Экзистенциализм. Альбер Камю. «Чума»

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 18:12, реферат

Краткое описание

Его называли «человеком нищеты и солнца», или «мятежным художником». В 1937 году в сборнике «Левое и правое» французский писатель Альбер Камю писал: «…мои бунты были освещены солнцем. Нищета помешала мне поверить, будто все в порядке под солнцем и в этой истории, а солнце научило меня, что история – ещё не все. Менять жизнь – да, но не мир, который я обожал». А в 1951 году в философском эссе «Мятежный человек» Камю заявляет: «Я бунтую – значит, мы существуем».

Файлы: 1 файл

Zhizn_v_Alzhire.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

Экзистенциализм. Альбер Камю. «Чума».

Его называли «человеком нищеты и солнца», или «мятежным  художником». В 1937 году в сборнике «Левое и правое» французский писатель Альбер Камю писал: «…мои бунты были освещены солнцем. Нищета помешала мне  поверить, будто все в порядке под солнцем и в этой истории, а солнце научило меня, что история – ещё не все. Менять жизнь – да, но не мир, который я обожал». А в 1951 году в философском эссе «Мятежный человек» Камю заявляет: «Я бунтую – значит, мы существуем».

Альбер Камю – один из величайших представителей модернистской интеллектуально-философской прозы, лауреат Нобелевской премии 1957 года, представитель литературы экзистенциализма. В своем творчестве разрабатывал экзистенциалистские категории «существования», «абсурда», «бунта», «свободы», «морального выбора», «пограничной ситуации». Рисуя человека в «мире без бога», Камю последовательно отстаивал позиции «трагического гуманизма», который базировался на идее морального сопротивления, направленного на сохранение человеческого «Я» в абсурдном мире. Помимо художественной прозы, творчество писателя охватывает драматургию, философские эссе, литературно-критические статьи, публицистические выступления.

Творчество  Камю развивалось по составленному  им плану, охватывающему философскую, драматическую и прозаическую грани его дарования и предполагающему последовательное движение через этапы «абсурда» и «бунта» к конечной цели – «любви».

 

 

 

Влияние лицейского преподавателя Жана Гренье, который  познакомил Камю с трудами выдающихся философов Запада XIX века – Фридриха Ницше, Льва Шестова, Николая Бердяева, Сёрена Кьеркегора, Артура Шопенгауэра

 

 

Античная культура

 

 

Факторы, сформировавшие мировоззренческо-эстетические позиции  Альбера Камю

 

Мировые войны

 

Сближение с  прокоммунистическими кругами французской интеллигенции

 

 

Французская литература: Монтень, Руссо, Вольтер, Ларошфуко

 

 

«Трагический» гуманист

Открытие близости смерти (в 17 лет заболел туберкулезом)


 

 

 

Утвердился  на позициях сопротивления любому политическому насилию

 

 

 

«Язычник» по мироощущению, противопоставлял безумию мировой  истории мудрость и гармонию природы

 

 

 

 

 

 Мировоззрение Камю

«Социалист  в душе»

Пацифист

Экзистенциалист

Антифашист

Бунтарь духа

 

Сторонник бунта  человека против абсурда, который должен быть направлен на утверждение и сохранение моральных ценностей


 

 

Альбер Камю – человек и художник (1913 – 1960). Важные факты биографии

 

Родился 07.11.1913 года в Алжире (в городке Мондови) в бедной французской семье. Отец умер от ран, полученных в боях на Марне, когда Альберу был всего один год. Мать была служанкой в зажиточных семьях.

 

Обучение –  коммунальная школа, Алжирский лицей, Алжирский университет. Увлечение  литературой и философией.

 

В 17 лет заболел  туберкулезом.

 

1935 год – увлечение театром, организовал «Театр труда», в котором выступал как драматург, режиссёр и актёр.

 

1936 год –  вступление в коммунистическую  партию.

 

1937 года –  исключён из неё.

 

С 1936 года началась литературная деятельность Камю.

 

С 1943 года поселился в Париже, присоединился к Движению Сопротивления, сотрудничал с нелегальной газетой «Комба», которую возглавил после восстания, что выбросило оккупантов за пределы города.

 

Вторая половина 40-х –  первая половина 50-х годов – период творческого расцвета таланта Камю.

 

1957 год – стал лауреатом  Нобелевской премии в области  литературы.

 

04.01.1960 года – погиб  в автомобильной катастрофе.

 

 

Экзистенциальный (от лат. ехіstеntia – существование) – тот, который касается главных, внеисторических и вневременных, т. е. вечных вопросов бытия личности.

