Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2015 в 20:35, реферат
Экзистенциализм (лат. Exsistentia – существование или философия существования – самое влиятельное иррационалистическое направление в западной философии ХХ-го века. Возникает экзистенциализм в своей ранней форме накануне 1-й мировой войны в России (Лев Шестов, Николай Бердяев), после войны – в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс) и в период 2-й мировой войны во Франции (Ж. П. Сартр, А. Камю, и др.). Все названные мыслители ныне считаются классиками философии ХХ-го столетия.
1.Введение.
2.Философский экзистенциализм. Общая характеристика экзистенциализма.
3. Немецкий экзистенциализм.
4. Экзистенциалистическая философия во Франции.
5. Заключение.
6. Список литературы.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ВО ФРАНЦИИ
Во французском экзистенциализме
можно выделить две его формы: консервативно-католический
и радикальный атеистический.
Оригинальный представитель экзистенциализма
в ХХ в. Во Франции – Жан Поль Сартр (1905-1980),
философ, писатель, искусствовед, общественный
деятель. Известен своими романами, пьесами,
очерками, памфлетами. Автор ряда философских
работ: «Бытие и Ничто», «Воображение»,
«Экзистенциализм – это гуманизм» и т.д.
Главный философский труд Сартра - его докторская диссертация "БЫТИЕ И НИЧТО" (1943г.), представляющий собой, по определению автора, "опыт феноменологической онтологии".
Онтология Сартра строится на противопоставлении двух основных категорий, равнозначных "Я" и "не-Я". Категория "бытие - в - себе" занимает существенное место в онтологии Сартра и равнозначна не -Я». "Бытие-в-себе" контрастирует в онтологии Сартра с "БЫТИЕМ-ДЛЯ-СЕБЯ". В-себе-бытие есть абсолютная пассивность. "Было бы лишено всякого смысла спрашивать, - пишет Сартр, - каким было бытие до появления "для-себя".
Эти две категории, две полярности у Сартра отнюдь не равнозначны. Бытие-в-себе остается в системе темным фоном, на котором существует и действует одно лишь для-себя-бытие, единственный источник качественного многообразия и носитель жизни и движения.
Для философии Сартра, как и экзистенциализма вообще, характерен отказ от традиционного, рационалистического понимания соотношения сущности и существования. Основная идея экзистенциализма - существование предшествует сущности - выражена Сартром, в частности, следующим образом: "Сознание есть бытие, существование которого полагает сущность".
Для-себя-бытие Сартра динамично. При этом всякая действенность, активность, инициатива, всякое творческое, созидательное начало вообще понимается Сартром как отрицание, негативность.
Для Сартра, как и для экзистенциализма
вообще, в высшей степени характерна эмоционально-
Присущий экзистенциальной философии
антропологизм получил у Сартра специфическое
обоснование и развитие. Ставшее традиционным
определение экзистенциализма как «философии
субъекта» применимо к взглядам французского
мыслителя, может быть, в большей степени,
чем других известных приверженцев этого
учения. Наш исходный пункт, декларировал
философ – «это субъективность индивида». Он
чрезвычайно остро, даже болезненно реагировал
на порождение буржуазной индустриальной
цивилизацией отторжение массы людей
от общества и государства, их растущее
отчуждение от культуры. Серийное машинное
производство породило всеобщую стандартизацию
и усредненность, а «священный принцип»
частной собственности создал «частичного
индивида», пленного вещами. Поэтому экзистенциальная
антропология направляется против закабаляющего
человека вещизма. Для этого потребовалось
преодолеть философские основы последнего,
которые усматривались в позитивистском
толковании человека как части природы
или вещи, наделенной мыслью. Французский
экзистенциалист строил свою антропологическую
версию на критике тех идеалистических
трактовок, которые сводили бытие к мышлению,
абсолютизировали дух и его определения.
