Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 01:23, шпаргалка
54 вопроса.
Идеальное и материальное не разделены нероходимой гранью. Идеальное есть ни что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней. Такое преобразование материального в идеальное производит мозг.
Сознание существует не всегда. Оно возникло в ходе исторического развития материи, усложнения ее форм, как свойство высокоорганизованной материальной системы.
Материи присуще свойство, сходное с сознанием - отражение. Отражением обладают все материальные образования. Оно является моментом любого взаимодействия. Отражение - это изменение одного явления под воздействием другого. В неживой природе распространены изоморфные отражения - отпечатки , следы...
Как свойство живых организмов выступает раздражимость. Дальнейший этап развития форм отражения после раздражимости связан с возникновением чувствительности, т.е. способности иметь ощущения, отражающие свойства предметов, воздействующих на организм. Ощущения составляют начальную форму психики.
Психика
- это способность живых существ
создавать чувственные и
Под
психикой человека понимается вся совокупность
явлений и состояний его
Одним из коренных вопросов мировоззрения и общественной методологии является вопрос о том, следует ли искать источник движения и развития мира вне его или в нем самом. Этот источник находится в нем самом, в порождаемых им противоречиях, что выражается в законе единства и борьбы противоположностей, которая гласит, что развитие объективной реальности и все формы человеческой деятельности осуществляются через раздвоение единого на противоположные составляющие, и взаимодействие этих противоположностей характеризует определенную систему как нечто единое, а с другой стороны - составляет внутренний импульс ее изменения, развития.
Противоречие - это определенный тип взаимодействия различных и противоречивых сторон, свойств, тенденций в составе той или иной системы или между системами, процесс столконовения противоположных стремлений и сил. Предельный случай противоречия - конфликт.
Абсолютно тождественных вещей не бывает: они различны как внутри себя так и между собой. Различие есть отношение нетождественности, неодинаковости объекта и в самом себе и с другими. Различие имеет свои степени: оно может быть несущественным и существенным. Предельный случай существенного различия - противоположность. Удачной моделью противоположности может служить магнит с его 2 полюсами (его можно делить сколько угодно).
Противоположности характеризуются как взаимообусловленные и взаимодействующие стороны диалектического противоречия. Они противостоят друг другу в рамках единого взаимоотношения : наличие одной предполагает бытие другой. Противоположность есть не просто иное, а “свое иное” - Гегель.
Диалектический принцип противоположностей отражает двойственные отношения внутри целого: единство противоположностей и их борьбу. Все полно потиворечий и живет в них.
Противоположности, не образующие единства, не являются диалектическими, их нельзя считать движущей силой развития системы. Например черное и белое, бесконечное и исчезающе малое... они не являются частями целого и не несут импульса к развитию. Противоположности могут приходить в столконогвение лишь постольку поскольку они образуют единое целое в котором один момент также необходим как и другой. При этом сами противоположности и их единство, выражающее устойчивость объекта, - относительны, борьба же, выражающая бесконечность процесса развития,- абсолютна.
Противоречие буквально означает резкое рассогласование в речи, высказываниях о каком-то предмете. В ходе рассуждения могут появляться пары суждений, противоречащих друг другу. Оба эти утверждения не могут быть истинны. Одновременно утверждение и того и другого рассматривается в логике как необходимо-ложное. Запрет противоречий, начиная с античности, считается одним из принципов логического суждения. Такие противоречия считаются нарушением правил рассуждения. Их появление - сигнал логической ошибки в рассуждениях, ложно принятой посылки или... Вывод противоречия допускается лишь для вспомогательных целей, в частности, в доказательствах от противного в математике.
Однако реальный процесс развития научного знания связан с этапами преодоления возникающих противоречий. “Для настоящего теоретика ничего не может быть интереснее, чем такой факт, который вступает в противоречие с общепринятой теорией: ведь здесь собственно и начинается его работа.” - М.Планк.
Специфической формой существования диалектических противоречий в познании являются антиномии, которые служат формой теоретического воспризведения противоречий в научных теоиях. Обнаружение антиномий и их решение - характерная черта диалектического мышления. Поскольку антиномии часто высказываются в форме противоречивых высказываний, запрещаемых формальной логикой, то в этом часто усматривают антагонизм диалектики и формальной логики. Логика и диалектика действуют совместно. А как же логика противоречий? В процессе познания они выступают не как знание, результат (Бор и его принцип дополнительности - мы не вправе приписывать физической реальности ни волновые ни корпускулярные свойства). Антиномия - острая форма постановки проблемы, требующей своего решения. Такие логические противоречия есть двтигатеьная сила научного познания.
