Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 23:56, доклад
Экзистенциализм (лат. exsistentia – существование) или философия существования – самое влиятельное иррационалистическое направление в западной философии ХХ-го века.
Возникает экзистенциализм в своей ранней форме накануне 1-й мировой войны в России (Лев Шестов, Николай Бердяев), после войны – в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс) и в период 2-й мировой войны во Франции (Ж. П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель и др.). Все названные мыслители ныне считаются классиками философии ХХ-го столетия.
1.Введение -------------------------------------------------------------------------стр2
2.Философский экзистенциализм. Общая характеристика экзистенциализма.
--------------------------------------------------------------------------------------стр3-5
3. Немецкий экзсистенциализм (К.Ясперс, М.Хайдеггер)-----------------стр5-8
4. Экзистенциалистическая философия во Франции (Ж.П.Сартр, А.Камю, Г.Марсель)-------------------------------------------------------------------------стр9-14
5. Заключение---------------------------------------------------------------------стр14-17
6. Список литературы---------------------------------------------------------------стр18
Уже
осенью 1940 г. В Лионе, когда началась
работа над первым крупным философским
трудом, Камю изложил свое понимание
человеческого бытия таким
«Сам по себе мир просто неразумен, и это все, что о нем можно сказать». Абсурд в равной степени зависит от человека и от мира. Пока что это единственная связь между ними. Он скрепляет их так прочно, как умеет приковывать одно живое существо к другому только ненависть. И в этом состоянии абсурда нужно жить. Критически отнесясь к тезису С. Къеркегора о том, что от человека от пустоты и отчаяния спасает сознание, Камю негативно высказывался и о самой философии существования, как она сложилась к началу 40-х гг. «Я решусь назвать экзистенцинальный подход философским самоубийством». Это движение мысли, которым она «отрицает самое себя и стремится преодолеть себя с помощью того, что ее отрицает. Отрицание и есть бог экзистенциализма. Точнее единственной опорой этого бога является отрицание человеческого разума».
Человек разучился надеяться. Ад настоящего сделался наконец его царством. Завтрашнего дня нет. И отныне «это стало основанием моей свободы…. Исходная тема экзистенциональной философии сохраняет всю свою значимость. Пробуждение сознания, бегство от сновидений повседневности – таковы первые ступени абсурдной свободы».
Если в данной работе Камо все экзистенциальные проблемы (как он их понимал) развивал вокруг идей самоубийства, абсурда и обусловленного этим поведения абсурдного человека с адекватной свободой, то в книге «Бунтующий человек» в центре философского анализа – бунт личности. Выводя из своего философского кредо – человеческого абсурда – три следствия: бунт, свободу и страсть, писатель сопрягает их в нечто целое, единое. Человек прибегает к бунту из-за того, что вокруг него творятся убийства, несправедливость, беззакония, готовятся и развязываются бесконечные войны, государственный террор. Трагедия философии состоит в том, что она все это пророчествует и оправдывает. Бунтующий человек всему, что его окружает, говорит, наконец «нет». Это реакция раба, всю жизнь повиновавщегося «господским распоряжением».
Философский труд венчает то, с чего он начинался. Нам нужно расстаться с эпохой. В очистительном бунте наконец-то рождается подлинный человек. «Тетива натянута, лук скрипит. Напряжение все сильней – и прямая жесткая стрела уже готова устремиться в свободный полет».
Таким
был своеобразный, до предела социологизированный
и идеологозированный экзистенциализм
Камю, развившего в ХХ в. Многие идеи иррационализма,
волюнтаризма и нигилизма своего известного
предшественника, ставшего изгоем цивилизации,
философа-бунтаря Фридриха Ницше.
Основателем французского католического экзистенциализма был Габриэль МАРСЕЛЬ.
Его
философия носит ярко выраженный
религиозный характер.
Марсель, считая невозможным и неприемлемым
научное обоснование религии, отвергает
рациональные доказательства бытия бога
и утверждает, что бог принадлежит особому
миру "существования", недоступному
для объективнойнауки.
Бог, по Марселю, существует, но не обладает
объективной реальностью, не принадлежит
миру "вещей"; он "непредставляем",
"неопределим", его нельзя мыслить:
"мыслить веру - значит уже не верить".
Таким образом, апология христианства
Марселя резко отличается от традиционного
от католицизма
схоластического метода.
В отличие от "мира объективности",
в сфере "существования" исчезает
граница между субъектом и объектом. Духовное
начало, трактуемое объективно, а не субъективно,
и тем самым доступное логическому анализу
и рациональному познанию, неприемлемо
для Марселя.
Для экзистенциализма Марселя характерно
противопоставление ДВУХ ПОНЯТИЙ
- проблемы и таинства. Первое характеризует
"мир объективности", второе -сферу
"существования".
"ПРОБЛЕМА, - гласит определение
Марселя, - есть нечто встреченное и преграждающее
мой путь. Она всецело передо мной".
В этом случае я рассматриваю нечто со
стороны, подхожу к нему объективно, как
к находящемуся вне и независимо от меня.
Проблема находится в сфере логического.
ТАИНСТВО - это понятие, которое Марселем
противопоставляется понятию "проблема".
Таинство не противопоставляет субъект
объекту, "Я" - "не-Я", познающего
- познаваемому. Оно включает, вовлекает
меня самого, мое существование, сливает
воедино "Я" и "не-Я", выводит
за границы созерцательности, стирает
грань между "вне меня" и "во мне".
