Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 23:56, доклад
Экзистенциализм (лат. exsistentia – существование) или философия существования – самое влиятельное иррационалистическое направление в западной философии ХХ-го века.
Возникает экзистенциализм в своей ранней форме накануне 1-й мировой войны в России (Лев Шестов, Николай Бердяев), после войны – в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс) и в период 2-й мировой войны во Франции (Ж. П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель и др.). Все названные мыслители ныне считаются классиками философии ХХ-го столетия.
1.Введение -------------------------------------------------------------------------стр2
2.Философский экзистенциализм. Общая характеристика экзистенциализма.
--------------------------------------------------------------------------------------стр3-5
3. Немецкий экзсистенциализм (К.Ясперс, М.Хайдеггер)-----------------стр5-8
4. Экзистенциалистическая философия во Франции (Ж.П.Сартр, А.Камю, Г.Марсель)-------------------------------------------------------------------------стр9-14
5. Заключение---------------------------------------------------------------------стр14-17
6. Список литературы---------------------------------------------------------------стр18
Содержание.
1.Введение ------------------------------
2.Философский
экзистенциализм. Общая
------------------------------
3. Немецкий
экзсистенциализм (К.Ясперс, М.Хайдеггер)-----------------
4. Экзистенциалистическая
философия во Франции (Ж.П.
5. Заключение--------------------
6. Список
литературы--------------------
Введение.
Экзистенциализм
(лат. exsistentia – существование) или
философия существования –
Возникает экзистенциализм в своей ранней форме накануне 1-й мировой войны в России (Лев Шестов, Николай Бердяев), после войны – в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс) и в период 2-й мировой войны во Франции (Ж. П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель и др.). Все названные мыслители ныне считаются классиками философии ХХ-го столетия.
Своими
предшественниками они считали
Киркегора, Достоевского, Ницше, Гуссерля.
В центр внимания экзистенциалисты
решительно ставили индивидуальные
смысложизненные вопросы (вины и
ответственности решения и
Они отказываются от рационалистического, теоретически развитого знания и обнаруживают стремление вслушаться, проникнуть в меняющиеся исторические переживания человека, личности, существующей здесь и теперь.
Экзистенциализм, будучи попыткой осмысления социальных потрясений, постигших европейскую цивилизацию в первой половине ХХ-го века, обратился к проблеме кризисных ситуаций, критических обстоятельств, в которых оказывается человек.
Бытие ими представляется как некоторая непосредственная нерасчлененная целостность субъекта и объекта, человека и мира. В качестве подлинного бытия, начального бытия выделяется само переживание, а именно – переживание человеком своего “бытия-в-мире”.
При этом бытие понимается как непосредственно данное человеческое существование, как экзистенция, которая непознаваема ни научными, ни рационалистически-философскими средствами.
Экзистенция направлена на другое, а не на самое себя. И только в моменты глубочайших потрясений, в условиях “пограничной ситуации” (перед лицом смерти) человек может прозреть, постичь экзистенцию как стержень своего существа.
Экзистенция конечна, т.е. она сама есть временность, точкой отсчета которой является смерть. Представление о смерти как непереходимой границе всяких человеческих начинаний занимает у экзистенциалистов почти такое же место, как в религии (кстати говоря, различают экзистенциализм религиозный - Ясперс, Марсель, Бердяев, Шестов - и атеистический - Сартр, Камю, Мерло-Понти). Человек не должен устраняться от сознания своей смертности, конечности, напротив, нужно высоко ценить все то, что напоминает ему о суете мирской.
Гносеология
экзистенциализма не что иное, как бунт
против крайностей рационалистического
познания. Наука, считают они, не в состоянии
решать мировоззренческие, гуманистические
проблемы. Истина, по их мнению, не гносеологическая
категория, а нравственно-социальная.
Самым надежным свидетелем истины оказывается
индивидуальная субъективность сознания,
которая выражается в настроениях, переживаниях,
эмоциях личности. В них всегда есть нечто
общее всем людям и выражающее самую суть
положения человека в мире.
ФИЛОСОФСКИЙ
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ.
