Экзистенциализм

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 02:35, реферат

Краткое описание

Экзистенциализм (лат. exsistentia - существование) или философия существования - самое влиятельное иррационалистическое направление в западной философии ХХ-го века. Возникает в своей ранней форме накануне 1-й мировой войны в России.

Оглавление

Введение 3
Французский экзистенциализм 5
Русский экзистенциализм 9
Источники информации 11

Файлы: 1 файл

Экзистенциализм.rtf

— 482.50 Кб (Скачать)

Министерство образования Российской Федерации

МОУ СОШ с. Дмитряшевка Хлевенского р-на Липецкой области 
 

 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 

                   
                   
                   
                   

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Дмитряшевка 2009 г. 

   Содержание 
 

      Введение         3

      Французский экзистенциализм     5

      Русский экзистенциализм      9

      Источники информации      11 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Введение 

   Экзистенциализм (лат. exsistentia - существование) или философия существования - самое влиятельное иррационалистическое направление в западной философии ХХ-го века. Возникает в своей ранней форме накануне 1-й мировой войны в России. Среди первых представителей принято считать русских философов Льва Шестова и Николая Бердяева, хотя основное развитие это течение получило после 1--ой мировой войны в трудах немецких мыслителей Мартина Хайдеггера и Карла Ясперса и в период второй мировой во Франции Альбера Камю, Жана Поля Сартра и Симоны де Бовуар. В то же время своими предшественниками экзистенциалисты считают Паскаля, Достоевского и Ницше.

       В центр внимания экзистенциалисты ставили смысложизненные вопросы (вины и ответственности, решения и выбора, отношения человека к своему призванию и к смерти), человеческое существование, судьба личности в современном мире, вера и неверие, утрата и обретение смысла жизни, близкая любому художнику, писателю, поэту, с одной стороны, делает это направление популярным среди художественной интеллигенции (Э. Хемингуэй, А. Сент-- Экзюпери), а с другой -- побуждает самих экзистенциалистов обращаться к языку искусства (Сартр, Камю ).

      Экзистенциализм тесно соприкасается с религиозным восприятием мира, причем это в равной степени относится как к религиозному направлению  экзистенциализма (Ясперс, Бердяев, Шестов), так и к атеистическому (Хайдеггер, Сартр, Камю), поскольку важный мотив экзистенциалистского творчества -- признание того, что бог умер " из жалости к человеку", сопровождается утверждением невозможности и абсурдности жизни без бога.

         Экзистенциализм, будучи попыткой осмысления социальных потрясений, постигших европейскую цивилизацию в первой половине ХХ-го века, обратился к проблеме кризисных ситуаций, критических обстоятельств, в которых оказывается человек.

        Бытие ими представляется как некоторая непосредственная нерасчлененная целостность субъекта и объекта, человека и мира. В качестве подлинного бытия, начального бытия выделяется само переживание, а именно - переживание человеком своего “бытия-в-мире”.

       При этом бытие понимается как непосредственно данное человеческое существование, как экзистенция, которая непознаваема ни научными, ни рационалистически-философскими средствами.

       Представление о смерти как непереходимой границе всяких человеческих начинаний занимает у экзистенциалистов почти такое же место, как в религии. Человек не должен устраняться от сознания своей смертности, конечности, напротив, нужно высоко ценить все то, что напоминает ему о суете мирской.

       Гносеология экзистенциализма не что иное, как бунт против крайностей рационалистического познания. Наука, считают они, не в состоянии решать мировоззренческие, гуманистические проблемы. Истина, по их мнению, не гносеологическая категория, а нравственно-социальная. Самым надежным свидетелем истины оказывается индивидуальная субъективность сознания, которая выражается в настроениях, переживаниях, эмоциях личности.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Французский экзистенциализм 

