Личность как духовно-социальная сущность человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 13:24, контрольная работа

Краткое описание

Личность - субъект исторического процесса, общественного поведения, познания, общения, труда и творчества. Она развивается, самореализуясь в труде, общении, познании и творчестве. Ее развитие - это, прежде всего, совершенствование ее способностей и возвышение потребностей. Социальное развитие личности ведет за собой ее психическое совершенствование. Но и изменение ее психики оказывает сильнейшее влияние на ее социальное развитие. При этом психологические характеристики оказываются наполненными социально-историческим содержанием. Развитие личности включает в себя переход от зависимого положения ребенка к самостоятельности, от подчиненного положения в семье - к равенству, от беспечности - к пониманию своей ответственности, от примитивных интересов - к сложным. Очень важен переход от неглубокой временной перспективы к масштабу лет и десятилетий, от импульсивных поступков - к поведению, которое определяется долгосрочными и глубоко продуманными задачами. Личность обычно рассматривается как конкретное выражение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества. Как отмечал К. Маркс, главное в личности "не ее абстрактная физическая природа, а социальное качество".

Оглавление

1.Социальные типы личности…………..2стр.
2.Свобода и ответственность
личности………………………………...…9стр.
3.Гуманизм и его
исторические формы……………...……..17стр.
4.Список литературы и
использованных источников……………23стр.

Файлы: 1 файл

философия 2.docx

— 45.00 Кб (Скачать)

Следует отметить, что с одной стороны, воля соотносится с объективными закономерностями естественного и общественного развития, с другой - с собственным поведением лица. В первом аспекте она выступает как нечто производное и обусловленное. При этом обусловленность понимается в том смысле, что объективный мир очерчивает границы, которыми связана воля, но в пределах которых она, несомненно, обладает свободой, причем сами объективно обусловленные границы не остаются неподвижными и с развитием познания и переходом от общественных отношений одного порядка к общественным отношениям более высокого порядка расширяются. Во втором аспекте свобода воли выступает как нечто первичное. Здесь поведение лица ограничено не только существующими объективными факторами, но и собственной волей деятеля. Именно в этом аспекте свобода воли составляет то непременное условие, без которого невозможно никакое обоснование и возложение ответственности.

Философия свободы человека была предметом  размышлений Канта и Гегеля, Шопенгауэра  и Ницше, Сартра и Ясперса, Бердяева и Соловьева. Свобода рассматривалась  в соотношении с необходимостью, с произволом и анархией, с равенством и справедливостью. Диапазон понимания  этого понятия чрезвычайно широк - от полного отрицания самой возможности  свободного выбора, в концепциях бихевиоризма, до обоснования «бегства от свободы» (Э. Фромм), в условиях современного цивилизованного общества.

Спиноза определил свободу как глубокое познание необходимости. Чем яснее  и полнее человек понимает необходимость, тем в большей степени он становится свободным. В марксистской философии  свобода трактуется, во-первых, как  познанная необходимость (закономерность) и, во-вторых, как практическое использование  результатов этого познания (умение принимать решение со знанием  дела). (Философия. Часть вторая: Основные проблемы философии: Учеб. посбие для вузов / Под ред. Проф. В.И. Кириллова. - Изд. 2-е, перераб. И доп. - М.: Юристь, 2006. С. 213.)Монтескье считал свободой право делать все, что позволено законами, и если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане. (Монтескье Ш. О духе законов. СПб.: Издание Л.Ф. Пантелеева, 1990. С. 154.)

Так же в философии под свободой понимается определенная сторона взаимоотношений, характеризуемая отсутствием связи  между объектами. Всякое отношение  представляет собой взаимосвязь  двух сторон или объектов, которые  обладают самостоятельным существованием и в то же время взаимно определяют друг друга. Свобода есть взаимная обособленность двух сторон, выступающая обратной стороной связи. Связь - зависимость одного явления от другого в каком-либо отношении. Высокоинтенсивная, тесная, жесткая связь означает минимум свободы. Независимость, обособленность одного предмета от другого означает максимум свободы. Чем больше связей, тем больше зависимостей, тем меньше свободы. ( Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: учеб пособие.- 5-е изд., перераб. И доп.- М.: ТК Велби, ид-во Проспект, 2008. С. 383.)

Согласно  экзистенциализму Хайдеггера, основным состоянием бытия является страх - страх перед возможностью небытия, страх, который освобождает человека от всех условностей действительности и, таким образом, позволяет ему достигнуть в некоторой степени свободы, основанной на ничто, выбрать самого себя в своем неизбежном возлагании ответственности на себя самого, то есть выбрать себя как собственное, имеющее ценность существование. Согласно экзистенциализму Ясперса, человек свободен преодолеть бытие мира в выборе самого себя и достигнуть трансценденции Всеобъемлющего. (http://ru.wikipedia.org/wiki/ - по состоянию на 28.03.2010.)