Философия существования или экзистенциализм ( от позднелат.exixtentia – существование) выступила в XX в. Эта философия возникает как антропологическая по своей направленности. Ее центральной философской проблемой является проблема человека, его существования в мире. В одной из самых распространенных и влиятельных социальных концепций. Процесс возникновения и оформления растянулся на несколько десятилетий. Это были 20-е – 50-е годы ХХ в.
Теоретические истоки экзистенциализма весьма обширны и уходят вглубь XIX в. К ним относятся: религиозно - мистическое учение датского философа С. Кьеркегора (1813-1855), иррационализм и нигилизм немецкого мыслителя Ф. Ницше (1844-1900), интуитивизм французского идеалиста А. Бергсона (1859-1941), феноменологические концепции.
Близки к экзистенциализму были и позиции выдающегося испанского философа и писателя Х. Ортеги-и-Гассета (1883-1955). В самом экзистенциализме выделяются две ветви: религиозная, которую за рубежом представляли К. Ясперс, Г. Марсель, М. Бубер (в России Н. Бердяев, Л. Шестов), и атеистическая – М. Хайдеггер. Ж.-П.Сартр, А. Камю. Обе эти ветви различаются по ряду позиций. В то же время экзистенциализм в целом как современное западное философское течение содержит ряд принципиальных общих черт.
Философия
экзистенциализма в качестве своего
основного понятия оперирует
экзистенцией, или человеческим существованием.
Главные свойства, или модусы, этого существования:
страх, совесть, забота, отчаяние, неустроенность,
одиночество и др. Человек осознает свою
сущность не в обычной, будничной обстановке,
а в особых пограничных ситуациях (война
и другие бедствия). Только тогда, прозревая,
он ощущает свою ответственность за все
то, что происходит в окружающем его мире.
Согласно экзистенциализму, задача философии
- заниматься не столько науками в их классическом
рационалистическом выражении, сколько
вопросами сугубо индивидуально-человеческого
бытия. Человек помимо своей воли заброшен
в этот мир, в свою судьбу и живет в чужом
для себя мире.
Экзистенциализм
поставил очень важные вопросы, которые
всегда волнуют людей: "Для чего
живет человек? В чем смысл
его жизни? Каков выбор им своего жизненного
пути? Согласно экзистенциализму, задача
философии - заниматься не столько науками
в их классическом рационалистическом
выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого-
Экзистенциализм возникает в 20 веке, в
период общей беспокойности и войн (немецкий
- в первую мировую войну, французский
- во вторую мировую войну), и отражает
самочувствия человека, поставленного
между жизнью и смертью,бытием и небытием.
Если говорить о истории возникновения
экзистенциализма, о философских идеях
и размышлениях, положенных в основу экзистенциализма,
то можно сказать, что первым представителем
данного направления и философской антропологии
можно считать Сократа. Он совершил поворот
в развитии философии, впервые поставив
в центр своего философствования человека,
его сущность, внутренние противоречия
его души. Благодаря этому познание переходит
от философского сомнения "я знаю, что
я ничего не знаю" к рождению истины
посредством самопознания. Сократ возвел
в философский принцип знаменитое изречение
дельфийского оракула "Познай самого
себя!"
Философы-экзистенциалисты часто прибегали
к изложению своих идей в собственно-литературной
форме (романы, эссе, пьесы), хотя им не
была чужда и определённая философская
методология - так, все они в большей или
меньшей степени опираются на феноменологию
Э.Гуссерля.
Экзистенциализм отталкивается от наиболее типичных форм радикального разочарования в истории, которые приводят к истолкованию современного общества как периода кризиса цивилизации, кризиса разума и кризиса гуманности. Но экзистенциализм не выступает в качестве защитника и оправдателя этого кризиса. Напротив, он протестует против капитуляции личности перед этим кризисом. Экзистенциалисты считают, что катастрофические события новейшей истории обнаружили неустойчивость, хрупкость не только индивидуального, но и всякого человеческого бытия. Индивиду, чтобы устоять в этом мире, необходимо прежде всего разобраться со своим собственным внутренним миром, оценить свои возможности и способности.