      Жан Поль Сартр. является основным представителем того варианта французского экзистенциализма, который часто называют радикальным атеистическим. Бытие, по Сартру, в человеческой реальности проявляется через три формы: “бытие-в-себе”, “бытие-для-себя” и “бытие-для-другого”. Это три стороны единой человеческой реальности, разделяемые лишь в абстракции. Миру как “бытию-в-себе” противостоит человек в качестве чистого “бытия-для-себя”. “Бытие-для-себя” - непосредственная жизнь самосознания и есть чистое “ничто” по сравнению с миром. Оно может существовать только как отталкивание, отрицание, “отверстие” в бытии как таковом.“Бытие-для-другого” обнаруживает конфликтность межличностных отношений. Для философии Сартра, как и экзистенциализма вообще, характерен отказ от традиционного, рационалистического понимания соотношения сущности и существования. Основная идея экзистенциализма - существование предшествует сущности - выражена Сартром, в частности, следующим образом: "Сознание есть бытие, существование которого полагает сущность".        Свобода, по Сартру, отнюдь не основывается на познании объективной необходимости. Свобода ставит человека вне закономерности и причинной зависимости. Свобода не терпит ни причины, ни основания. Свобода не определяется возможностью человека действовать в соответствии с тем, каков он есть, ибо сама его свобода есть выбор своего бытия, человек таков, каким он себя свободно выбирает.  
     Свобода, по Сартру, предполагает независимость по отношению к прошлому, отрицание его, разрыв с ним. "Свобода, - пишет Сартр, - это человеческое существо, выводящее свое прошлое из игры..." Свобода, как ее понимает Сартр, есть разрыв каузальной зависимости, причинной обусловленности, она, по выражению Сартра, образует "дыру в бытии".  
     В основе нравственности, как ее понимает Сартр, лежит свободное волеизъявление личности. Человек, по Сартру, - единственный источник, критерий и цель нравственности. Не общество, не человек вообще, а каждый отдельный человек, "Я". При этом речь идет не только о личной нравственной ответственности, но о личности как мере нравственности.

     Стоит еще сказать об отношении Сартра к Богу и религии. Выступая против философского рационализма, он свою позицию называет последовательно атеистической и видит одну из задач своей философии в критике непоследовательного атеизма. Такой атеизм, нападая на религию, сам оказывается во внутренней зависимости от нее. Это происходит по причине веры в разумность самого бытия. Отрицание личного Бога христианства здесь оборачивается утверждением Бога в качестве структуры и смысла этого посюстороннего мира. Такая установка находит завершение в отождествлении Бога и природы. Отвергая веру в Бога, Сартр в основу своей этической концепции закладывает все ту же абсолютную свободу личности. Стало быть человек - единственный источник, критерий и цель нравственности.

        

        Особенностью философии А. Камю (1913-1960) является то, что у него нет

систематизированного и всеохватывающего философского учения,  он  занимается  почти исключительно этическими проблемами. Первая  из  них  -  смысл  жизни.

Для Камю речь идет  о том, является ли жизнь просто биологической данностью или в ней  реализуются собственно человеческие ценности, придающие ей смысл.

      Стремясь разобраться в смысле своей жизни, человек,  по  мнению  Камю, обращается  за  подсказкой  прежде  всего  к  окружающему   миру.   Но   чем пристальнее он вглядывается  в  природу,  тем  более  осознает  ее  глубокое отличие от себя и ее  равнодушие  к  своим  заботам.  Подобно  Сартру,  Камю истолковывает этот факт как «изначальную враждебность мира».

      Если мир «обесчеловечен», то, утверждает Камю, «люди  также  порождают бесчеловечное». Не понимающие как самих себя, так и других,  люди  разобщены и  одиноки,  в  отношениях  между  ними  царит   жестокая   бессмысленность.

      Многочисленные фактические проявления подобных отношений приобретают у  Камю

характер универсальности. Логическое обоснование этого  экзистенциалистского тезиса подменено у Камю чисто эмпирическим  перечислением  и  классификацией фактов  жестокости,  иррациональности  в  человеческих  отношениях  или   же художественным   изображением   этих   фактов.