Тем самым следование экзистенции привело Сартра к созданию идеи и оформления ее в теоретическую концепцию, согласно которой человек должен быть в центре философских исследований, а его свобода, внутренний субъективный мир – главный предмет экзистенционального учения. Отвергая упреки «слева» и «справа» о том, что экзистенциалисты указывают на темные стороны человеческой жизни (все гнусное, низкое, липкое и т.п. ) и ущербность психологии личности (отчаяние, одиночество, страх, тревога и т.д.), он формулировал исходные принципы и особенности философии существования.
Противопоставляя ее материализму,
который ведет к рассмотрению людей как
предметов, философ писал, что экзистенциализм
– «единственная теория», придающая человеку
достоинство, единственная теория, которая
не делает из него объект… Мы именно и
хотим создать царство человека как совокупность
ценностей, отличную от материального
царства».
Отличая, далее, экзистенциализм от рационалистических
воззрений, в том числе Декарта с его «Я
мыслю, следовательно, существую», Сартр
вносит в эту максиму существенную новеллу.
Он подчеркивает, что мы постигаем себя
перед лицом другого, и другой так же достоверен
для нас, как мы сами. Таким образом, человек,
постигающий себя через cogito, «непосредственно
обнаруживает вместе с тем и всех других,
и притом – как условие своего собственного
существования». Развивая эту мысль о
межличностных отношениях как факторе
самовыражения и самопознания людей, он
отмечал, что другой человек необходим
для моего существования так же, как и
для моего самопознания. Обнаружение моего
внутреннего мира открывает мне в то же
время и другого, как стоящую передо мной
свободу. Таким образом, «открывается
целый мир, который мы называем интерсубъективностью.
В этом мире человек и решает, чем является
он и чем являются другие».
Данному тезису придается в экзистенциализме
особенно большое значение. Концептуально
это формулируется так: «существование
предшествует сущности». Разъясняя его,
Сартр констатировал: «Это означает, что
человек сначала существует, встречается,
появляется в мире, и только потом он определяется».
Человек становится таким, каким он по
свободному выбору сделает себя сам. Таким
образом, нет накакой природы человека,
как нет и бога, который ее задумал. Вот
суть субъективности, таков первый принцип
экзистенциализма. Определяя себя, будучи
ответственным за свою судьбу, человек
ответственен и за всех людей. Но он не
может выйти за пределы человеческой субъективности.
В этом глубинный смысл экзистенциализма.
Видным представителем французского атеистического экзистенциализма был и Альбер Камю (1913-1960)- философ, писатель, драматург и актер, участник Движения Сопротивления фашизму. Погиб в автомобильной катастрофе. Автор философских работ «Миф о Сизифе»(19472), «Бунтующий человек» (1951) и др.; повестей, пьес, публицистики в трех книгах (1950-1958).
Как философ и деятель культуры, он испытывал глубокое разочарование в том, как развивается история, в каком направлении движется прогресс, что происходит с судьбами миллионов людей разных стран. Его социальный пессимизм существенно отразился на трактовке всей совокупности философских вопросов, относящихся к человеку, его экзистенциальности. Тематика самоубийств и убийств, бунтов, террора надолго определила направления творчества философа и писателя. Нередко она сопровождалась отходом от ставших традиционными (классическими) канонов философии существования.
Уже осенью 1940 г. В Лионе, когда
началась работа над первым крупным философским
трудом, Камю изложил свое понимание человеческого
бытия таким образом: «Есть лишь одна по-настоящему
серьезная философская проблема – проблема
самоубийства. Решить, стоит или не стоит
жизнь того, чтобы ее прожить, - значит
ответить на фундаментальный вопрос философии».
Все остальное автору книги представлялось
второстепенным: какие измерения имеет
мир, каким категориями руководствуется
разум. Названную им проблему он рассматривал
в рамках рассуждений осмысле жизни в
условиях господствующего в мире абсурда
и ежедневной омерзительной скуки, безотрадного
существования. «Сам по себе мир просто
неразумен, и это все, что о нем можно сказать».