“Все существенные идеи в науке родились в драматическом конфликте между реальностью и нашими попытками ее понять” - Эйнштейн. Диалектика противоречий в мысли - это не противоречие самому себе, не отсутствие логики, а взаимодействие противоположных позиций, точек зрения, взглядов, понятий. Рекомендации формальной логики помогают понять реальные противоречия. В диалектике речь идет о потиворечиях в самом объекте и об отражении этих противоречий в мышлении, где они сознательно фиксируются и решаются.
Диалектика
- не метод награмождения
Основные типы противоречий. Характер противоречий зависит от специфики противоположных сторон и от условий в которых осуществляется их взаимодействие. И это взаимодействие есть отношение или несовместимых и враждебных или дополняющих и обогащающих друг друга моментов и тендеций. Отсюда многообразие противоречий. Различают внутренние и внешние, основные и неосновные, антагонистические и неантагонистические противоречия.
Взаимодействие
противоположных сторон внутри даной
системы (наприм внутри данного вида
животных или организма) характеризует
внутреннее противоречие, выражающее
состояние системы как
Именно внутренним противоречиям принадлежит решающая роль в развитии системы. Внешние противоречия могут послужить толчком, но прежде чем стать истинной силой развития они должны перейти во внутреннюю структуру объекта (адаптация организма к внешней среде, должен выработать новое качество, которое вступает во внутреннюю противоположность с исходными качествами). Таким образом внешнее всегда действует через внутренее.
В ряду внутренних противоречий выделяются основные (главные) и неосновные противоречия. Основное - это сущностное противоречие: оно связано с глубинными, лежащими в основании этой системы формами взаимодействия противоположностей, составляющих ее структуру (общество - противоположность между производством и потреблением. Нужно производить чтобы жить, но производство порождает новые потребности).
Антагонистические
противоречия - взаимодействие между
непримиримыми враждебными
Неантагонистические противоречия. Взаимодействие между социальными группами, интересы которых совпадают.
Все в этом мире подчинено закономерностям. Арбуз из желудя не выростет, хоть ты тресни.
Веками человек подмечал определенный порядок мироздания и повторяемость явлений, что наталкивало на мысль о существовании чего-то закономерного. Понятие закона - продукт зрелого мышления: оно сформировалось на поздней стадии развития человеческого общества, в период становления науки как системы знания.
Закон - есть существенный, устойчивый, регулярный и необходимый тип связи между явлениями, взятый в своей обобщенной форме и скорректированный относительно типологически классифицированных условий своего проявления.
Будучи по своей форме продуктами человеческих знаний, по своему внутреннему содержанию законы выражают объективные процессы действительности. Познание законов и есть основная задача науки.
Понятие закона находится в тесной связи с детерминизмом, но не тождественно ему.. Если детерменизм говорит о всеобщей обусловленности явлений, то понятие закона выражает качественную устойчивость повторяющихся связей, рассматривая их не с точки зрения констатации и причинного понимания, но с точки зрения их объективной необходимости и качественной регулярноси. Закон выступает мерой устойчивости детерминации, кроме того он является мерой предсказуемости связи. Поэтому закон как выражение действия объективной необходимости может рассматриваться в качестве особого вида детерминации: как детерминация будущим в отличии от причинной детерминации прошлым и системной детерминации настоящим.
Однако не все формулировки закона имеют причинную форму. В подавляющем большинстве следствия закона формулируются в виде какой-либо функциональной зависимости или классификации соотношения, т.е. в конечном счете закон по форме тяготеет к системной корреллции, а не генетической причинности. Однако это не значит что причинность отсутствует в тех связях, отражением которых являются коррелятивные формулировки законов. Налицо противоречие: с одной стороны, содержание категории закона формировалось в единстве с принципом причинности, а с другой - формулирование законов всегда осуществляется в виде различного рода функциональных соответствий без всякого причинного обоснования. Это породило многочисленные споры о сущности категории закона.
Согласно религиозно-идеалистическим взглядам, в мире все течет по созданным Богом путям, которые управляют всем, выполняя волю всевышнего. Бог управляет миром через законы, “подобно ямщику, держащему в руках вожжи всех событий Вселеной”. Согласно субъективному идеализму законы возникают лишь из-за любви человека к порядку.
Однако в силу того, что мир есть самоуправляющая система, законы в ней являются ее внутренним самопроявлением.
С точки зрения сферы действия законы делятся на общие, универсальные (закон сохранения энергии) и частные, действующие лишь в ограниченной области (закон общего развития).
По своему внутреннему содержанию законы делятся на законы строения ( в основном законы, выражающие необходимые коррелятивные связи в системах), законы функционирования ( причинная и системная детерминация) и законы развития ( область причинной детерминации). В силу диалектики необходимости и случайности законы развития выступают как тенденции, которые прокладывают себе путь сквозь хаос случайностей.
По форме своего проявления законы делятся на динамические и статистические. Так любой брошенный камень вернется на землю в силу динамического закона, а количество очков на брошенных костях непредсказуемо, действует статистическая закономерность.
Необходимо
различать тенденции и