Свобода есть один из видов проявления случайности, направляемое свободой воли или стохастическим законом. В этом смысле, понятие «свобода»  противоположно понятию «необходимость». Французский философ П. Гольбах  отмечал, что во всех своих поступках  человек подчиняется необходимости... его свобода воли есть химера. (Гольбах П. Здравый смысл. М., 1941. С. 60.) В литературе, однако, распространена иная, противоположная, высказанной точке зрения. Свобода, есть возможность поступать так, как хочется. Свобода - это свобода воли. Воля - по своей сущности всегда свободная воля. (Философский словарь: Основан Г. Шмидтом. - 22-е изд., новое, перераб. под ред. Г.Шишкоффа / Пер. с нем. /Общ. ред. В.А.Малинина. М.: Республика, 2003. С. 523.)

Одной из наиболее разработанных концепций  свободы является экзистенциальная концепция Н. А. Бердяева. Он считает, что связь свободы с природной  или социальной необходимостью лишает подлинную свободу всякого смысла. Материальный мир причинен, принудителен, а подлинная свобода безосновна. Свобода не есть только выбор возможности, свобода есть творчество, созидание  ранее не бывшего. Творчество неотрывно  от свободы, лишь свободный творит, отмечал Н.А. Бердяев. (Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1990. С. 368.) Творчество предполагает ничто…И этот меон есть тайна изначальной, первичной, домирной, добытийственной свободы в человеке. Творчество только и возможно из бездонной свободы, ибо лишь из бездонной свободы возможно создание нового, небывшего. (Хрестоматия по философии: учеб. пособие / сост. П.В. Алексеев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008. С. 314.) Развитие общества - дело рук творческих личностей. Их историческая миссия состоит в том, чтобы успешно ответить на вызов истории. Именно творческое меньшинство вдыхает в общество новую жизнь. (Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: учеб пособие.- 5-е изд., перераб. И доп.- М.: ТК Велби, ид-во Проспект, 2008. С. 382.)

Свобода - это наличие возможности выбора варианта и реализацию исхода события. Отсутствие такого выбора и реализации выбора равносильно отсутствию свободы - несвободе.

В полосе реальных возможностей человек свободен делать свой выбор. В каждом конкретном случае выбор носит случайный  характер, но в массе случайностей пробивают себе дорогу объективно необходимые  тенденции развития. Иногда выбор имеет альтернативный характер и ведет к диаметрально противоположным последствиям. Например, человек может быть законопослушным, а может встать на путь правонарушений. Это его выбор. Но в любом случае ему приходится считаться с существующей в данном обществе правоохранительной системой, общественным мнением и т.п. Человек несет ответственность за свой выбор. (Философия. Часть вторая: Основные проблемы философии: Учеб. посбие для вузов / Под ред. Проф. В.И. Кириллова. - Изд. 2-е, перераб. И доп. - М.: Юристь, 2006. С. 212.)

Термин «ответственность» введен в научный обиход в связи с вопросом наказуемости, возникающей в связи с наказанием. (Бейн А. Эмоции и воля. СПб., 1865.)

Юридическая ответственность представляет собой  негативную реакцию государства  на совершенное правонарушение и  применение к правонарушителю мер  государственного воздействия, представляющих для него неблагоприятные лишения  личного или материального характера. Это важнейшее средство обеспечения  правомерного поведения граждан, должностных  лиц и организаций, борьбы с правонарушениями. Она служит мерой защиты интересов  личности, государства и общества, локализует противоправное поведение  и стимулирует общественно полезные действия субъектов в правовой сфере. (Демидов А.Ю. Юридическая ответственность: понятие, признаки, основные виды // Обществознание: Учеб. пособие для абитуриентов юридических вузов / Под ред. проф. А.В. Опалева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С. 236.)

Юридическая ответственность рассматривается  как субстанция, высшая сущность права  во всех видах и формах его проявления и движения, развития и совершенствования. Это сложный, многогранный феномен, имеющий специфику в конституционно-правовом, административно-правовом, гражданско-правовом, уголовно-правовом и других общетеоретических  и отраслевых аспектах. (Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Юридическая ответственность: Учебное пособие. М.: Альфа-М, 2005. С. 21.)

В традиционном понимании юридическую ответственность  дифференцируют как позитивную (перспективную) и негативную (ретроспективную).

