Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 21:05, реферат
В истории развития науки ее представители усматривали отличие человека от животного и объясняли его сущность, используя различные специфические качества человека. Действительно, человека можно отличать от животного и по плоским ногтям, и по улыбке, и по уму, и по религии и т.д. и т.п. При этом нельзя не заметить, что в данном случае сущность человека пытаются определить исходя не из самого человека, а апеллируя к тем признакам, которые отличают его от ближайшего вида, т.е. как бы со стороны. Однако с методологической точки зрения, такой прием оказывается не совсем правомерным, ибо сущность любого предмета определяется, прежде всего, имманентным способом бытия самого этого предмета, внутренними законами его собственного существования. К тому же не все отличительные признаки человека являются существенными.
Введение 3
1. Проблема сущности человека у Л. Фейербах 5
Выводы 12
Список использованной литературы 13
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И СПОРТА УКРАИНЫ
ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА УЧЕТА, АНАЛИЗА И АУДИТА
«Как Л. Фейербах понимает сущность человека?»
Преподаватель Студентки 2 курса
Литвиненко А.Н. группы 0509 А
Васильевой Елены
Донецк – 2014
Содержание
Введение 3
Выводы 12
Список использованной литературы 13
Введение
Проблема сущности человека находится в центре философского учения о человеке. Раскрытие сущности входит в само определение любого предмета и без этого вообще невозможно вести разговор о его функциях, значении, существовании и т.д.
В истории развития науки ее представители усматривали отличие человека от животного и объясняли его сущность, используя различные специфические качества человека. Действительно, человека можно отличать от животного и по плоским ногтям, и по улыбке, и по уму, и по религии и т.д. и т.п. При этом нельзя не заметить, что в данном случае сущность человека пытаются определить исходя не из самого человека, а апеллируя к тем признакам, которые отличают его от ближайшего вида, т.е. как бы со стороны. Однако с методологической точки зрения, такой прием оказывается не совсем правомерным, ибо сущность любого предмета определяется, прежде всего, имманентным способом бытия самого этого предмета, внутренними законами его собственного существования. К тому же не все отличительные признаки человека являются существенными.
Как свидетельствует современная наука, в основе исторического бытия и развития человека, обусловливая его сущность, лежит трудовая деятельность, осуществляемая всегда в рамках общественного производства. Человек не может производить и заниматься трудовой деятельностью, не вступая прямо или опосредованно в общественные отношения, совокупность которых и образует общество. С развитием общественного производства и трудовой деятельности развиваются и общественные отношения людей. В той степени, в какой индивид аккумулирует, осваивает и реализует всю совокупность общественных отношений, происходит и его собственное развитие.
Отметим, что речь идет именно о всей совокупности общественных отношений: материальных и идеальных (идеологических), настоящих и прошлых. Это положение имеет важное методологическое значение, ибо из него следует, что человека надо понимать не вульгарно-материалистически, не идеалистически, не дуалистически, а диалектически. Другими словами, его нельзя сводить лишь к «экономическому человеку» или только к «человеку разумному», или к «человеку играющему» и т. д. Человек есть существо и производящее, и разумное, и культурное, и нравственное, и политическое и т.д. одновременно. Он аккумулирует в себе в большей или меньшей степени весь спектр общественных отношений и таким образом реализует свою социальную сущность. Другой аспект этого вопроса состоит в том, что человек — это дитя человеческой истории. Современный человек не взялся «ниоткуда», он есть результат развития общественно-исторического процесса. Иными словами, речь идет о единстве человека и человеческого рода.
Однако человек — не только результат общества и общественных отношений, он в свою очередь и творец их. Таким образом, он оказывается в одно и то же время и объектом и субъектом общественных отношений. В человеке реализуется единство, тождество субъекта и объекта. Существует диалектическое взаимодействие между человеком и обществом: человек — это микрообщество, проявление общества на микроуровне, а общество — это «сам человек в его общественных отношениях».
Со времени «антропологического поворота» в течении европейской мысли (в начале 20-х гг. 20 века) и до сих пор не прекращаются споры вокруг антропологии как самостоятельной науке со своим методом и предметом исследования либо только как о частном философском направлении. Еще экзистенциалисты указывали на отсутствие у антропологии собственной концепции бытия, где проблема человека является лишь одной из составляющих философского познания мира. Несмотря на справедливую критику, антропология не только не оставила, но с течением времени усилила свои позиции. Это объяснимо с политико-популистской точки зрения: имитация внимания к человеческой персоне — безошибочный проходной билет. Однако не стоит забывать, наблюдая этот антропологический бум, что антропология сегодня находится в глубочайшем кризисе. Получилось так, что на антропологические стали претендовать любые суждения о человеке. И это печальный, но закономерный исход антропологической «эпохи», поскольку научная произвольность понятий задана самими классиками дисциплины о человеке.
