Контрольная работа по "Философии бизнеса"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 10:04, контрольная работа

Краткое описание

Объект социальной философии - социальная жизнь и социальные процессы. Социальная философия - это система теоретического знания о наиболее общих закономерностях и тенденциях взаимодействия социальных явлений, функционирования и развития общества, целостного процесса социальной жизни.

Оглавление

1.« Теория социального действия» М. Вебера.

2.« Понимающая социология» и концепция « идеальных типов» М. Вебера.

3.М.Вебер- апологет капитализма и бюрократии.

4.Политико-правовые взгляды Юрия Крижанича.

5.Политико-правовые идеи И.Т. Посошкова.

6.Политико-правовая идеология В.Н. Татищева.

Файлы: 1 файл

кр.по философии.docx

— 35.03 Кб (Скачать)

Крижанич не понимал некоторых основополагающих постулатов русской официальной политико-правовой идеологии. Так, он выступал против концепции «Мономахова дара», согласно которой царская власть и ее символика были получены русскими властителями от византийского императора Константина Мономаха. Это противоречит тезису о божественном происхождении государственной власти и тем самым унижает русский народ.

Теорию  о происхождении русских царей  из рода римского императора Октавиана Августа он также считал «басней». У Ивана VI «достаточно было древности [рода] и славы считать себя потомком своего истинного предка Словена, а затем - и короля Владимира, а не искать славы в лживых и всеми народами осмеянных и оплеванных баснях о роде Августа и не называть себя потомком монахини Сильвии и распутной богини Афродиты. А если хотел он воспользоваться славой августова рода, то должен принять на себя и [его] позор» Юрий Крижанич. Юрий Крижанич был противником концепции «Москва - Третий Рим», полагая, что она способна «накликать беду», ведь Первый и Второй Рим пали.

Вслед за Аристотелем Крижанич различал шесть форм правления государства:

Ш монархию - самовладство;

Ш тиранию - людодерство;

Ш аристократию - боярское правление;

Ш олигархию - испорченное боярское правление;

Ш общевладство - посадское правление или гражданское правление;

Ш анархию.

В отличие  от Аристотеля Крижанич называл еще такую форму правления, как «чужевладство», при которой, как он считал, чужеземный правитель не сможет любить народ.

Наилучшей формой правления Юрий Крижанич считал «совершенное самовладство», тогда как Аристотель выделял лучшей смешанную форму правления. По его словам, «это - жезл Моисеев, которым царь-государь может творить все необходимые чудеса. При таком строе правления легко могут быть исправлены все ошибки, недостатки и извращения и могут быть введены всякие благие законы». Воплощением своего политического идеала он считал правление царя Алексея Михайловича. «Сие правоверное, преславное королевство боголюбивого нашего царя, государя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великой, и Малой, и Белой Руси самодержца, потому безмерно уважаемо, удачливо и счастливо, что в нем имеется совершенное самовладство. И, следовательно, можно в нем исправить все ошибки и изъяны, которые из-за нерадивости исполнителей могли доселе войти в обычай и из-за которых печалится народ» Юрий Крижанич.

Плохим  способом правления, полагает Крижанич, выступает «тирания». В его определении «Тиран - это разбойник, не боящийся ни суда, ни наказаний. Это - палач без судьи и [без] закона. Это - человек, отвергший все человеческое. Это - черт в зримом обличьи. Ведь он мог бы одним своим словом сотворить бесконечное добро не в ущерб себе, а во славу, но не хочет [этого]. А на нашем языке тирана зовут «людодерцем».

Коснулся  Юрий Крижанич и вопросов, связанных с организацией правосудия и упорядочением судебной системы. Боярский суд - это высшая судебная инстанция, которая занимается разрешением серьезных уголовных дел, рассмотрение гражданских и мелких уголовных дел доверить какому-либо одному судье «из числа бояр». Судебные функции на местах должны были исполнять лица, выбранные «из числа посадских людей», во главе которых обязательно стоит судья из бояр. Что касается небольших дел, то они могут разрешаться единолично судьей.

В вопросе  внешней политики Крижанич предлагает не начинать войну без достаточных на то причин и «прежде чем не объявляли о ее причине через гонца». Послов убивать запрещается. Армия должна быть не наемной, а национальной.

