Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 18:12, реферат
Его называли «человеком нищеты и солнца», или «мятежным художником». В 1937 году в сборнике «Левое и правое» французский писатель Альбер Камю писал: «…мои бунты были освещены солнцем. Нищета помешала мне поверить, будто все в порядке под солнцем и в этой истории, а солнце научило меня, что история – ещё не все. Менять жизнь – да, но не мир, который я обожал». А в 1951 году в философском эссе «Мятежный человек» Камю заявляет: «Я бунтую – значит, мы существуем».
Экзистенциализм. Альбер Камю. «Чума».
Его называли «человеком нищеты и солнца», или «мятежным художником». В 1937 году в сборнике «Левое и правое» французский писатель Альбер Камю писал: «…мои бунты были освещены солнцем. Нищета помешала мне поверить, будто все в порядке под солнцем и в этой истории, а солнце научило меня, что история – ещё не все. Менять жизнь – да, но не мир, который я обожал». А в 1951 году в философском эссе «Мятежный человек» Камю заявляет: «Я бунтую – значит, мы существуем».
Альбер Камю – один из величайших представителей модернистской интеллектуально-философской прозы, лауреат Нобелевской премии 1957 года, представитель литературы экзистенциализма. В своем творчестве разрабатывал экзистенциалистские категории «существования», «абсурда», «бунта», «свободы», «морального выбора», «пограничной ситуации». Рисуя человека в «мире без бога», Камю последовательно отстаивал позиции «трагического гуманизма», который базировался на идее морального сопротивления, направленного на сохранение человеческого «Я» в абсурдном мире. Помимо художественной прозы, творчество писателя охватывает драматургию, философские эссе, литературно-критические статьи, публицистические выступления.
Творчество Камю развивалось по составленному им плану, охватывающему философскую, драматическую и прозаическую грани его дарования и предполагающему последовательное движение через этапы «абсурда» и «бунта» к конечной цели – «любви».
Влияние лицейского преподавателя Жана Гренье, который познакомил Камю с трудами выдающихся философов Запада XIX века – Фридриха Ницше, Льва Шестова, Николая Бердяева, Сёрена Кьеркегора, Артура Шопенгауэра | ||
Античная культура |
Факторы, сформировавшие мировоззренческо-эстетические позиции Альбера Камю |
Мировые войны |
Сближение с прокоммунистическими кругами французской интеллигенции | ||
Французская литература: Монтень, Руссо, Вольтер, Ларошфуко | ||
«Трагический» гуманист | ||
Открытие близости смерти (в 17 лет заболел туберкулезом) |
Утвердился на позициях сопротивления любому политическому насилию | ||
«Язычник» по мироощущению, противопоставлял безумию мировой истории мудрость и гармонию природы |
Мировоззрение Камю |
«Социалист в душе» |
Пацифист | ||
Экзистенциалист | ||
Антифашист | ||
Бунтарь духа | ||
Сторонник бунта человека против абсурда, который должен быть направлен на утверждение и сохранение моральных ценностей |
Альбер Камю – человек и художник (1913 – 1960). Важные факты биографии
Родился 07.11.1913 года в Алжире (в городке Мондови) в бедной французской семье. Отец умер от ран, полученных в боях на Марне, когда Альберу был всего один год. Мать была служанкой в зажиточных семьях.
Обучение – коммунальная школа, Алжирский лицей, Алжирский университет. Увлечение литературой и философией.
В 17 лет заболел туберкулезом.
1935 год – увлечение театром, организовал «Театр труда», в котором выступал как драматург, режиссёр и актёр.
1936 год – вступление в коммунистическую партию.
1937 года – исключён из неё.
С 1936 года началась литературная деятельность Камю.
С 1943 года поселился в Париже, присоединился к Движению Сопротивления, сотрудничал с нелегальной газетой «Комба», которую возглавил после восстания, что выбросило оккупантов за пределы города.
Вторая половина 40-х – первая половина 50-х годов – период творческого расцвета таланта Камю.
1957 год – стал лауреатом Нобелевской премии в области литературы.
04.01.1960 года – погиб в автомобильной катастрофе.
Экзистенциальный (от лат. ехіstеntia – существование) – тот, который касается главных, внеисторических и вневременных, т. е. вечных вопросов бытия личности.