 

Представители этого направления  сосредоточены на проблеме человеческого  существования, на переживании индивидом  своего «бытия в мире». Сущность собственного существования, по экзистенциализму, «заброшенная»  в мир личность открывает в кризисные моменты, когда попадает на «грань жизни и смерти» (так называемая «пограничная ситуация») – переживает тяжёлую болезнь, угрозу смертельной опасности, потерю близких и т. п. Именно тогда с бытия исчезает обманчивая личина повседневной жизни – автоматической, банальной, бессознательной, полной наивно-прагматических стремлений, и человек переживает свой «момент истины»: осознает абсурдность повседневного существования, открывает своё экзистенциальную одиночество, делает определённый моральный выбор.

 

 

 

Литература  экзистенциализма («экзистенциализм» – одно из ведущих направлений в философии XX в.) – течение, которое получило наивысшее развитие в 30-60-е годы. Его представители Альбер Камю, Жан-Поль Сартр, Симона де Бовуар – выступали одновременно и как писатели, и как философы. Экзистенциалистские умонастроения были распространены в литературе других стран: Испании (М. де Унамуно), США (Н. Мейлер, Дж. Болдуин), Великобритании (У. Голдинг, А. Мердок), Японии (Кобо Абэ) и др. Влияние идей экзистенциализма наблюдается и в творчестве таких художников, как Ж. Ануй, М. Фриш, Ф. Дюрренматт, Э. Ионеско, С. Беккет и др. В литературе экзистенциализма запечатлелось напряженное переживание кризиса западной цивилизации, ощущение потери смысла бытия, изображение непреодолимого трагизма человеческой жизни – его обречённости на одиночество, отчуждённость, заброшенность во враждебном мире, изображение ситуации морального выбора личности в «пограничной» ситуации и т.д.

 

 

 

Художественный  мир Альбера Камю

Этапы творчества, определённые самим писателем

«Цикл абсурда» Повесть «Посторонний», эссе «Миф о  Сизифе», драмы «Калигула» и «Недоразумение»

Цикл бунта» Роман «Чума», эссе «Бунтующий человек», пьесы «Состояние осады» и «Праведники»

«Цикл изгнания»  Повесть «Падение», книга рассказов «Изгнание и царство», три книги публицистики «Актуальное»

«Цикл любви» Этот цикл, остался в основном в замыслах (его должны были представлять роман  «Первый человек» и пьеса «Дон Фауст»), должен был стать путем  Альбера Камю от отрицания абсурдного мира к утверждению любви как главной ценности жизни. «Следует любить жизнь более её смысла, – говорит Достоевский. – Да, потому что когда любовь к жизни исчезает, ни один смысл не может дать нам утешения».


 

Особенности творческой манеры А. Камю

 

Тесная связь  с экзистенциалистскими идеями и  концепциями.

 

Анатомический анализ абсурдных взаимоотношений  между личностью и миром.

 

Создание моделей  «абсурдного мира» и «абсурдного  человека».

Раскрытие трагического положения человека в «мире без бога»: её отчуждения, заброшенности, одиночества «под пустым небом», её обречённость на смерть мыслится как абсолютное исчезновение.

 

Художественная  разработка категорий «бунта», «свободы», «страсти», «морального выбора», «ответственности», присущих «истинному существованию».

 

Поиск настоящих  духовных ценностей и нравственных опор внутри личности; утверждение  «стоического гуманизма».

 

Изображение мужественного  человека как своеобразного морального эталона современности.

 

Изображение «пограничной ситуации»,выражающей абсурдность жизни и ставящей человека перед нравственным выбором.

 

Тяготение к  притчевости, философская насыщенность сюжетов и образов, «классицистические»  по своей ясности композиция и  стиль.

 

Обращение к  мифологическим сюжетам и образам, наличие «мифотворческих» тенденций.

 

Целостность, единство, взаимодополняемость его философских  и литературных произведений.

 

Воплощение  в творчестве идеи активного гуманизма.

 

Метафоричность, иносказательность, символичность  художественного письма.

 

В философском эссе «Бунтующий человек» Альбер Камю даёт определение бунтовщика: «Человек, который говорит «нет». В годы фашистского нашествия писатель провозгласил новую философско-этическую программу, художественным воплощением которой является эссе «Миф о Сизифе». Осознав абсурдность жизни человека в условиях неразумной действительности и ужасно-бессмысленной истории, Камю сохраняет за человеком право быть мыслящим существом, которое должно вмешиваться в эту гнусную жизнь и без всякой надежды на успех выполнять свой долг. Именно выполнение человеком своего долга, своей работы, по Камю, и является началом бунта и свободы.