Вопрос «Что есть человек?» так или иначе затрагивали все серьезные мыслители в истории. Л. Фейербах, впервые назвавший своею философию антропологической, не ставил задачи комплексного изучения человека, его интересовала сфера человеческих отношений, в предложенной формулировке — «Я и Ты». Тем не менее он считается одним из родоначальников нового философского направления.
Попытка создать единую программу познания человека принадлежит немецкому философу Максу Шелеру (1874-1928). Этому посвящена его незавершенная работа по философской антропологии «Место человека в космосе» («Die Stellung des Menschen im Kosmos», 1927). Космологический подход и масштаб, заданные Шелером, сделали его родоначальником и классиком этой дисциплины. Генеральный тезис Шелера о человеке как месте становления бога не является новым ни для христианской доктрины, ни для русской философии, хотя сам Шелер полагал, что открыл «третий» подход в понимании человека. И. Л. Фейербах и М. Шелер, несмотря на разделяющее их столетие, несмотря на естественно-научную компоненту в теории обоих, и тот и другой предложили по сути варианты религиозной антропологии.
Творческий философский путь Л. Фейербаха парадоксален: Фейербах начал свой путь в философии с отрицания религии, или, вернее, с замены предмета христианского культа, а закончил созданием религии – «человекобожия» (в определении С. Булгакова). Фейербах раскритиковал своего знаменитого современника и учителя Гегеля за отождествление философии с религией, но в итоге поступил так же. Ведь логика культа не изменяется от того, кому поклоняешься: Господу Богу, товарищу Ленину или Золотому Тельцу. Фейербах претендовал на авторство «генетически» нового предмета философии будущего. «Новая философия превращает человека, включая природу как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии, превращая антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку». (,Фейербах Л. Сущность христианства. Соч. в 2-х тт. М. 1955, Т.1.с.142).
Считается, что основное достижение Фейербаха состоит в том, что во время безраздельного господства философии Гегеля он возродил материалистические принципы эпохи Просвещения. Фейербах попытался устранить рационалистический крен в философии Гегеля, в которой материальный мир не был достоин внимания и философского осмысления. Несмотря на то, что своим главным оппонентом Фейербах считал Гегеля, свой собственный философский вариант он связывал с претворением в жизнь как раз философии Гегеля. «Новая философия усматривает конкретное не в абстракции, а в конкретном, берет действительное в его действительности, следовательно, признает в нем истину способом, соответствующим сущности действительного, вместе с тем она возводит это действительное в принцип и предмет философии; благодаря этому новая философия действительно составляет истину философии Гегеля и вообще всей новейшей философии в целом. …Мысль реализуется; это значит: она отрицает себя, она перестает быть простой мыслью… Это – чувственность. То, что мысль реализуется, значит, что она делает себя чувственным объектом». (,Фейербах Л. Сущность христианства. Соч. в 2-х тт. М. 1955, Т.1.с.180).
Разум, Мышление и Бог – по Фейербаху, понятия тождественные, поскольку им присущи общие характеристики: бесконечность, непостижимость, мудрость и т.д. Бог (Абсолютное) мыслит самое себя (у Гегеля), и Бог является объектом только человека и никого иного – значит они одноприродны. Человек – существо чувственное, Бог – в «отчуждении» — познается эмпирическим путем и значит является также чувственной категорией. «Это божественное знание, бывшее в теологии простым образом, фантазией превратилось в разумное, действительное знание в естественно-научных исследованиях, пользующихся телескопом и микроскопом». (,Фейербах Л. Сущность христианства. Соч. в 2-х тт. М. 1955, Т.1. с.149). Но «бога» можно познавать не только с помощью микроскопа — способом познания, заявленным в «Сущности христианства», также является созерцание (чувство, просветленное разумом). Будучи очень эмоциональным человеком, Фейербах не сумел удержаться на достойной научной высоте и соблюсти корректность в понятиях, и читатель получил от него сразу несколько определений «бога», или сущности.
1) Бог и сущность — природа, в которой человек — часть.
«Если же у нас больше нет вещей вне божественного ума, то мы уже больше не имеем вещей и вне сущности … не имеем вещей и вне бытия бога, — все вещи суть в боге… бога больше нет вне мира… Одним словом, мы приходим к спинозизму, или пантеизму». (Фейербах Л. Сущность христианства. Соч. в 2-х тт. М. 1955, Т.1., с.154).
Как видим, в методологических предпосылках Фейербах не оригинален, а человек у него — заведомо производная величина, не могущая претендовать на абсолютный статус.
2) Бог — родовая сущность всех людей в истории.
