Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 01:23, шпаргалка
54 вопроса.
В мире действуют законы , а не слепой рок. Это особенно верно для социальных законов, т.к. закон общего развития не может осуществляться без деятельности людей, обладающих достаточно высокой степенью творческой свободы.
Итак все в мире находится во взаимной связи, которая порождает активный импульс к его саморазвитию. Без связи невозможно самодвижение материи, без самодвижения невозможно развитие. Раазвитие обусловлено различными видами связи. Высшим проявлением синтеза принципов всеобщей связи и развития является категория закона, категория не только объясняющая прошедшее, но и частично прогнозирующая будущее.
Познание есть специфический вид духовной деятельности человека, процесс постижения окружающего мира.
Как осуществляется процесс познания? Из каких этапов он состоит? Какова их структура?
Большинство философских систем нового времени выделяли 2 основных этапа:
Чувственное и рациональное. Их роль и значение в процессе познания определялись разными философиями по разному. Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель) приписывали решающее значение рациональному познанию, не отрицая и значения чувств познания в качестве механизма связи разума с внешним миром. Сторонники эмпиризма считали чувственное познание главным и даже единственым источником знаний (Гоббс, Локк).
Чувственное познание является начальным этапом познания. Во-первых в историческом плане: разделение физического и умственного труда и выделение последнего в отдельный вид деятельности - сравнительно поздний этап истории. Во-вторых, такая деятельность является начальной в том смысле, что на ее основе осуществлялся контакт человека с миром материалных объектов. Она -предпосылка без которой другие формы познавательной деятельности не могут существовать.
Для познания объектов данного типа необходимо функционирование органов чувств, нервной системы, мозга, благодаря чему возникает ощущение, восприятие материальных объектов. Такая форма деятельности называется чувственной деятельностью или чувственым познанием. Необходимо подчеркнуть зависимость чувственного познания от непосредственной чувственно- практической деятельности и, во-вторых, целостность чувственного освоения материального объекта. Однако можно выделить и отдельные, функционирующие в рамках этой целостности элементы чувственного познания.
Ощущения могутт рассматриваться как простейшие и исходные элементы чувственного познания. Установлено, что с точки зрения “информативной способности” на первом месте стоят зрение и осязание, а затем слух, вкус, обоняние. Ощущение является субъективным, идеальным образом предмета, так как отражает, преломляет воздействие предмета через призму человеческого сознания. Например боль от ожога (в огне нет боли). Ощущение не просто фиксирует воздействие объектов, существует независимо от человека, на человеческий организм.
В
ощущениях начинает отражаться связь
ощущающего субъекта с окружающим миром
с которым практически
Хотя мы при помощи различных органов чувств ощущаем пространственную форму, цвет, вкус, запах, в то же время действует чувственная способность синтезирования ощущений, превращения их в восприятие, обладающее особым свойством: благодаря восприятию предмет дается сознанию именно в своей целостно-предметной форме, т.е. в виде объективной, независимой от сознания целостности. Именно благодаря включению в восприятие отдельное ощущение приобретает качество субъективного образа объективного мира.
Восприятие - целостный образ материального предмета, данного посредством наблюдения. Восприятие не есть механическая сумма ощущений. Восприятие существует как форма такого активного синтеза разнообразных проявлений предмета, которая неразрывно связана с другими актами познавательной и практической деятельности (опытом), предшествовавшему данному конкретному наблюдению. Например, хоть мы можем непосредственно ощущать только часть дома, но наше восприятие синтезирует целостный образ дома и те части, которые в данный момент мы не ощущаем. Благодаря многократной работе механизмов восприятия мы в нашем сознании, в нашей памяти можем удерживать целостный образ предмета и тогда, когда предмет непосредственно не дан нам. В этом случае функционирует еще более сложная форма чувственного познания - представление.
Эмоции - комплексная форма человеческой чувственности. Эмоции, подобно всем другим формам чуственности, с одной стороны заключают в себе аспекты объективного отражения реальных связей, в которые включен человек, с другой стороны, они фиксируют объективное отношение человека к миру. Эмоции всегда включают в себя момент оценки явления.
Чувтсвенное
познание с самого начала имеет специфически
человеческий, т.е. социально-исторический
характер. Конечно , в чувственном
познании человек имеет место
непосредственного
Функционирование органов чувств - необходимая предпосылка познания, без нее невозможно. Пока все функционирует нормально, мы можем не замечать их роли. Но их роль становится очевидной при их повреждении. Примеры, когда люди от природы лишенные возможности слышать или видеть, способны быть вполне полноценными людьми, развив в себе способности познания и рационального мышления говорят о внутренней мощи человеческого разума. А вот индивиды, выросшие со зверями - практически теряют способность к познанию. Это означает, что человеческая чувственно-практическая деятельность и неразрывно соединенное с нею чувственое познание по самой сущности являются социально-историческими явлениями.