Позитивная  ответственность рассматривается  как долг, обязанность субъекта действовать  в соответствии с требованиями социальных норм, а негативная - как обязанность  субъекта претерпевать лишения за нарушение  их предписаний. (Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. М.: Проспект, 2004. С. 631 - 632.) Позитивная ответственность как осознание долга и чувство ответственности впервые было рассмотрено ученым-криминалистом В.Г. Смирновым. В теории права эту идею поддержал Ф.Н. Фаткуллин, по его мнению, позитивная ответственность - это осознание правовых свойств своих действий (бездействия), соотнесение их с действующими законами и подзаконными актами, готовность отвечать за них перед государством и обществом. И хотя такое понимание позитивной юридической ответственности было подвергнуто критике, так как строится только на нравственных и психологических признаках, игнорируя юридические аспекты, можно говорить, что данная точка зрения послужила основой исследования вопросов о субъективных признаках юридической ответственности. К субъективным признакам юридической ответственности относятся: осознание правовых норм, обязанностей, выработка к ним внутреннего психологического отношения, стремления совершать определенные действия, мотивы, цели, эмоции. (Минина И.А. Корпоративная социальная ответственность как форма реализации позитивной юридической ответственности // Адвокат. 2009. №7. С. 30-32.)

Субъект посредством ответственности связан с обществом и государством. Это  типичная общая связь, отражающая взаимные права и обязанности. Личность и  государство находятся в состоянии  взаимной ответственности. Совершение субъектами юридической ответственности социально значимых действий исходя из правового долга - факт реальной действительности, который заключается в активном правомерном поведении. Позитивная юридическая ответственность рассматривается так же, как правомерное поведение, т.е. в соответствии с нормами права. Некоторые ученые понимают позитивную юридическую ответственность как реальное правомерное поведение субъекта, т.е. ответственность как выполнение должного. По мнению И.С. Ретюнских, позитивная ответственность есть мера дозволенного поведения, она возникает, когда субъект реализует права и обязанности. (Минина И.А. Корпоративная социальная ответственность как форма реализации позитивной юридической ответственности // Адвокат, 2009. №7. С. 30-32.) Добросовестная, добровольная реализация прав и обязанностей есть процесс, динамика ответственности, противовес правонарушению и наказанию за его совершение. В процессе реализации прав и обязанностей субъект должен постоянно соизмерять свое поведение с той моделью, которая указана в правовой норме и которая является мерой свободы и ответственности личности. (Хачатуров Р.Л., Липинский Д.А. Общая теория юридической ответственности. СПб.: Юридический центр «Пресс», 2007. С. 137.)

Юридическая ответственность в механизме  реализации прав и свобод граждан  выступает в качестве средства, меры и гарантии правомерного поведения  индивидов, поэтому, с одной стороны, юридическая ответственность обеспечивает лицу определенную сферу свободы, а  с другой - ограничивает эту сферу  государственным принуждением, неблагоприятными последствиями для правонарушителя. (Ухов В.Ю. О правовых гарантиях прав и свобод человека и ответственности граждан и должностных лиц в условиях чрезвычайного положения // Российский следователь, 2007. №20. С. 11.)

3.Гуманизм  и его 

исторические  формы.______________________

Гуманизм  как система взглядов, как направление  общественной мысли оформился в  эпоху Возрождения. Он был провозглашен в противовес феодально-церковной  идеологии, которая утверждала мысль  о ничтожности человеческой природы, а аскетизм и презрение к «бренным благам» и «плотским удовольствиям» объявляла в качестве высших добродетелей человека. Гуманистические идеи, связанные  с пониманием человека как части  природы и самоценности его личности, требованием полного удовлетворения его «земных» потребностей в реализации присущих индивиду способностей и возможностей, составили основу ведущей мировоззренческой  ориентации прогрессивных общественных движений. Гуманизм как идейно-ценностный комплекс стал включать в себя все  высшие ценности, выработанные человечеством  на долгом и противоречивом пути своего развития и получившие название общечеловеческих: человеколюбие, свобода и справедливость, достоинство человеческой личности, трудолюбие, равенство и братство, коллективизм и интернационализм и  др. Основным началом в гуманизме, таким образом, при всех его изменениях в историческом развитии, остается человечность, человеческая личность.

Гуманизм, являясь общественно-историческим явлением, имеет определенную специфику  проявления в различных социально-экономических  условиях, у разных народов, в различных  культурах и религиях. Однако везде  и во все времена гуманизм как  мировоззрение отражает наиболее прогрессивные  идеи людей, способствующие совершенствованию  человеческого сознания и бытия  в самом широком смысле. И хотя историческим началом гуманизма  считают, чаще всего, Эпоху Возрождения, однако истоки его находятся гораздо  глубже в историческом времени. Так, ещё Античность воспела человека как прекраснейшее, совершеннейшее существо на земле, и несмотря на свою аристократическую ограниченность, произведения искусства и философской мысли Древней Греции и Рима до сих пор сохраняют силу своего эстетического воздействия.

Информация о работе Личность как духовно-социальная сущность человека