Экзистенциализм. Альбер Камю. «Чума»

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 18:12, реферат

Краткое описание

Его называли «человеком нищеты и солнца», или «мятежным художником». В 1937 году в сборнике «Левое и правое» французский писатель Альбер Камю писал: «…мои бунты были освещены солнцем. Нищета помешала мне поверить, будто все в порядке под солнцем и в этой истории, а солнце научило меня, что история – ещё не все. Менять жизнь – да, но не мир, который я обожал». А в 1951 году в философском эссе «Мятежный человек» Камю заявляет: «Я бунтую – значит, мы существуем».

Файлы: 1 файл

Zhizn_v_Alzhire.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

 

Тема заключения становится одной из ведущих в  произведении. Например, изоляция больных  чумой в больницах и карантинных лагерях ассоциируется с гестаповскими тюрьмами, концлагерями, процедура массового захоронения умерших – с массовыми расстрелами и сожжением людей в крематориях. Сам Камю отмечал: «Доказательством этого является то, что враг, не названный в романе прямо, был опознан всеми: во всех странах Европы. «Чума» является чем-то большим, чем хроника сопротивления». Под «чем-то большим» Камю, вероятно, имел в виду понимание Оранской эпидемии как символического обобщения многочисленных катастроф новейшей истории – от тоталитарных режимов в СССР, Италии, Испании, Венгрии вплоть до современных политических диктатур, межнациональных конфликтов, локальных войн и т. п. Вся история человечества предстает как ряд «коллективного бедствия», унесшего миллионы человеческих жизней, именно поэтому писатель избрал образ чумы, болезни, чёрного спутника человечества.

 

В тексте романа чума вырастает в символ метафизического  Зла, страшной разрушительной силы, угрожающей человеческой жизни, а проблематику произведения автор рассматривает под углом главных экзистенциалистских вопросов – поисков духовной опоры в абсурдном мире, переживания человеком «пограничной ситуации», нравственного выбора и ответственности за него и т. д. «Фактографическая» и «символическая» проекции постоянно накладываются в тексте друг на друга, благодаря чему Оран и оранцы превращаются в микромодель человечества в трагических исторических событиях с точки зрения философии, этики и эстетики экзистенциализма.

 

Обращаясь к  изображению чумы как общечеловеческой катастрофы, Камю создаёт коллективный портрет оранцев, детализируя его конкретными образами-типами, такими как Риэ, Коттар, Панлю, Рамбер, Гран, Тарру и другие.

 

Наиболее открыт к решению экзистенциальных вопросов именно доктор Риэ. Он оказывается в самом эпицентре эпидемии, но не только клятва Гиппократа обязывает его самоотверженно бороться с чумой. Он стремится прежде всего уберечь в себе человека, честного человека, который просто выполняет свою работу, свой долг.

 

Жан Тарру –  ближайший сподвижник и друг врача Риэ. Один из самых интересных и противоречивых образов романа. Мужественный жизнелюб, человек с внутренним чувством свободы и человеческого достоинства, неординарная личность, «лучший среди лучших», Тарру всю жизнь разрывается в противоречии между нравственностью и политикой. Сын помощника прокурора, в 17-летнем возрасте он осознал, что и представители власти, и борцы за освобождение человечества (т. е. революционеры) являются невольными убийцами людей, «живых людей».

 

Его жизненным  девизом стало убеждение, что всегда нужно «становиться на сторону жертв, чтобы хоть как-то ограничить размах бедствия». Именно он является инициатором создания санитарных дружин в зачумленном Оране. Несмотря на высокую нравственность героя, автор даёт чуме убить Тарру, и главная причина в том, что, во-первых, смерть всегда забирает лучших (по словам старого астматика), во-вторых, он нёс в своём сердце чрезвычайную усталость от борьбы, которая сидела в нём самом.

 

«Исповедуясь» доктору Риэ, Тарру сказал, что  ещё с 17-ти лет он «зачумлённый», заражённый противоречиями мира, который во что бы то ни стало стремится убить человека и при этом оправдать себя. К «зачумлёности» Камю относит и состояние наблюдателя, который бороться может, но этого не делает; и состояние общества, которое требует смертного приговора; и невежество и ложь, ибо зло является их следствием. Жить иллюзией – это тоже быть «зачумлённым», когда вокруг сеется смерть. Даже если ты невольно способствуешь чьей-то смерти, по мнению Камю, ты «зачумлённый».

 

Перед героями  романа встаёт проблема: как жить в  абсурдном мире, где царит зло; как выполнять христианскую заповедь «Не убий!», если умирают без невиноватые  дети: как «не быть ничьим врагом», «можно ли стать святым без бога», можно ли наживаться на горе и смерти других, как сохранить в себе человека.