Соединение  западноевропейского опыта и  знание российских традиций позволило  Крижаничу своеобразно выразить свои взгляды на основные проблемы, касающиеся строительства государства в России.

2.1 Политико-правовые  идеи И.Т. Посошкова

Посошков  Иван Тихонович (ок. 1652 - 1726) - один из видных представителей политической мысли петровского времени. Он занимался предпринимательством и торговлей. Много ездил по стране, хорошо изучил современные порядки и всерьез задумался над проектами улучшения политического устройства и экономического положения в государстве. Идеальной формой правления он считал абсолютную монархию: «Царь высший судия, и он подобен Богу» Посошков И.Т.

Результатом его многолетнего опыта стала  «Книга о скудности и богатстве»(1724), которая была адресована царю Петру I. В ней автор затронул обширный круг проблем, которые, как он считал, нуждались в срочном разрешении. Это были вопросы об организации экономики, правосудия, военного дела, просвещения и т.д.

Сословное разделение общества Посошков объяснял разделением труда, государство  должно заставить каждое сословие работать в отведенной ему сфере. Он выделял  четыре сословия: 1) купечество; 2) дворянство; 3) духовенство; 4) крестьянство.

Иван  Тихонович не был противником  крепостного права, наоборот, он выступал за его расширение. Бедность крестьянства влияет на процветание государства. «Крестьянское богатство - богатство  царственное, а нищета крестьянская - оскудение царственное». Он выделял три причины их нищеты:

Ш лень самих крестьян;

Ш произвол помещиков;

Ш невнимание правительства.

Посошков  предлагал обязать помещиков  постоянно следить за тем, чтобы  крестьяне работали все дни недели, кроме праздничных, - на помещика или на себя, - лишь бы своим трудом умножали богатство.

Необходимо  было защитить крестьянское хозяйство  от разорения помещиками, от произвольных поборов. С этой целью должен быть издан царский указ, ограничивающий крестьянские повинности (барщину, оброк) в пользу государственной казны  и помещика. Главным было в том, чтобы последний не мог требовать  с крестьян сверх положенного.

Центральным вопросом учений Посошкова было купечество. «Торг великое дело для государства» . Данная проблема была ему очень близка, потому как он сам некоторое время был купцом. Необходимо законом запретить торговать всем сословиям, кроме купеческого. Если же кто из другого сословия решит заняться торгом, то он должен через магистрат записаться в купечество. Тогда только он сможет торговать законно и пошлины в казну платить.

Купцам  необходимо предоставить «право свободного торга», то есть свобода от конкуренции  со стороны иностранных купцов, а  также всех других сословий.

Для блага  российского государства Посошков призывал Петра существенно изменить правовой статус дворянства. Дворяне  должны выполнять новые обязанности, а не использовать свои многочисленные привилегии.

Духовенство, по мнению Ивана Тимофеевича, мало способствовало процветанию государства. Он обвинял  их в необразованности и неспособности  нести людям веру и проводить  церковные службы. «Они наши пастыри, они и отцы, они и вожди, - а  в книжном учении и разумении  не весьма довольни».

Посошков  верил, что в России можно установить режим законности, не отменяя крепостного  права, вместо Соборного уложения 1649 года ввести в действие новое Соборное уложение, в разработке которого должны принимать участие все слои российского  общества. С этой целью предлагалось созвать всесословное Собрание, в  котором будет по два-три члена  от каждого сословия.

Порядок принятия нового Уложения ничем не ограничивал царскую власть: проект будет утвержден лишь после согласия самого царя.