        «Абсурд»  является  одной   из фундаментальных категорий философии Камю. «Я провозглашаю, что я ни  во  что не верю и что все абсурдно, но я не могу сомневаться в своем возгласе,  и  я должен по меньшей мере верить в свой протест»

      Абсурд Камю направлен и против разума, и  против  веры.  В  бога  люди верят или прибегают к нему в надежде  спастись  от  отчаяния  и  абсурдности мира. Но для верующих сам «абсурд» стал богом. Иллюзии на  спасение  в  боге бессмысленны, как и бессмысленны ужасы «страшного суда». Ведь все  настоящее для людей есть каждодневный страшный  суд.  Нельзя  верить  и  в  разум  как божественный, так и в человеческий, поскольку разум предполагает  логичность

мыслей и действий, а в жизни все  протекает  бессмысленно  и  нерационально. Все реальное чуждо сознанию, случайно, а значит,  абсурдно.  Абсурд  и  есть реальность.

      Осознание  бессмысленности  своего  существования,  превращающее  наше сознание  в  «несчастное  сознание»,  превращает  смысл  жизни  в  следующую дилемму: либо осознать абсурдность мира  и  на  что-то  все-таки  надеяться, либо покончить жизнь самоубийством. Камю  избирает  первый  путь.  Тот,  кто понял, что этот мир абсурден, обретает  свободу.  А  обрести  свободу  можно лишь восстав против всемирного абсурда, бунтуя против него. Бунт и  свобода,

по мысли Камю, нераздельны. Именно свобода, выражающаяся  в  бунте,  придает смысл человеческой жизни.

      Провозглашая необходимость борьбы человека с  иррациональностью  мира, Камю в то же время  подчеркивает,  что  она  не  может  привести  к  успеху. Таким образом, начав свои размышления  о  человеке  целым  рядом  пессимистических констатаций, Камю, в конечном итоге, приходит к  своеобразному  трагическому оптимизму,   утверждая,   что   даже   безнадежная   борьба    человека    с бесчеловечностью является источником высшей радости и счастья. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Русский экзистенциализм 

        Бердяев занимался вопросами социального развития и смысла человеческой жизни. Человек, по Бердяеву, принадлежит к двум мирам, Это «мир» -- мировая данность, эмпирические условия жизни человека, где царствует вражда, разорванность, рабство и мир подлинный - идеальное бытие, где царствует любовь и свобода. Задача человека - освободить свой дух из этого плена, «выйти из рабства в свободу, из вражды «мира» в космическую любовь». Это возможно лишь благодаря творчеству, способностью к которому одарен человек, поскольку природа человека есть образ и подобие Бога-творца. 
        Творчество предполагает самоотречение человека, и все плохие качества направляются в положительное русло. Первичный акт творчества - возникновение идеи в глубине сознания, а далее искусство воплощается в жизнь. Бердяев называл это социализацией гения. Каждый человек - гений, поэтому деление людей неправильно, т. к. отрицает индивидуальность, которая не зависит от социальных наслоений.

       Большое внимание Бердяев уделяет взаимосвязи свободы и совести. Совесть дается человеку от Бога. У человека всегда конфликт между любовью к личности и любовью к идее - Богу, но никогда не нужно жертвовать любовью к ближнему.

        В творчестве писателя проявляется интерес к государству, революции и войнам. Революцию связывал с жестокостью и насилием. Она происходит сначала в душах людей, а потом выплескивается в общество. Революция может дать много положительного для жизни людей, но она отрицает ценность личности, свободы и ведет к замене одной идеологии на другую, иногда даже более страшную.

        Бердяев понимал историю как духовный процесс. Внимательно изучал понятие «особенность русской души», совмещающее в себе восточный и западный элементы, а так же православный аскетизм. Русская душа во многом языческая и необъятная. Писатель не согласен с мнением западных мыслителей, что русские люди консервативные и косные. Бердяев не примкнул ни к западникам, ни к славянофилам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Источники информации 

    Большая Советская Энциклопедия

    Ж.-П. Сартр «Экзистенциализм -- это гуманизм»

    Георг Лукач Экзистенциализм

    ru.wikipedia.org

Информация о работе Экзистенциализм