Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 02:35, реферат
Экзистенциализм (лат. exsistentia - существование) или философия существования - самое влиятельное иррационалистическое направление в западной философии ХХ-го века. Возникает в своей ранней форме накануне 1-й мировой войны в России.
Введение 3
Французский экзистенциализм 5
Русский экзистенциализм 9
Источники информации 11
Министерство образования Российской Федерации
МОУ СОШ
с. Дмитряшевка Хлевенского р-на Липецкой
области
Дмитряшевка
2009 г.
Содержание
Введение 3
Французский экзистенциализм 5
Русский экзистенциализм 9
Источники
информации 11
Введение
Экзистенциализм (лат. exsistentia - существование) или философия существования - самое влиятельное иррационалистическое направление в западной философии ХХ-го века. Возникает в своей ранней форме накануне 1-й мировой войны в России. Среди первых представителей принято считать русских философов Льва Шестова и Николая Бердяева, хотя основное развитие это течение получило после 1--ой мировой войны в трудах немецких мыслителей Мартина Хайдеггера и Карла Ясперса и в период второй мировой во Франции Альбера Камю, Жана Поля Сартра и Симоны де Бовуар. В то же время своими предшественниками экзистенциалисты считают Паскаля, Достоевского и Ницше.
В центр внимания экзистенциалисты ставили смысложизненные вопросы (вины и ответственности, решения и выбора, отношения человека к своему призванию и к смерти), человеческое существование, судьба личности в современном мире, вера и неверие, утрата и обретение смысла жизни, близкая любому художнику, писателю, поэту, с одной стороны, делает это направление популярным среди художественной интеллигенции (Э. Хемингуэй, А. Сент-- Экзюпери), а с другой -- побуждает самих экзистенциалистов обращаться к языку искусства (Сартр, Камю ).
Экзистенциализм тесно соприкасается с религиозным восприятием мира, причем это в равной степени относится как к религиозному направлению экзистенциализма (Ясперс, Бердяев, Шестов), так и к атеистическому (Хайдеггер, Сартр, Камю), поскольку важный мотив экзистенциалистского творчества -- признание того, что бог умер " из жалости к человеку", сопровождается утверждением невозможности и абсурдности жизни без бога.
Экзистенциализм, будучи попыткой осмысления социальных потрясений, постигших европейскую цивилизацию в первой половине ХХ-го века, обратился к проблеме кризисных ситуаций, критических обстоятельств, в которых оказывается человек.
Бытие ими представляется как некоторая непосредственная нерасчлененная целостность субъекта и объекта, человека и мира. В качестве подлинного бытия, начального бытия выделяется само переживание, а именно - переживание человеком своего “бытия-в-мире”.
При этом бытие понимается как непосредственно данное человеческое существование, как экзистенция, которая непознаваема ни научными, ни рационалистически-философскими средствами.
Представление о смерти как непереходимой границе всяких человеческих начинаний занимает у экзистенциалистов почти такое же место, как в религии. Человек не должен устраняться от сознания своей смертности, конечности, напротив, нужно высоко ценить все то, что напоминает ему о суете мирской.
Гносеология экзистенциализма не что иное, как бунт против крайностей рационалистического познания. Наука, считают они, не в состоянии решать мировоззренческие, гуманистические проблемы. Истина, по их мнению, не гносеологическая категория, а нравственно-социальная. Самым надежным свидетелем истины оказывается индивидуальная субъективность сознания, которая выражается в настроениях, переживаниях, эмоциях личности.
Французский
экзистенциализм
Жан Поль Сартр. является основным представителем
того варианта французского экзистенциализма,
который часто называют радикальным атеистическим.
Бытие, по Сартру, в человеческой реальности
проявляется через три формы: “бытие-в-себе”,
“бытие-для-себя” и “бытие-для-другого”.
Это три стороны единой человеческой реальности,
разделяемые лишь в абстракции. Миру как
“бытию-в-себе” противостоит человек
в качестве чистого “бытия-для-себя”.
“Бытие-для-себя” - непосредственная
жизнь самосознания и есть чистое “ничто”
по сравнению с миром. Оно может существовать
только как отталкивание, отрицание, “отверстие”
в бытии как таковом.“Бытие-для-другого”
обнаруживает конфликтность межличностных
отношений. Для философии Сартра,
как и экзистенциализма вообще, характерен
отказ от традиционного, рационалистического
понимания соотношения сущности и существования.
Основная идея экзистенциализма - существование
предшествует сущности - выражена Сартром,
в частности, следующим образом: "Сознание
есть бытие, существование которого полагает
сущность". Свобода, по Сартру,
отнюдь не основывается на познании объективной
необходимости. Свобода ставит человека
вне закономерности и причинной зависимости.
Свобода не терпит ни причины, ни основания.
Свобода не определяется возможностью
человека действовать в соответствии
с тем, каков он есть, ибо сама его свобода
есть выбор своего бытия, человек таков,
каким он себя свободно выбирает.
Свобода, по Сартру, предполагает независимость
по отношению к прошлому, отрицание его,
разрыв с ним. "Свобода, - пишет Сартр,
- это человеческое существо, выводящее
свое прошлое из игры..." Свобода, как
ее понимает Сартр, есть разрыв каузальной
зависимости, причинной обусловленности,
она, по выражению Сартра, образует "дыру
в бытии".
В основе нравственности, как ее понимает
Сартр, лежит свободное волеизъявление
личности. Человек, по Сартру, - единственный
источник, критерий и цель нравственности.
Не общество, не человек вообще, а каждый
отдельный человек, "Я". При этом речь
идет не только о личной нравственной
ответственности, но о личности как мере
нравственности.
