Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 13:24, контрольная работа
Личность - субъект исторического процесса, общественного поведения, познания, общения, труда и творчества. Она развивается, самореализуясь в труде, общении, познании и творчестве. Ее развитие - это, прежде всего, совершенствование ее способностей и возвышение потребностей. Социальное развитие личности ведет за собой ее психическое совершенствование. Но и изменение ее психики оказывает сильнейшее влияние на ее социальное развитие. При этом психологические характеристики оказываются наполненными социально-историческим содержанием. Развитие личности включает в себя переход от зависимого положения ребенка к самостоятельности, от подчиненного положения в семье - к равенству, от беспечности - к пониманию своей ответственности, от примитивных интересов - к сложным. Очень важен переход от неглубокой временной перспективы к масштабу лет и десятилетий, от импульсивных поступков - к поведению, которое определяется долгосрочными и глубоко продуманными задачами. Личность обычно рассматривается как конкретное выражение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества. Как отмечал К. Маркс, главное в личности "не ее абстрактная физическая природа, а социальное качество".
1.Социальные типы личности…………..2стр.
2.Свобода и ответственность
личности………………………………...…9стр.
3.Гуманизм и его
исторические формы……………...……..17стр.
4.Список литературы и
использованных источников……………23стр.
Содержание.___________________
1.Социальные
типы личности…………..2стр.
2.Свобода и ответственность
личности………………………………...…9стр.
3.Гуманизм и его
исторические
формы……………...……..17стр.
4.Список литературы и
использованных
источников……………23стр.
1.Социальные
типы личности.______________
Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностной ориентации данного общества.
Личность - субъект исторического процесса, общественного поведения, познания, общения, труда и творчества. Она развивается, самореализуясь в труде, общении, познании и творчестве. Ее развитие - это, прежде всего, совершенствование ее способностей и возвышение потребностей. Социальное развитие личности ведет за собой ее психическое совершенствование. Но и изменение ее психики оказывает сильнейшее влияние на ее социальное развитие. При этом психологические характеристики оказываются наполненными социально-историческим содержанием. Развитие личности включает в себя переход от зависимого положения ребенка к самостоятельности, от подчиненного положения в семье - к равенству, от беспечности - к пониманию своей ответственности, от примитивных интересов - к сложным. Очень важен переход от неглубокой временной перспективы к масштабу лет и десятилетий, от импульсивных поступков - к поведению, которое определяется долгосрочными и глубоко продуманными задачами. Личность обычно рассматривается как конкретное выражение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества. Как отмечал К. Маркс, главное в личности "не ее абстрактная физическая природа, а социальное качество".
Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии, социологии. Философия рассматривают личность с точки зрения её положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств.
Понятие личность показывает, как в каждой личности индивидуально отражаются социально-значимые черты, и проявляется её сущность как совокупность всех общественных отношений. Социология стремится выявить социальные основы формирования личностных качеств, социальное содержание и социальные функции, существующих в обществе типов личностей, то есть изучить личность как источник общественной жизни и её реальный носитель. Личность с точки зрения социологии, обозначает единичного человека, проявляющего социально-значимые черты индивидуальной жизнедеятельности благодаря взаимодействию с другими людьми и тем самым способствующего стабилизации и развитию общественных отношений.
Понятие личность помогает охарактеризовать в человеке социальное начало его жизнедеятельности, то есть свойства и качества, которые человек реализует в социальных связях, культуре, то есть в общественной жизни в процессе взаимодействия с другими людьми.
Личностью человек станет, когда начнёт совершенствовать социальный фактор своей деятельности, то есть ту её сторону, которая направлена на общество. Поэтому фундаментом личности выступают общественные отношения, но только такие, которые реализуются в деятельности.
Осознав себя как личность, определив свое место в обществе и жизненный путь (судьбу), человек становится индивидуальностью, обретает достоинство и свободу, которые позволяют отличить его от любой другой личности, выделить ее среди прочих.
Социология выделяет следующие типы личности:
Идеальный - воплощает в себе особенности социального идеала определенного общества;
Нормативный - представляет совокупность качеств личности, необходимых для развития данного общества;
Реально-существующий или Модальный - преобладающий тип личности на определенном этапе развития общества, который может существенно отличаться от нормативного, а тем более идеального типов.
Другая типология личности построена на воображаемой трехкомпонентной структуре: гармоничный, традиционный, технократический.
Важнейшие компоненты структуры личности - память, культура и деятельность.
Память - Система знаний, усвоенных личностью в процессе ее жизнедеятельности. Она является отображением действительности в форме как определенной системы научного знания, так и повседневных знаний в целях, которые преследует личность.
Культура личности - Совокупность социальных норм и ценностей, которыми она руководствуется в процессе практической деятельности.
Предстает
как реализация потребностей и интересов
личности, определяет особенности, взаимодействия
субъектов социального
Деятельность - целенаправленное воздействие субъекта на объект.
Вне отношениями субъекта и объекта деятельность не существует. Она всегда связана с активностью субъекта, которым во всех случаях является человек или персонифицированная ней социальная общность. Объектом деятельности могут быть и человек, и материальные или духовные условия жизни.
Социологи также выделяют такие типы личности:
1. Традиционалисты - ориентированы на ценности долга, порядка, дисциплины, такие качества, как креативность, самостоятельность, стремление к самореализации неразвиты.
2. Идеалисты - сильно выражены: критическое отношение к традиционным нормам, независимость, пренебрежение авторитетам, установка на саморазвитие.
3. Фрустрированный тип личности - характерна низкая самооценка, угнетение, подавленность, ощущение выброшенности из потока жизни.
