установки поведения и деятельности людей, правила и нормы поведения, традиции.

Идеальные типы Вебера характеризуют как бы сущность оптимальных общественных состояний - состояний власти, межличностного общения, индивидуального и группового сознания. В силу этого они выступают в качестве своеобразных ориентиров и критериев, исходя из которых необходимо вносить изменения в духовную, политическую и материальную жизнь людей. Поскольку идеальный тип не совпадает полностью с тем, что есть в обществе и нередко противоречит действительному положению вещей, он, по словам Вебера, несёт в себе черты утопии.

И всё таки идеальные типы, выражая в своей взаимосвязи систему духовных и иных ценностей, выступают как социально значимые явления. Они способствуют внесению целесообразности в мышление и поведение людей и организованности в общественную жизнь. Учение Вебера об идеальных типах служит для его последователей в качестве своеобразной методологической установки познания социальной жизни и решения практических проблем, связанных, в частности, с упорядочением и организацией элементов духовной, материальной и политической жизни.

3. М.Вебер - апологет капитализма и бюрократии

Вебер исходил из того, что в историческом процессе растет степень осмысленности  и рациональности действий людей. Особенно это видно в развитии капитализма.

« Рационализируется  способ ведения хозяйства, рационализируется  управление как в области экономики, так и в области политики, науки, культуры - во всех сферах социальной жизни; рационализируется образ мышления людей, так же как и способ их чувствования и образ жизни в целом. Всё это сопровождается колоссальным усилением социальной роли науки, представляющей собой, по мнению Вебера, наиболее чистое воплощение принципа рациональности».

Воплощением рациональности Вебер считал правовое государство, функционирование которого целиком базируется на рациональном взаимодействии интересов граждан, подчинении закону, а также на общезначимых политических и моральных ценностях.

Под углом  зрения целерационального действия М.Вебер дал всесторонний анализ экономики капиталистического общества. Особое внимание он уделял взаимосвязи этического кодекса протестантских вероисповеданий и духа капиталистического хозяйствования и образа жизни (« Протестантская этика и дух капитализма», 1904-1905), протестантизм стимулировал становление капиталистического хозяйства. Также рассматривалась им связь экономики рационального права и управления. М.Вебер выдвинул идею рациональной бюрократии, представляющей высшее воплощение капиталистической рациональности ( «Хозяйство и общество», 1921). М.Вебер полемизировал с К.Марксом, считая невозможным построение социализма.

Не будучи сторонником материалистического  понимания истории, Вебер в какой - то мере ценил марксизм, но выступал против его упрощении и догматации.

Он писал, что «анализ социальных явлений и культурных процессов под углом зрения их экономической обусловленности и их влияния был и - при осторожном, свободном от догматизма применении - останется на всё обозримое время творческим и плодотворным научным принципом».

Таков вывод этого широко и глубоко  мыслящего философа и социолога, который он сделал в работе под  примечательным названием «Объективность социально-научного и социально-политического  познания».

Как видно, Макс Вебер касался в своих  трудах широкого круга проблем социальной философии. Нынешнее возрождение его  учения происходит потому, что он высказал глубокие суждения о решении сложных  социальных проблем, которые волнуют  нас сегодня.

Говорить  о том, что капитализм мог появиться  за несколько десятилетий, понадобившихся странам для стремительного возрождения, значит, ничего не понимать в азах социологии. Культура и традиции не способны измениться столь быстро.

Тогда остаётся сделать два вывода: либо причиной капиталистического взлёта выступаю, вопреки мнению Вебера, экономические  факторы, либо, как и думал Вебер, культурные и религиозные, но вовсе  не протестантизм. Или скажем более  строго - не только протестантизм. Но и этот вывод явно будет расходиться с веберовским учением.

1.5 Политико-правовые  взгляды Юрия Крижанича

Юрий  Крижанич (1617-1683) - выдающийся славянский просветитель, политик, писатель-публицист. Он был хорватом по национальности и большую часть жизни прожил в Западной Европе. Изучал теологию в Загребе, в Болонском и Римском университетах. Получил разностороннее образование в богословских и светских науках: философии, истории, юриспруденции, астрономии и математике. Будучи иностранцем, Ю.Крижанич сумел проникнуться интересами России, воспринять русских как своих единомышленников.

Главным сочинением Крижанича является трактат, написанный в 1663 г и получивший название «Беседы о правлении» (в последующем будет переименован в «Политику»). В произведении рассматривался обширный круг проблем: экономических (промышленность, сельское хозяйство, торговля); социальных (организация сословного устройства общества) и политико-юридических (сущность, происхождение и назначение государства, классификация форм правления, соотношение справедливости, права и закона, судоустройство, внешняя политика). Здесь он проводит сравнительный анализ политических порядков европейских стран и прогнозирует дальнейшее развитие России с учетом опыта, накопленного другими народами.

Большое внимание в работе уделяется вопросу  о происхождении государства, его  основных целях и задачах.

Он придерживался  концепции о том, что верховная  власть является незыблемой, ибо «все законные короли поставлены не сами собой  и не людьми, а Богом» Юрий Крижанич. «Долг короля [обеспечить] благочестие, справедливость, покой и изобилие или веру, суд, мир и дешевизну. Эти четыре вещи каждый король должен обеспечить своему народу, и для этого Бог и поставил его королем».

Информация о работе Контрольная работа по "Философии бизнеса"