Представители этого направления сосредоточены на проблеме человеческого существования, на переживании индивидом своего «бытия в мире». Сущность собственного существования, по экзистенциализму, «заброшенная» в мир личность открывает в кризисные моменты, когда попадает на «грань жизни и смерти» (так называемая «пограничная ситуация») – переживает тяжёлую болезнь, угрозу смертельной опасности, потерю близких и т. п. Именно тогда с бытия исчезает обманчивая личина повседневной жизни – автоматической, банальной, бессознательной, полной наивно-прагматических стремлений, и человек переживает свой «момент истины»: осознает абсурдность повседневного существования, открывает своё экзистенциальную одиночество, делает определённый моральный выбор.
Литература экзистенциализма («экзистенциализм» – одно из ведущих направлений в философии XX в.) – течение, которое получило наивысшее развитие в 30-60-е годы. Его представители Альбер Камю, Жан-Поль Сартр, Симона де Бовуар – выступали одновременно и как писатели, и как философы. Экзистенциалистские умонастроения были распространены в литературе других стран: Испании (М. де Унамуно), США (Н. Мейлер, Дж. Болдуин), Великобритании (У. Голдинг, А. Мердок), Японии (Кобо Абэ) и др. Влияние идей экзистенциализма наблюдается и в творчестве таких художников, как Ж. Ануй, М. Фриш, Ф. Дюрренматт, Э. Ионеско, С. Беккет и др. В литературе экзистенциализма запечатлелось напряженное переживание кризиса западной цивилизации, ощущение потери смысла бытия, изображение непреодолимого трагизма человеческой жизни – его обречённости на одиночество, отчуждённость, заброшенность во враждебном мире, изображение ситуации морального выбора личности в «пограничной» ситуации и т.д.
Художественный мир Альбера Камю | ||
Этапы творчества, определённые самим писателем | ||
«Цикл абсурда» Повесть «Посторонний», эссе «Миф о Сизифе», драмы «Калигула» и «Недоразумение» |
Цикл бунта» Роман «Чума», эссе «Бунтующий человек», пьесы «Состояние осады» и «Праведники» |
«Цикл изгнания» Повесть «Падение», книга рассказов «Изгнание и царство», три книги публицистики «Актуальное» |
«Цикл любви» Этот цикл, остался в основном в замыслах (его должны были представлять роман «Первый человек» и пьеса «Дон Фауст»), должен был стать путем Альбера Камю от отрицания абсурдного мира к утверждению любви как главной ценности жизни. «Следует любить жизнь более её смысла, – говорит Достоевский. – Да, потому что когда любовь к жизни исчезает, ни один смысл не может дать нам утешения». |
Особенности творческой манеры А. Камю
Тесная связь с экзистенциалистскими идеями и концепциями.
Анатомический анализ абсурдных взаимоотношений между личностью и миром.
Создание моделей
«абсурдного мира» и «
Раскрытие трагического положения человека в «мире без бога»: её отчуждения, заброшенности, одиночества «под пустым небом», её обречённость на смерть мыслится как абсолютное исчезновение.
Художественная разработка категорий «бунта», «свободы», «страсти», «морального выбора», «ответственности», присущих «истинному существованию».
Поиск настоящих духовных ценностей и нравственных опор внутри личности; утверждение «стоического гуманизма».
Изображение мужественного человека как своеобразного морального эталона современности.
Изображение «пограничной ситуации»,выражающей абсурдность жизни и ставящей человека перед нравственным выбором.
Тяготение к притчевости, философская насыщенность сюжетов и образов, «классицистические» по своей ясности композиция и стиль.
Обращение к мифологическим сюжетам и образам, наличие «мифотворческих» тенденций.
Целостность, единство,
взаимодополняемость его
Воплощение в творчестве идеи активного гуманизма.
Метафоричность, иносказательность, символичность художественного письма.
В философском эссе «Бунтующий человек» Альбер Камю даёт определение бунтовщика: «Человек, который говорит «нет». В годы фашистского нашествия писатель провозгласил новую философско-этическую программу, художественным воплощением которой является эссе «Миф о Сизифе». Осознав абсурдность жизни человека в условиях неразумной действительности и ужасно-бессмысленной истории, Камю сохраняет за человеком право быть мыслящим существом, которое должно вмешиваться в эту гнусную жизнь и без всякой надежды на успех выполнять свой долг. Именно выполнение человеком своего долга, своей работы, по Камю, и является началом бунта и свободы.