«…бог, как средоточие всяческих реальностей и совершенств, есть не что иное, как объединение для пользы ограниченного вида, сжатое понятие родовых свойств, распределенных между людьми и реализующихся в процессе мировой истории… то, чего не знает и не может отдельный человек, то знают и могут люди в совокупности. Таким образом, божественное знание, охватывающее все частности сразу, осуществляется в знании рода…». (,Фейербах Л. Сущность христианства. Соч. в 2-х тт. М. 1955, Т.1. с. 56).Это определение значительно сужает «масштаб» «бога». «Бог» становится людской количественной характеристикой. Означает ли это, что без человечества автоматически происходит упразднение всех объективных процессов? Тогда это субъективный идеализм. По Фейербаху, который не предъявляет специальных требований к человеку, следует, что человек приобщается к человечеству только по рождению. А это не собственно человеческая характеристика! Если человечество с его враждой, войнами суммарно соответствует понятию бога, то оно может в таком состоянии пребывать и дальше, Л. Фейербах не сообщает ему никаких новых знаний о себе самом.
3) Бог — собственная сущность человека.
«Абсолютная сущность, бог человека есть его собственная сущность». (Фейербах Л. Сущность христианства. Соч. в 2-х тт. М. 1955, Т.1., с.26).«…Напротив, каждое существо для себя и по себе бесконечно и заключает в себе своего Бога, свою высшую сущность.... И сколь обширна твоя сущность, столь же неограниченно твое самоощущение, настолько ты – бог». (,Фейербах Л. Сущность христианства. Соч. в 2-х тт. М. 1955, Т.1. с.29).
После этого определения человек как вместилище сущности Бога становится богоравным и следовательно приобретает абсолютные права. Фейербах повторяется после теории «естественного человека», но разве можно быть богом в большей или меньшей степени? И что делать с огромным количеством возникающих в таком случае «богов»?
3.1) Разум является непременным
условием «божественности»
«Реальностью, субъектом разума является только человек …новая философия опирается на божество, …она исходит из божественности, т. е истинности человека в целом. …человек есть мера разума.... Человек отличается от животного не только одним мышлением… все его существо составляет отличие от животного … мышление есть неизбежный результат и свойство человеческого существа». ( Фейербах Л. Сущность христианства. Соч. в 2-х тт. М. 1955, Т.1.с 39). Если мышление есть свойство человека, то оно тоже божественной природы, почему тогда предпочтение отдается чувственной сфере?
3.2) Человек – существо чувственное. Человек – «живая превосходная степень сенсуализма.... Человек обязан своим существованием только чувственности». (Фейербах Л. Сущность христианства. Соч. в 2-х тт. М. 1955, Т.1., с.162). Заметим, что наличие чувственности не является отличительной характеристикой человека.
3.3) Человек как мера
чувственного и разумного, их
единство есть обоюдный
«Человек …существо дуалистичное…: идеалистическое и материалистическое существо… Поэтому философия как выражение человеческой сущности по своему формальному принципу существенно дуалистична. …Новая ф-я … превращающая существенный и высочайший объект сердца, т.е. человека, также в существенный и высочайший объект ума, обосновывает разумное единство головы и сердца, мышления и жизни». (,Фейербах Л. Сущность христианства. Соч. в 2-х тт. М. 1955, Т.1. с.143).
3.4) Человек — носитель сознания.
Сознание — разум плюс чувства, которые нельзя ощущать ограниченными в себе и поэтому их содержание в каждом человеке является абсолютным. «Сознание … самоутверждение, любовь к себе самому, наслаждение собственным совершенством. Сознание есть отличительный признак совершенного существа». (Фейербах Л. Сущность христианства. Соч. в 2-х тт. М. 1955, Т.1., с.25). Одновременно «Наука – сознание рода».
4) Бог — чувство.
«…чувство признается священным только потому, что оно чувство, причина его религиозности … лежит в нем самом. Бог есть чистое, неограниченное, свободное чувство». (,Фейербах Л. Сущность христианства. Соч. в 2-х тт. М. 1955, Т.1.с.31).
5) Бог — любовь.
Любовь есть страсть (чувство), следовательно, «существует только то, что является объектом страсти… Различие между бытием и небытием дано мне только в любви, …в ощущении». «…ощущения имеют онтологическое, метафизическое значение: в ощущениях, даже повседневных, скрыты глубочайшие и величайшие истины… Новая философия опирается на истину любви, на истину чувства ». (,Фейербах Л. Сущность христианства. Соч. в 2-х тт. М. 1955, Т.1. с.128-129).
6) Связь человека с человеком.
«Не в одиночку, а с кем-нибудь вдвоем приходим мы к понятиям, приходим вообще к разуму. Два лица необходимы для порождения человека как в физическом, так и в духовном смысле… Что я вижу в одиночку, в том я сомневаюсь, только то, что видит и другой человек, становится для меня достоверным». (,Фейербах Л. Сущность христианства. Соч. в 2-х тт. М. 1955, Т.1. с.139).
«Уединенность есть конечность и ограниченность, общественность есть свобода и бесконечность. Человек для себя является человеком… человек в общении с человеком, единство Я и Ты есть Бог». (,Фейербах Л. Сущность христианства. Соч. в 2-х тт. М. 1955, Т.1.с.144).
Информация о работе Как Л. Фейербах понимает сущность человека