Преимущественным
объектом философского осмысления в
экзистенциализме выступает бытие
индивидуальности, смысл, знания, ценности,
образующие "жизненный мир" личности.
Жизненный мир - это не фрагмент предметного
материального мира, а мир духовности,
субъективности. Одна из главных установок
экзистенциализма - это противопоставление
социального и индивидуального бытия,
радикальной разорванности этих двух
сфер человеческого бытия. Человек не
определяется никакой сущностью: ни природой,
ни обществом, ни собственной сущностью
человека. Имеет значение только его существование.
Основная установка экзистенциализма
- существование предшествует сущности,
т.е. человек сначала существует, появляется
в мире, действует в нем, а уж потом определяется
как личность. По экзистенциализму, человек
- это временное, конечное существо, предназначенное
к смерти. Представление о смерти как самоочевидной,
абсолютной границе любых человеческих
начинаний занимает в экзистенциализме
такое же место, как и религия, хотя большинство
представителей этой философии не предлагают
человеку никакой потусторонней перспективы.
Экзистенциалисты считают, что человек
не должен убегать от сознания своей смертности,
а потому высоко ценить все то, что напоминает
индивиду о суетности его практических
начинаний. Этот мотив ярко выражен в экзистенциалистском
учении о "пограничных ситуациях"
- предельных жизненных обстоятельствах,
в которые постоянно попадает человеческая
личность. И главная "пограничная ситуация"
- это ситуация перед лицом смерти, "ничто",
"быть или не быть" - в секулярной
разновидности экзистенциализма или перед
миром трансценденции - Бога - в религиозной
разновидности экзистенциализма.
2.Немецкий
экзистенциализм
( К.Ясперс, М. Хайдеггер)
В Германии, где экзистенциализм стал развиваться после Первой мировой войны 1914-1918 гг., крупным представителем этого течения был Карл Ясперс (1883-1969). По образованию медик, написал специальные работы «Всеобщая психопатология», «Психология мировоззрений». В 1937г. За свои демократические убеждения был удален фашистами из Гейдельберского университета, где занимал должность профессора. Основные философские труды мыслителя: трехтомник «Философия»; написанные в 30-е годы «Разум и экзистенция», «Ницше», «Декарт и философия», «Экзистенциальная философия», и др.
Ясперс рассматривал ставшую уже традиционной, но и поныне актуальную проблему соотношения научной деятельности, способствует преодолению в ней узости, доктринерства и догматизма. Философия устанавливает истину, а не пресловутую «научную точность». Наука питает философию результатами своих исследований, данными опыта и теоретическими открытиями. К особенностям научного знания, отличного от философского, было отнесено то, что наука познает не само бытие, а отдельные вещи; наука не обладает способностью направлять жизнь, устанавливать ценности и решать проблемы человека; экзистенция науки основана на импульсах, а не на поисках собственного смысла.
Поисками смыслов, прояснением экзистенции занимается именно философия. Она позволяет преодолеть ограниченность анонимного научного рационализма, игнорирующего мораль и религию, и иррационализма, который ориентируется на чувства и опьянен витальностью. Даже науки о человеке, например, психология изучают его наряду с другими предметами, выводя экзистенцию «за скобки». Философская истина укоренена в индивиде, единичной экзистенции. Человек уникален и истина уникальна: Я - моя истина.
Проясняя экзистенцию, философия, по Ясперсу, одновременно устанвливает ее историчность. Все имеет свое начало, свой подъем и конец. Ничто не вечно, все истощается и угасает, экзистенция – тоже. Человечество в целом есть жизненный процесс. И оно « растет, достигает расцвета, стареет и умирает… Из аморфного материала, близкого к природе человечества, формируются культуры как исторические образования, которым свойственны закономерность развития, жизненные фазы, начало и конец». Ничто не может оставаться самим собой. Об этом свидетельствует все сущее: разорванное бытие, господство раздора, повсеместность противоречий, сама экзистенциальная структура человека, который не способен реализовать свою собственную сущность совершенным образом.
Человека,
по Ясперсу, надо понять как экзистенцию.
Это центральное понятие