В романе «Чума» (1947) пессимизм Альбера Камю по отношению к абсурдному миру сочетается с моральным оптимизмом. Концепция человека в этом произведении Камю полна стоицизма: назначение человека – страдать, бороться и выстоять. Роман создавался в 1941 – 1943 годах и был опубликован в 1947 году (начало текста: «Интересные события взятые сюжетом этой хроники, произошли 194 … года в Оране»). В хронотопе произведения гораздо важнее указание именно на историческое время: сороковые годы XX века – время наибольшей трагедии поры – время Второй мировой войны. По свидетельству самого Камю, «явное содержание» «Чумы» – это борьба европейского Сопротивления против нацизма».
«С помощью чумы я хочу передать атмосферу удушья, в которой мы корпели, атмосферу угрозы и изгнания, в которой мы жили. Однако я распространил значение этого образа на бытие вообще». Чума – ещё одно проявление абсурдности мира, символ жизни. Поэтому главным в романе является трактовка вневременных философских проблем бытия, с чем связан его второй, глубинный план.
Философский смысл реализовался в форме романа-притчи.
Фабулу романа составляет хроника чумного года в Оране. Автором этой хроники является врач Бернар Риэ, который в силу своей профессии оказывается в центре событий. Доктор хочет оставить память о несправедливости и насилии, совершённых над зачумлёнными. Он провозглашает: «Люди заслуживают скорее восхищения, чем пренебрежения».
Рассказчик стремится наиболее полно воссоздать то, что видел и слышал, ссылаясь на документы, записи, показания оранцев, пытаясь придерживаться тона беспристрастного свидетеля. Хроника прослеживает зарождение и развитие этой эпидемии в зависимости от времён года и распространения болезни. Смерть подстерегает всех без исключения, и важнейшим для автора является поведение людей в «пограничной ситуации».
Чума нападает неожиданно, её никто не ждал. Когда массово умирают в городе крысы, никто не воспринимает этих предвестников эпидемии чумы серьёзно. «Как же они могли поверить в чуму, сразу перечеркивающую будущее?.. Они считали себя свободными, но никто не будет свободен, пока существует беда».
Три плана повествования в многоуровневой структуре смыслов «Чумы» (по Ю. Ковбасенко):
1. реалистическое описание
борьбы оранцев со страшной
болезнью (хотя исторически такой
эпидемии в Оране не было, здесь
автор выходит в сферу
2. аллегорическое изображение движения Сопротивления против «коричневой чумы», против фашизма и нацизма (сам Камю тоже был участником Движения Сопротивления);
3. «художественная иллюстрация»
важных положений философии
Смысловая многоплановость делает это произведение близким к мифу, к притче, и одновременно – это роман-предостережение, что делает его вневременным, общечеловеческим явлением.
Литературовед Д. Наливайко так характеризует роман Камю «Чума»: «По жанровой природе данное произведение Камю – это роман-притча, принадлежит он к распространённому в новейшей интеллектуальной прозе жанру, характеризуется универсальностью, многозначностью содержания. К тому же «Чума» – одно из величайших явлений в этом жанре, наряду с «Процессом» и «Замком» Кафки, «Котлованом» Платонова, «Повелителем мух» Голдинга т. д.».
Использовав стилизацию под жанр хроники, Альбер Камю подчеркнуто акцентирует внимание читателя на объективности изображаемого, подбирая для этого специальные языковые средства – каждое слово отличается удивительной точностью лексического значения, даже если оно употреблено в переносном смысле; рассказ почти не имеет экспрессивно-эмоциональной окраски, изложение событий и комментариев очень сдержанны, даже несколько отстранены, как в эпических поэмах. Почти протокольно фиксируется история борьбы с чумой. Камю вводит кроме точки зрения основного рассказчика ещё и видение чумы и её влияния на Оран и оранцев и других персонажей произведения (дневник Тарру, проповеди отца Панлю, диалоги героев, описание их мыслей и стремлений), за счёт чего образуется многогранная и правдивая картина трагедии.
Доктор Риэ одним из первых осознал критичность ситуации и понял, что происходит в Оране. Многочисленные мнения рассказчика и его друзей, рассыпанные по тексту романа, постоянно напоминают о «двойном видении вещей». Уже эпиграфом Камю акцентировал внимание на сочетании вымышленного сюжета о блокаде зачумленного Орана с реальной исторической ситуацией в Европе, поражённой бациллами «коричневой чумы» (метафорически так определяли гитлеровскую эпидемию, поэтому уже само название произведения воспринималась как намёк на нацистскую оккупацию).