Философский экзистенциализм

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 23:56, доклад

Краткое описание

Экзистенциализм (лат. exsistentia – существование) или философия существования – самое влиятельное иррационалистическое направление в западной философии ХХ-го века.

Возникает экзистенциализм в своей ранней форме накануне 1-й мировой войны в России (Лев Шестов, Николай Бердяев), после войны – в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс) и в период 2-й мировой войны во Франции (Ж. П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель и др.). Все названные мыслители ныне считаются классиками философии ХХ-го столетия.

Оглавление

1.Введение -------------------------------------------------------------------------стр2

2.Философский экзистенциализм. Общая характеристика экзистенциализма.

--------------------------------------------------------------------------------------стр3-5



3. Немецкий экзсистенциализм (К.Ясперс, М.Хайдеггер)-----------------стр5-8

4. Экзистенциалистическая философия во Франции (Ж.П.Сартр, А.Камю, Г.Марсель)-------------------------------------------------------------------------стр9-14

5. Заключение---------------------------------------------------------------------стр14-17

6. Список литературы---------------------------------------------------------------стр18

Файлы: 1 файл

Фил.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

     Пограничные ситуации ставят человека перед необходимостью выбора. Человек постоянно должен выбирать ту или иную форму своего поведения, ориентироваться на те или иные ценности и идеалы. Для религиозного экзистенциализма главный момент выбора "за" или "против" Бога. "За" - значит, путь веры, любви, смирения. В результате человека ждет бесконечное блаженство. "Против" - означает отречение от Бога, чреватое божественной карой. В секулярной разновидности экзистенциализма главный момент выбора связан с формой самореализации личности. Это самореализация определяется фактом случайности человеческого бытия, его заброшенностью в этот мир. Заброшенность означает, что человек никем не создан, не сотворен. Он появляется в мире по воле случая, и ему не на что опереться.

     Способность человека творить самого себя и мир  других людей, выбирать образ будущего мира является следствием фундаментальной характеристики человеческого существования - его свободы. Человек - это свобода. Экзистенциалисты подчеркивают, что человек свободен совершенно независимо от реальных возможностей осуществления его целей. Свобода человека сохраняется в любой обстановке и выражается в возможности выбирать, делать выбор. Речь идет не о выборе возможностей для действия, а выражении своего отношения к данной ситуации. Таким образом, свобода в экзистенциализме - это прежде всего свобода сознания, свобода выбора духовно-нравственной позиции индивида. Следует признать сильную сторону в постановке проблемы свободы в экзистенциализме. Она заключается в стремлении подчеркнуть, что деятельность людей направляется прежде всего не внешними обстоятельствами, а внутренними побуждениями, что каждый человек в тех или иных обстоятельствах мысленно реагирует не одинаково. От каждого человека зависит очень многое и не надо в случае отрицательного развития событий ссылаться на обстоятельства. Люди обладают значительной свободой в определении целей своей деятельности, в каждый конкретно-исторический момент существует не одна, а несколько. В наличии реальных возможностей развития события не менее важно и то, что люди свободны в выборе средств, для достижения поставленных целей. А цели и средства, воплощенные в действия, уже создают определенную ситуацию, которая сама начинает оказывать влияние. Слабость экзистенциалистского подхода состоит в неумении или нежелании увязать субъективные цели и намерения людей, субъективную позицию с внешними историческими детерминантами, с тем фактом, что каждый человек, рождаясь на свет, застает готовыми, сложившимися определенный уровень материальной и духовной культуры, систему социальных институтов... Он включен в это и ему приходится действовать в тех рамках, которые они диктуют. Со свободой теснейшим образом связана и ответственность человека. Без свободы нет и ответственности.

     Если  человек не свободен, если человек  в своих действиях постоянно  детерминирован, предопределен какими-либо духовными или материальными  факторами, то он, по экзистенциализму, не отвечает за свои действия. Но если человек поступает свободно, если существует свобода воли, выбора и средств их осуществления, значит он в ответе и за последствия своих действий. 

     Учение  экзистенциализма носит ярко выраженный нравственно-этический характер, мобилизует людей на формирование активной жизненной  позиции. С уходом из жизни основных представителей этого течения влияние экзистенциализма ослабло. Но его основные идеи были освоены другими направлениями современной философии. 
 
 
 
 

                Список использованной литературы: 

     
  1. Введение  в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. /Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1990.
  2. Габитова Р.М. Человек и общество в немецком экзистенциализме. М., 1972.
  3. Гайденко П.П. Философия культуры Карла Ясперса. // Вопросы философии, 1972, № 9.
  4. История философии. Учебник для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону: "Феникс", 2001 - 576.
  5. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М., 1990.
  6. Миголатьев А.А. Философия. М., 2001.
  7. Молчанов В.И. Время и сознание. Критика феноменологической философии. М., 1988.
  8. Сартр Ж.П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989.
  9. Сартр Ж.П. Стена. М., 1992.
  10. Типсина А.Н. Немецкий экзистенциализм и религия. Л., 1990.
  11. Философия М.Хайдеггера и современность. М., 1991.
  12. Хрестоматия по философии. Ростов-на-Дону, 1997
  13. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.
  14. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

Информация о работе Философский экзистенциализм