Большие надежды Посошков возлагал на судебную реформу, которая позволила бы обеспечить законность. Ряд предложений относился  к осуществлению правосудия. Здесь  важное место отводилось суду. Судья  должен быть беспристрастен и независим. «Лучше сначала ради установления правды в судьи посадить из низких чинов, прежде всего из приказных людей, которые в делах искусны и  страх Божий в себе имеют. И с ними посадить, где пристойно, и из военного (чина), которые от службы отставлены, и из купечества, у которых есть острота ума. И тем низкородным судьям надлежит дать такое величество, чтобы они никаких лиц не боялись, кроме Бога да царя, и дела бы все свои делали по новосочиненному его императорского величества указу неизменно и от своего ума бы не мудрствовали... а за нарушение новоизложенного указа - смерть» Посошков Судебная власть должна пользоваться непререкаемым авторитетом. Посошков считал необходимым искоренить взяточничество судей, волокиту, неправосудие. Предполагалось, уличенного во взятке судью или чиновника на первый раз подвергать штрафу, на второй раз - «за рубль по двести рублев, наказание на козле; а за третью вину либо смерть, либо в вечную работу к рудокопным делам». Суд должен быть доступен всем сословиям: «Суд устроити един, каков земледельцу, таков и купецкому человеку, убогому и богатому... И чтоб суд учинить близостный, чтоб всякому и низкочинному человеку легко было его доступать».

Иван  Посошков стремился направить страну по пути промышленного и торгового  развития, устранить все аспекты, препятствующие процветанию государства, тем самым сократить.

2.2 Политико - правовая идеология В.Н. Татищева

Василий Никитич Татищев (1686-1750) был русским  историком и государственным  деятелем, происходил он из знатного дворянского  рода.

Теоретической базой взглядов Татищева является концепция  естественного права и договорного  происхождения государства. Он нередко  ссылался на труды Гроция, Пуфендорфа, Вольфа, Гоббса.

В рассуждениях о происхождении государства  Татищев использовал гипотезу о  преддоговорном естественном состоянии, то есть состояние «вольности», в  котором господствует «война всех против всех». Разумная нужда людей друг в друге привела к созданию государства, которое мыслитель  рассматривает как результат  общественного договора, заключенный  с целью поисков общей пользы и обеспечения общей безопасности. В данный процесс Татищев вводит исторические начала: вначале люди заключили договор супружества, из него возникает второй договор - между родителями и детьми, затем - господами и слугами. В результате семьи разрослись и образовали целые  сообщества, которым требовался глава, коим и стал монарх.

Татищев рассматривает крепостное право, как  договорное расторжение его считал недопустимым одной из сторон. Такие  жестокие формы несвободы, как рабство  и холопство, он осуждал, считая, что  они не являются договорами.

В государстве  обязательно должен быть установлен юридический и экономический  статус основных сословий, что придаст  прочность государственному устройству.

Неоднократно  Татищев выражал надежду на ведение  мирной политики со стороны России. Войско в стране необходимо лишь в  целях обороны. Военные должны быть образованными и мыслящими людьми.

Нередко мысли Татищева были обращены к вопросу  о форме правления, которая зависит  от следующих условий: местоположения, размера территории и состояния  населения. Говорит автор и о  смешанных формах правления, но особого  значения им не придает. Худшей из всех форм правления является тирания (деспотия), а наилучшая - ограниченная монархия, при которой в управлении страной  монарх опирается на двухпалатный выборный орган. Цель этого органа: подготовка законов, разрешение «дел внутренний экономии» и обсуждение важнейших проблем (война или же смерть государя). «Представительный орган состоит из двух палат: Сената - высшей палаты, в состав которой входит 21 представитель из дворян, и Совета - второй палаты, где заседает 100 человек, избранных по более широких нормам представительства»

Монарх  выступает в роли законодателя, но законы, издаваемые им, должны соответствовать  критериям справедливости и общей  пользы. Но объем данной деятельности крайне велик, поэтому необходимо поручить предварительное рассмотрение и  одобрение каждого законопроекта  ведомствам и выборным учреждениям, роль монаха будет заключаться в  подписании готового законопроекта.

В вопросе  судоустройства и судопроизводства Татищев предлагал провести профессиональную подготовку судей. Вообще проблеме образования, его организации, распространению  и качеству мыслитель уделял серьезное  внимание. Отсутствие образования приведет к народным бунтам и разорению, потому как «народ никакого просвещения  не имеет и в темноте суеверий утоплен» Татищев В.Н. В подтверждение тому Татищев приводит промышленное и экономическое процветание Англии, Франции, где науки высокоразвиты.

Вклад Татищева в отечественную историю  существенен. Он одним из первых русских  мыслителей стал использовать теорию естественного права и договорного  происхождения государства для  объяснения проблем государства  и права. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Контрольная работа по "Философии бизнеса"