В человеческом чувственном восприятии есть еще 1 важный элемент, который присущ только человеку. Человек способен наглядно представить не только то, что видел собственными глазами, едва ли не большая часть его опыта включает образы, которые почерпнуты из описаний. Т.е. индивидуальный опыт человека может быть до определенной степени заменен результатами опыта ряда его предшественников. В наш век в связи с развитием средств массовой информации эта способность человека, пользоваться чувственным опытом других людей стала почти неограниченной. Здесь также становится очевидным универсальное значение языка с его возможностью передавать конкретные образы при помощи слов.
Значение
языка в познании огромно. Язык
представляет собой результат аккумуляции,
обобщения предшествующего
Локк: “C самого начала мы имеем на одной стороне вещи, а на другой - человека, совершенно лишенного знания. Вещи природы воздействуют на его органы чувств и вызывают в организме ответную реакцию - сначала в виде самостоятельно существующих ощущений. Последующее комбинирование разнообразных ощущений дает человеку восприятие предмета в целом (комбинация белого цвета, сладкости и особой формы частичек приводит к возникновению целостного восприятия сахара)”. Многократно воспринимая предмет, человек закрепляет восприятие в памяти, он может припоминать восприятие и образ в отсутствии предмета - так возникает представление. Т.е. ощущения, восприятия, представления предстают в виде совершенно независимых, последовательно примыкающих друг к другу реальных этапов познавательной деятельности. Мышление лишь надстраивается над результатом и формами чувственного познания.
Общество можно анализировать по разному. Русский мыслитель А.А.Богданов (1873-1928 гг.), например, рассматривал общество со стороны организации и управления. “Всякая человеческая деятельность является организацией или дезорганизацией. Это значит: всякую человеческую деятельность - тех, обществ, художеств - можно рассматривать как некий материал организационного опыта и исследовать с организационной точки зрения. ” В основе социальной философии могут лежать различные подходы, тогода соответственно получаются и различные модели. Рассмотрим некоторые из них.
В XVII-XVIII вв. широкое распространение получила натуралистическая концепция толкования общественной жизни. Эта концепция требует объяснения социальных явлений исключительно действием природной закономерности: физических, географических, биологических...
Шарль Фурье (француский социалист-утопист) - пытался создать социальные науки из закона всемирного тяготения Ньютона. Социальнае теория - есть часть теории всемирного единства, основанной на принципе притяжения по страсти, всеобщей закономерности, обуславленной природной склонностью человека к какому-либо виду коллективного труда.
Высшие формы бытия натурализм сводит к низшим. Человек сводится до уровня исключительно природного существа. При этом человеческое поведение жестко включается в цепь природных причин и следствий, свободе не остается места и концепция социальных событий принимает фаталистическую окраску. В системе Гоббса Свобода всего-лишь модификация необходимой причины. “Каждое добровольное действие является вынужденным”, “все действия необходимы”.
Еще
одним недостатком
Иными словами натурализм замечает в человеке только природную субстанцию. В результате и человеческие связи обретают приобретают характер. Общество призается, но в качестве цементирующего начала берется или польза (просветители XVII-XVIII вв.), или половая любовь (Феербах). Общество в натуралистической философии характеризуется как всеобщность, связующая множество индивидов лишь природными узами. Но в этом случае каждый волен защищать свою природу вопреки существующим моральным принципам, ибо последние не вытекают из природы человека. Теоретическое обоснование этой исключительно эгоистической жизненной позиции дал немецкий философ Макс Штинер в книге “Единственный и его собственность”.
Идеализм наоборот слишком отрывает человека от природы, превращая духовную сферу общественной жизни в самостоятельную субстанцию. На практике это означает следовать принципу “мнения правят миром”. Идеализм в принципе не отрицает объективного фактора истории. Однако развитие общества полностью определяется действием мирового разума или волевой активностью человека. В первом случае в социальную философию вносится фатализм, а во втором - обосновывается чисто субъективистское понимание исторического хода.
В неокоторых философских системах содержалось положительное начало в подходе к человеку и истории. Оно заключалось в обосновании свободы субъекта, его творческой активности.Как бы ни понималась духовность, никто не мыслит ее без нравственности, последняя предполагает наличие свободы. Духовно нравственным может быть тоько свободный человек.
В
свете данной концепции Человек
как моральное существо не нуждается
ни в каких приманках или