4. Реалисты - сочетают стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, скептицизм с самодисциплиной.
5. Гедонисты - ориентированы на удовлетворение всех потребительских желаний, это погоняя за "наслаждениями жизни".
Еще выделяют физическую, социальную и духовную личности.
Физическая личность или физическое Я - это тело, или, телесная организация человека, самый устойчивый компонент личности, основанный на телесных свойствах и самоощущениях. Тело не только первый "предмет" для познания, но и обязательный компонент личностного мира человека, как помогающее, так и мешающее в процессах общения. К физической личности можно также отнести одежду, домашний очаг, произведения ручного и интеллектуального труда - украшения его быта, коллекции, письма, рукописи. По данным элементам можно много сказать о человека, о его увлечениях. Сразу распознать творческую личность. Защита себя, своего тела, своей идентичности, равно как и своего ближайшего окружения, относится к числу древнейших личностных качеств человека и в истории общества, и в истории индивида. Как сказал Г. Гейне: каждый человек есть "целый мир, рождающийся и умирающий вместе с ним".
Социальная личность складывается в общении с людьми, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. По сути дела она предстает как система социальных ролей человека, в разных группах, мнением которым он дорожит. Все формы самоутверждения в профессии, общественной деятельности, дружбе, любви, соперничестве и т.д. формируют социальную структуру личности. Психологи отмечают, что довольство или недовольство собой всецело определяется дробью, в которой числитель выражает наш действительный успех, а знаменатель - наши притязания.
При увеличении числителя и уменьшении знаменателя, дробь будет возрастать. По этому поводу Т. Карлейль говорил: "Приравняй твои притязания к нулю и целый мир будет у ног твоих".
И, наконец, духовная личность составляет тот невидимый стержень, ядро нашего "Я", на котором все и держится. Это внутренние духовные состояния, отражающие стремление к определенным духовным ценностям и идеалам. Рано или поздно каждый человек, хотя бы в отдельные моменты жизни начинает задумываться над смыслом своего существования и духовного развития. Духовность человека не является чем-то внешним, она не приобретается путем образования или подражания даже лучшим примером.
Зачастую духовность не только "держит" личность, но и является высшим благом, верховной целостностью, во имя которой иногда жертвуют своей жизнью. В знаменитом выражении Б. Паскаля о человеке, как "мыслящем тростнике" подчеркивается сила духа, даже при самых суровых условиях бытия. Более того, история дает массу примеров, когда интенсивная духовная жизнь была залогом не только физического выживания, но и активного долголетия. Люди, сохраняющие свой духовный мир, как правило, выживали и в условиях каторг и концлагерей.
Выделение физической, социальной и духовной личности носит достаточно условный характер. Все эти стороны личности образуют систему, каждый из элементов которой может на разных этапах жизни человека приобретать доминирующее значение. Известны периоды усиленной заботы о своем теле и его функциях, этапы расширения и обогащения социальных связей, пики мощной духовной активности. Вместе с тем, болезни, тяжелые испытания, возраст и прочее могут изменить структуру личности, привести к своеобразному её "расщеплению" или деградации.
Также, выделяют несколько крупных социальных типов личности:
В современном обществе встречаются все четыре типа личности либо с определенной ярко выраженной характеристикой, либо включая в себя какую-то частичку от других типов личности. Нельзя утверждать, что определенный человек не относится ни к одному из типов, это неправильно, ведь, возможно в каждом человеке есть деятель, мыслитель, эмоциональный, чувственный, гуманист и подвижник.
2.Свобода и ответственность личности._____
Свобода личности может быть рассмотрена в различных аспектах: философском, религиозном, этическом, социальном, политическом, экономическом. Философский аспект связан, прежде всего, с трактовкой свободы воли - самоопределяем или детерминирован ли человек в своих поступках. Иными словами, является ли воля ничем не обусловленной конечной причиной поступков и действий человека, или же они детерминированы, т.е. причинно обусловлены какими-то обстоятельствами. (Философия. Часть вторая: Основные проблемы философии: Учеб. посбие для вузов / Под ред. Проф. В.И. Кириллова. - Изд. 2-е, перераб. И доп. - М.: Юристь, 2006. С. 212.)
«Свобода
воли» - понятие,
означающее возможность беспрепятственного
внутреннего самоопределения человека
в выполнении тех или иных целей и задач
личности. В истории философской и богословской
мысли понятие свободы воли связывалось
с вменяемостью человека, с его ответственностью
за свои деяния, с исполнением своего долга
и осознанием предназначения. Утвердительный
или отрицательный ответы на вопрос о
возможности свободы воли предопределен
выбором той или иной мировоззренческой
системы. Сама же воля - это сознательное
и свободное устремление человека к осуществлению
своей цели, которая для него представляет
определенную ценность. Волевой акт имеет
характер духовного явления, коренящегося
в структуре личности человека и выражающий
долженствование. Воля противоположна
импульсивным стремлениям и влечениям,
а также в ряде ситуаций и витальным потребностям
человека. Как правило, понятие воли относят
к зрелой личности, полностью отдающей
себе отчет в своих действиях и поступках.
В истории философской мысли воля трактовалась
двояко: во-первых, как следствие природной
или сверхприродной детерминации, во-вторых,
- как самополагающая сила, так, например,
в работах Шопенгауэра, Ницше, определяющая
весь жизненный процесс человека. Волевые
качества человека определяются отчасти
генетически, отчасти воспитываются окружающей
средой, входя в структуру характера личности
(http://www.roman.by/r-67681.
Информация о работе Личность как духовно-социальная сущность человека