 

В романе «Чума» (1947) пессимизм Альбера Камю по отношению  к абсурдному миру сочетается с моральным  оптимизмом. Концепция человека в  этом произведении Камю полна стоицизма: назначение человека – страдать, бороться и выстоять. Роман создавался в 1941 – 1943 годах и был опубликован в 1947 году (начало текста: «Интересные события взятые сюжетом этой хроники, произошли 194 … года в Оране»). В хронотопе произведения гораздо важнее указание именно на историческое время: сороковые годы XX века – время наибольшей трагедии поры – время Второй мировой войны. По свидетельству самого Камю, «явное содержание» «Чумы» – это борьба европейского Сопротивления против нацизма».

 

«С помощью  чумы я хочу передать атмосферу удушья, в которой мы корпели, атмосферу  угрозы и изгнания, в которой мы жили. Однако я распространил значение этого образа на бытие вообще». Чума – ещё одно проявление абсурдности  мира, символ жизни. Поэтому главным в романе является трактовка вневременных философских проблем бытия, с чем связан его второй, глубинный план.

 

 

Философский смысл  реализовался в форме романа-притчи.

 

Фабулу романа составляет хроника чумного года в Оране. Автором этой хроники является врач Бернар Риэ, который в силу своей профессии оказывается в центре событий. Доктор хочет оставить память о несправедливости и насилии, совершённых над зачумлёнными. Он провозглашает: «Люди заслуживают скорее восхищения, чем пренебрежения».

 

Рассказчик  стремится наиболее полно воссоздать то, что видел и слышал, ссылаясь на документы, записи, показания оранцев, пытаясь придерживаться тона беспристрастного свидетеля. Хроника прослеживает зарождение и развитие этой эпидемии в зависимости  от времён года и распространения болезни. Смерть подстерегает всех без исключения, и важнейшим для автора является поведение людей в «пограничной ситуации».

 

Чума нападает неожиданно, её никто не ждал. Когда массово  умирают в городе крысы, никто  не воспринимает этих предвестников эпидемии чумы серьёзно. «Как же они могли поверить в чуму, сразу перечеркивающую будущее?.. Они считали себя свободными, но никто не будет свободен, пока существует беда».

 

Три плана повествования  в многоуровневой структуре смыслов  «Чумы» (по Ю. Ковбасенко):

 

1. реалистическое описание  борьбы оранцев со страшной  болезнью (хотя исторически такой  эпидемии в Оране не было, здесь  автор выходит в сферу вневременного  обобщения);

 

2. аллегорическое изображение  движения Сопротивления против  «коричневой чумы», против фашизма и нацизма (сам Камю тоже был участником Движения Сопротивления);

 

3. «художественная иллюстрация»  важных положений философии экзистенциализма, прежде всего – необходимости  нравственного выбора человеком  своего пути в условиях «пограничной ситуации». Именно свободный выбор, по словам Камю, создаёт личность. «Существовать – значит выбирать себя».

 

Смысловая многоплановость  делает это произведение близким  к мифу, к притче, и одновременно – это роман-предостережение, что  делает его вневременным, общечеловеческим явлением.

 

Литературовед Д. Наливайко так характеризует  роман Камю «Чума»: «По жанровой природе данное произведение Камю – это роман-притча, принадлежит он к распространённому в новейшей интеллектуальной прозе жанру, характеризуется универсальностью, многозначностью содержания. К тому же «Чума» – одно из величайших явлений в этом жанре, наряду с «Процессом» и «Замком» Кафки, «Котлованом» Платонова, «Повелителем мух» Голдинга т. д.».

 

Использовав стилизацию под жанр хроники, Альбер Камю подчеркнуто  акцентирует внимание читателя на объективности  изображаемого, подбирая для этого  специальные языковые средства – каждое слово отличается удивительной точностью лексического значения, даже если оно употреблено в переносном смысле; рассказ почти не имеет экспрессивно-эмоциональной окраски, изложение событий и комментариев очень сдержанны, даже несколько отстранены, как в эпических поэмах. Почти протокольно фиксируется история борьбы с чумой. Камю вводит кроме точки зрения основного рассказчика ещё и видение чумы и её влияния на Оран и оранцев и других персонажей произведения (дневник Тарру, проповеди отца Панлю, диалоги героев, описание их мыслей и стремлений), за счёт чего образуется многогранная и правдивая картина трагедии.

 

Доктор Риэ  одним из первых осознал критичность  ситуации и понял, что происходит в Оране. Многочисленные мнения рассказчика  и его друзей, рассыпанные по тексту романа, постоянно напоминают о «двойном видении вещей». Уже эпиграфом Камю акцентировал внимание на сочетании вымышленного сюжета о блокаде зачумленного Орана с реальной исторической ситуацией в Европе, поражённой бациллами «коричневой чумы» (метафорически так определяли гитлеровскую эпидемию, поэтому уже само название произведения воспринималась как намёк на нацистскую оккупацию).

Информация о работе Экзистенциализм. Альбер Камю. «Чума»