Абсурд в равной степени зависит от человека
и от мира. Пока что это единственная связь
между ними. Он скрепляет их так прочно,
как умеет приковывать одно живое существо
к другому только ненависть. И в этом состоянии
абсурда нужно жить. Критически отнесясь
к тезису С. Къеркегора о том, что от человека
от пустоты и отчаяния спасает сознание,
Камю негативно высказывался и о самой
философии существования, как она сложилась
к началу 40-х гг. «Я решусь назвать экзистенцинальный
подход философским самоубийством». Это
движение мысли, которым она «отрицает
самое себя и стремится преодолеть себя
с помощью того, что ее отрицает. Отрицание
и есть бог экзистенциализма. Точнее единственной
опорой этого бога является отрицание
человеческого разума». Человек разучился
надеяться. Ад настоящего сделался наконец
его царством. Завтрашнего дня нет. И отныне
«это стало основанием моей свободы….
Исходная тема экзистенциональной философии
сохраняет всю свою значимость. Пробуждение
сознания, бегство от сновидений повседневности
– таковы первые ступени абсурдной свободы».
Если в данной работе Камо все экзистенциальные
проблемы (как он их понимал) развивал
вокруг идей самоубийства, абсурда и обусловленного
этим поведения абсурдного человека с
адекватной свободой, то в книге «Бунтующий
человек» в центре философского анализа
– бунт личности. Выводя из своего философского
кредо – человеческого абсурда – три
следствия: бунт, свободу и страсть, писатель
сопрягает их в нечто целое, единое. Человек
прибегает к бунту из-за того, что вокруг
него творятся убийства, несправедливость,
беззакония, готовятся и развязываются
бесконечные войны, государственный террор.
Трагедия философии состоит в том, что
она все это пророчествует и оправдывает.
Бунтующий человек всему, что его окружает,
говорит, наконец «нет». Это реакция раба,
всю жизнь повиновавщегося «господским
распоряжением». Философский труд венчает
то, с чего он начинался. Нам нужно расстаться
с эпохой. В очистительном бунте наконец-то
рождается подлинный человек. «Тетива
натянута, лук скрипит. Напряжение все
сильней – и прямая жесткая стрела уже
готова устремиться в свободный полет».
Таким был своеобразный, до предела социологизированный и идеологозированный экзистенциализм Камю, развившего в ХХ в. Многие идеи иррационализма, волюнтаризма и нигилизма своего известного предшественника, ставшего изгоем цивилизации, философа-бунтаря Фридриха Ницце.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В 60-70-е годы прошлого века экзистенциализм,
став одним из самых популярных направлений
западной философии, приобретал множество
последователей и сторонников по всему
миру. Особенно восприимчивой к его идеям
оказалась художественная интеллигенция
и студенческая молодежь. Большое значение
для человечества конца двадцатого века
имели предупреждения экзистенциализма
против безоглядной веры в науку и технику,
против недобросовестности приспосабливающегося
к экономическим и социальным реалиям
сознания (т.е. Против конформизма). Экзистенциализм
по-новому и весьма продуктивно поставил
и разрешил проблему свободы человека,
выбора жизненных путей, фашистские режимы,
опирающиеся на низменные и животные инстинкты
людей. Одиночество, индивидуализм, утрата
чувства сопричастности происходящему, неприкаянность
Центральным понятием учения является
экзистенция — человеческое существование
как нерасчлененная целостность объекта
и субъекта. Постигая себя как экзистенцию,
личность обретает свободу, которая есть
выбор самой себя, своей сущности. Выбор
свободы накладывает на индивида ответственность
за все происходящее в мире. Преимущественным
объектом философского осмысления в экзистенциализме
выступает бытие индивидуальности, смысл,
знания, ценности, образующие "жизненный
мир" личности.
Жизненный мир - это не фрагмент
предметного материального мира, а мир
духовности, субъективности. Одна из главных
установок экзистенциализма - это противопоставление
социального и индивидуального бытия,
радикальной разорванности этих двух
сфер человеческого бытия. Человек не
определяется никакой сущностью: ни природой,
ни обществом, ни собственной сущностью
человека. Имеет значение только его существование.