 

По-разному делают свой выбор герои Камю. Непростым  является путь журналиста Раймона Рамбера, парижанина, «чужого» в Оране. Сначала  он пытается убедить себя в том, что  дела оранцев его не касаются, что  его главное предназначение – любить женщину, без которой он не мыслит своей жизни. В поисках путей оставить зачумлённый Оран Рамбер приходит в санитарную дружину, но, получив возможность контрабандным путем покинуть город, Рамбер сознательно остаётся вместе с борцами против чумы. Ценность его собственного индивидуального счастья меркнет на фоне Оранской трагедии. Он, пройдя испытание чумой, осознал, что на фоне общего горя он не сможет быть счастливым, как раньше.

 

Чума предопределила и мировоззренческие сдвиги отца Панлю. Сначала он объясняет чуму как «бич божий», как наказание бога людям за их грехи. Его первая проповедь полна непримиримого христианского гнева, он вещает с высокой кафедры, на какой-то момент почувствовав себя на месте бога. Его слова пугают людей, сеют в их душах страх. Отец Панлю призывает покорно принять беду, не полагаясь ни на медицину, ни на врачей, а вполне довериться воле божьей. Однако идея наказания в мировоззрении отца Панлю даёт трещину, когда он, принимая с холодной устойчивостью сотни смертей, будучи одним из активнейших членов санитарной дружины, становится свидетелем смерти невинного мальчика, сына следователя Отона.

 

Отец Панлю  просит бога спасти этого ребёнка, но ребёнок умирает. И тогда отец сомневается в справедливости и  всесильности господа. Его вторая речь милосерднее и человечнее, он почти дошёл до ереси, характеризуя масштабы зла, принесённого чумой. Но вместе с тем не может отречься от своей веры. Автор отдаёт отца Панлю чуме, потому что он не достиг соглашения с самим собой в понимании единства любви к господу и к отдельному живому человеку. Он выбрал бога и умер с распятием в руках, мужественно перенеся страдания.

 

Интересным  является пример протеста против эпидемии абсурда и зла в душе «маленького  человека», мелкого служащего мэрии Жозефа Грана. Для Камю в нём нашли воплощение две очень важные темы – творчества и любви, хотя обе приобретают абсурдный характер. Жена бросила бедняка-неудачника много лет назад, единственная фраза его романа об амазонке из Булонского леса просто является для него «его работой», его спасением, а не настоящим произведением искусства. Однако в санитарной дружине он стал «административным сердцем», ведя страшную статистику чумы. Можно считать именно эти сухие и строгие записи истинным шедевром Грана, который нашёл в себе силы оказывать такое мощное сопротивление чуме, преодолев болезнь и выжив, несмотря на то, что по всем показателям должен был умереть именно он, а не крепыши Тарру и Панлю.

Важно, что герои  Камю делают свой выбор сознательно. Идея нравственного выбора является стержнем каждого из персонажей романа. Писателя меньше интересуют факты биографии и особенности характера его героев. Главное внимание Камю сосредоточено на их экзистенциальном кредо.

 

По логике, по законам бытия победить чуму, зло окончательно человек не в состоянии. В финале рассуждения доктора Риэ о бессмертии бациллы чумы являются скорее предостережением, призывом быть бдительными, никогда не забывать, что опасность всегда рядом. И какой бы всесильной ни являлась чума, мировое Зло, борьба Риэ и его друзей не выглядит пустой, и в этом проявился неисчерпаемый гуманизм Альбера Камю, который вывел его лучший экзистенциальный роман в ряд актуальных произведений современности. «Трагический гуманизм» бунта героев Камю заключается в том, что, даже осознавая ограниченность своих возможностей в борьбе со злом, они не складывают оружия. По мнению исследователя С. Великовского, «Чума» – это прежде всего книга о тех, кто сопротивляется, а не о сдавшихся, книга о смысле существования, который находится среди беспорядка жизни.

 

 

 

 

 

 

Проблема нравственного  выбора в романе А. Камю «Чума»

Жизнь – Чума – Смерть

Перед каждым возникает  проблема: бороться или сдаться?

Оранские обыватели  выжидают, наполняются страхом, ждут смерти или чуда

Те, кто не разучился мыслить, делают выбор

 

Бернар Риэ  – врач-гуманист, его выбор на пользу человека и жизни. Его идеал  – любовь к людям в целом 

 

Жан Тарру –  гуманист, противник смертной казни  и беды в целом, выбирает борьбу за жизнь и становится жертвой чумы

 

Раймон Рамбер – индивидуалист, стремится к  личному счастью с любимой  женщиной, под давлением чумы понимает, что не может быть счастливым, когда  страдают другие 

Жозеф Гран –  «маленький человек», который находит  смысл своей жизни в том, что  может понадобиться людям, выбор – полюбить себя через любовь к людям

Отец Панлю  – не выдерживает противоречия между  любовью к богу и любовью к  живому человеку, выбирает для себя смерть

Старый испанец (астматик) – воплощение идеи сбережения жизненной энергии, хочет жить, не заботясь ни о чём

Коттар –  выбирает между любовью к самому себе, к деньгам и между возможностью быть с людьми в тяжёлых испытаниях; несёт в себе преступное начало, одобряет чуму как средство своей безопасности и наживы




 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Экзистенциализм. Альбер Камю. «Чума»