Стоит еще сказать об отношении Сартра к Богу и религии. Выступая против философского рационализма, он свою позицию называет последовательно атеистической и видит одну из задач своей философии в критике непоследовательного атеизма. Такой атеизм, нападая на религию, сам оказывается во внутренней зависимости от нее. Это происходит по причине веры в разумность самого бытия. Отрицание личного Бога христианства здесь оборачивается утверждением Бога в качестве структуры и смысла этого посюстороннего мира. Такая установка находит завершение в отождествлении Бога и природы. Отвергая веру в Бога, Сартр в основу своей этической концепции закладывает все ту же абсолютную свободу личности. Стало быть человек - единственный источник, критерий и цель нравственности.
Особенностью философии А. Камю (1913-1960) является то, что у него нет
систематизированного и всеохватывающего философского учения, он занимается почти исключительно этическими проблемами. Первая из них - смысл жизни.
Для Камю речь идет о том, является ли жизнь просто биологической данностью или в ней реализуются собственно человеческие ценности, придающие ей смысл.
Стремясь разобраться в смысле своей жизни, человек, по мнению Камю, обращается за подсказкой прежде всего к окружающему миру. Но чем пристальнее он вглядывается в природу, тем более осознает ее глубокое отличие от себя и ее равнодушие к своим заботам. Подобно Сартру, Камю истолковывает этот факт как «изначальную враждебность мира».
Если мир «обесчеловечен», то, утверждает Камю, «люди также порождают бесчеловечное». Не понимающие как самих себя, так и других, люди разобщены и одиноки, в отношениях между ними царит жестокая бессмысленность.
Многочисленные фактические проявления подобных отношений приобретают у Камю
характер универсальности. Логическое обоснование этого экзистенциалистского тезиса подменено у Камю чисто эмпирическим перечислением и классификацией фактов жестокости, иррациональности в человеческих отношениях или же художественным изображением этих фактов.
«Абсурд» является одной из фундаментальных категорий философии Камю. «Я провозглашаю, что я ни во что не верю и что все абсурдно, но я не могу сомневаться в своем возгласе, и я должен по меньшей мере верить в свой протест»
Абсурд Камю направлен и против разума, и против веры. В бога люди верят или прибегают к нему в надежде спастись от отчаяния и абсурдности мира. Но для верующих сам «абсурд» стал богом. Иллюзии на спасение в боге бессмысленны, как и бессмысленны ужасы «страшного суда». Ведь все настоящее для людей есть каждодневный страшный суд. Нельзя верить и в разум как божественный, так и в человеческий, поскольку разум предполагает логичность
мыслей и действий, а в жизни все протекает бессмысленно и нерационально. Все реальное чуждо сознанию, случайно, а значит, абсурдно. Абсурд и есть реальность.
Осознание бессмысленности своего существования, превращающее наше сознание в «несчастное сознание», превращает смысл жизни в следующую дилемму: либо осознать абсурдность мира и на что-то все-таки надеяться, либо покончить жизнь самоубийством. Камю избирает первый путь. Тот, кто понял, что этот мир абсурден, обретает свободу. А обрести свободу можно лишь восстав против всемирного абсурда, бунтуя против него. Бунт и свобода,
по мысли Камю, нераздельны. Именно свобода, выражающаяся в бунте, придает смысл человеческой жизни.
Провозглашая необходимость борьбы человека
с иррациональностью мира, Камю
в то же время подчеркивает, что
она не может привести к
успеху. Таким образом, начав свои размышления
о человеке целым рядом пессимистических
констатаций, Камю, в конечном итоге, приходит
к своеобразному трагическому оптимизму,
утверждая, что даже
безнадежная борьба человека
с бесчеловечностью является источником
высшей радости и счастья.
Русский
экзистенциализм
Бердяев занимался вопросами социального
развития и смысла человеческой жизни.
Человек, по Бердяеву, принадлежит к двум
мирам, Это «мир» -- мировая данность, эмпирические
условия жизни человека, где царствует
вражда, разорванность, рабство и мир подлинный
- идеальное бытие, где царствует любовь
и свобода. Задача человека - освободить
свой дух из этого плена, «выйти из рабства
в свободу, из вражды «мира» в космическую
любовь». Это возможно лишь благодаря
творчеству, способностью к которому одарен
человек, поскольку природа человека есть
образ и подобие Бога-творца.
Творчество предполагает
самоотречение человека, и все плохие
качества направляются в положительное
русло. Первичный акт творчества - возникновение
идеи в глубине сознания, а далее искусство
воплощается в жизнь. Бердяев называл
это социализацией гения. Каждый человек
- гений, поэтому деление людей неправильно,
т. к. отрицает индивидуальность, которая
не зависит от социальных наслоений.
Большое внимание Бердяев уделяет взаимосвязи свободы и совести. Совесть дается человеку от Бога. У человека всегда конфликт между любовью к личности и любовью к идее - Богу, но никогда не нужно жертвовать любовью к ближнему.
В творчестве писателя проявляется интерес к государству, революции и войнам. Революцию связывал с жестокостью и насилием. Она происходит сначала в душах людей, а потом выплескивается в общество. Революция может дать много положительного для жизни людей, но она отрицает ценность личности, свободы и ведет к замене одной идеологии на другую, иногда даже более страшную.
Бердяев понимал историю как духовный
процесс. Внимательно изучал понятие «особенность
русской души», совмещающее в себе восточный
и западный элементы, а так же православный
аскетизм. Русская душа во многом языческая
и необъятная. Писатель не согласен с мнением
западных мыслителей, что русские люди
консервативные и косные. Бердяев не примкнул
ни к западникам, ни к славянофилам.
Источники
информации
Большая Советская Энциклопедия
Ж.-П. Сартр «Экзистенциализм -- это гуманизм»
Георг Лукач Экзистенциализм
ru.wikipedia.org