Основная установка экзистенциализма
- существование предшествует сущности,
т.е. Человек сначала существует, появляется
в мире, действует в нем, а уж потом определяется
как личность. По экзистенциализму, человек
- это временное, конечное существо, предназначенное
к смерти. Представление о смерти как самоочевидной,
абсолютной границе любых человеческих
начинаний занимает в экзистенциализме
такое же место, как и религия, хотя большинство
представителей этой философии не предлагают
человеку никакой потусторонней перспективы. Экзистенциалисты
считают, что человек не должен убегать
от сознания своей смертности, а потому
высоко ценить все то, что напоминает индивиду
о суетности его практических начинаний.
Этот мотив ярко выражен в экзистенциалистском
учении о "пограничных ситуациях"
- предельных жизненных обстоятельствах,
в которые постоянно попадает человеческая
личность. И главная "пограничная ситуация"
- это ситуация перед лицом смерти, "ничто",
"быть или не быть" - в секулярной
разновидности экзистенциализма или перед
миром трансценденции - Бога - в религиозной
разновидности экзистенциализма. Пограничные
ситуации ставят человека перед необходимостью
выбора. Человек постоянно должен выбирать
ту или иную форму своего поведения, ориентироваться
на те или иные ценности и идеалы. Для религиозного
экзистенциализма главный момент выбора
"за" или "против" Бога. "За"
- значит, путь веры, любви, смирения. В
результате человека ждет бесконечное
блаженство. "Против" - означает отречение
от Бога, чреватое божественной карой.
В секулярной разновидности экзистенциализма
главный момент выбора связан с формой
самореализации личности. Это самореализация
определяется фактом случайности человеческого
бытия, его заброшенностью в этот мир.
Заброшенность означает, что человек никем
не создан, не сотворен. Он появляется
в мире по воле случая, и ему не на что опереться.
Способность человека творить самого
себя и мир других людей, выбирать образ
будущего мира является следствием фундаментальной
характеристики человеческого существования
- его свободы. Человек - это свобода. Экзистенциалисты
подчеркивают, что человек свободен совершенно
независимо от реальных возможностей
осуществления его целей. Свобода человека
сохраняется в любой обстановке и выражается
в возможности выбирать, делать выбор.
Речь идет не о выборе возможностей для
действия, а выражении своего отношения
к данной ситуации. Таким образом, свобода
в экзистенциализме - это прежде всего
свобода сознания, свобода выбора духовно-нравственной
позиции индивида. Следует признать сильную
сторону в постановке проблемы свободы
в экзистенциализме. Она заключается в
стремлении подчеркнуть, что деятельность
людей направляется прежде всего не внешними
обстоятельствами, а внутренними побуждениями,
что каждый человек в тех или иных обстоятельствах
мысленно реагирует не одинаково. От каждого
человека зависит очень многое и не надо
в случае отрицательного развития событий
ссылаться на обстоятельства. Люди обладают
значительной свободой в определении
целей своей деятельности, в каждый конкретно-исторический
момент существует не одна, а несколько.
В наличии реальных возможностей развития
события не менее важно и то, что люди свободны
в выборе средств, для достижения поставленных
целей. А цели и средства, воплощенные
в действия, уже создают определенную
ситуацию, которая сама начинает оказывать
влияние. Слабость экзистенциалистского
подхода состоит в неумении или нежелании
увязать субъективные цели и намерения
людей, субъективную позицию с внешними
историческими детерминантами, с тем фактом,
что каждый человек, рождаясь на свет,
застает готовыми, сложившимися определенный
уровень материальной и духовной культуры,
систему социальных институтов... Он включен
в это и ему приходится действовать в тех
рамках, которые они диктуют. Со свободой
теснейшим образом связана и ответственность
человека. Без свободы нет и ответственности.
Если человек не свободен, если человек
в своих действиях постоянно детерминирован,
предопределен какими-либо духовными
или материальными факторами, то он, по
экзистенциализму, не отвечает за свои
действия. Но если человек поступает свободно,
если существует свобода воли, выбора
и средств их осуществления, значит он
в ответе и за последствия своих действий.