Тем самым оно преодолевает объективный,
логический подход.
Итак, в сфере "существования" мир
перестает быть "проблемой" и становится
"таинством". Объективность всячески
исключается из понимания отношений, связей,
зависимостей.
В сфере "существования" у Марселя
принципиальное место занимает "интерсубъективность",
а не объективность. "Объективная реальность"
уступает место "второму лицу". "Присутствие"
становится одной из основных категорий.
Причинная связь вместе с другими формами
объективных взаимозависимостей теряет
онтологическое значение. На их место
приходят любовь, привязанность, вера,
верность, ответственность, уважение,
послушание, доступность. "Быть - это
быть любимым" - характерная для этой
онтологии формула. Причем это распространяется
не только на отношения между людьми, и
вообще живыми существами, но на все отношения
вообще.
Онтология
Марселя не является натуралистичной.
Явления природы мало интересуют Марселя.
Его онтология резко антинатуралистична.
Но коль скоро в ней заходит речь об отношении
к природным вещам, оно устанавливается
по образу и подобию интерсубъективной
эмоциональности. Объективное познание
природы не ведет, по Марселю, к истине.
"Как может, - риторически вопрошает
он, - то, что мы называем реальность, или,
если кому угодно природой, дать ответ
человеку в его поисках истины?"
Удивление, восхищение, причастность
- основные характеристики "бытия-в-мире".
Именно здесь один из основных переходов
от "антропологии" к теологии: явления
природы как творения не ведут в царство
"безличного", а служат для человека
одним из источников восхищения их творцом.
Философия Марселя, по сути дела, не антропоцентрична.
Любовь к людям покоится на любви к богу
и отношении к другим как "детям божьим";
братство людей - это братство во Христе.
Философия Марселя по сути теоцентирчна. Мир в целом для Марселя - не более чем связующее звено коммуникации с его творцом, как и другие "Ты", приобщающие "Я" к абсолютному "Ты".
Теперь
обратим внимание на различение категорий
"быть" и "иметь", которые
широко используются в экзистенциалистских
построениях Марселя.
"ИМЕТЬ" - это отношение к вещи,
к объекту, к тому, что может быть отделено,
отчуждено от меня, к чему я могу быть непричастным.
"Быть тем или иным", напротив, неотделимо
от меня.
В
этом отличие того, что я имею,
от того, что я есть.
Марсель вводит здесь построение, аналогичное
разделению "неподлинного" и "подлинного"
существования у Хайдеггера.
Категория "БЫТЬ" и связанная
с ней идея воплощения раскрывают у Марселя
проникновение в "таинства" бытия-в-мире.
Идея воплощения переносится Марселем
на всю природу, которая превращается
в воплощение абсолютного"Я".
Итак, экзистенциализм выступает против
субъект-объектных, вещных, предметных
отношений как не раскрывающих сути бытия.
Марсель рассматривает обобщение и абстрагирование
как величайшее философское зло. Он зовет
отрешиться он абстрактного мышления
и повернуть к конкретному, единичному,
индивидуальному - от "сущего" к отдельным
существам во всем их своеобразии, со всеми
их отличительными особенностями.
НАУКА, по мнению экзистенциалистов,
обладая механизмом универсализации,
всюду внедряет "дух абстракции",
в котором все конкретное, "личностное"
уничтожается, заменяется "безликим",
"общезначимым".
"Никогда не следует забывать, - пишет
Марсель, - что если превосходство науки
состоит в том, что она для всех, то этому
превосходству сопутствует тяжкое метафизическое
возмездие; наука для всех только потому,
что она ни для кого в отдельности".
Марсель критикует "индустриальное общество", считая практическим эквивалентом "духа астракции" функционализацию, обезличение, "омассовление" человека, "распыление" личности в обществе. Марсель рассматривает технический прогресс, организованность, планирование, коллективизм как возрастающую угрозу антииндивидуалистических сил, направленных к гибельному растворению личности в обществе.
Мировоззренческие
взгляды экзистенциалистов
Заключение.
В 60-70-е годы прошлого века экзистенциализм, став одним из самых популярных направлений западной философии, приобретал множество последователей и сторонников по всему миру. Особенно восприимчивой к его идеям оказалась художественная интеллигенция и студенческая молодежь. Важное значение для человечества конца двадцатого века имели предупреждения экзистенциализма против безоглядной веры в науку и технику, против недобросовестности приспосабливающегося к экономическим и социальным реалиям сознания (т.е. против конформизма). Экзистенциализм по-новому и весьма продуктивно поставил и разрешил проблему свободы человека, выбора жизненных путей. фашистские режимы, опирающиеся на низменные и животные инстинкты людей. Одиночество, индивидуализм, утрата чувства сопричастности происходящему, неприкаянность - вот главные черты менталитета той эпохи. Именно в это время сформировался экзистенциализм - одно из Это было время осмысления пережитых потерь и разочарований, время предчувствия новых, еще более страшных потрясений, время кардинальных переоценок прежних идеалов и формирования новых. Если атмосфера начала ХХ века еще оставляла место для изысканных чувств, проникнутых светлой печалью, за которыми кроется надежда на лучшее, то война 1914-1918 годов показала человечеству реальность конца цивилизации. Словно из глубин первобытного сознания наружу вырвались самые темные стороны человеческой натуры: жестокость, стремление к превосходству, уничтожению. Были отброшены христианские ценности, культивировавшиеся на протяжении многих тысячелетий. В Германии, Италии и Испании зарождались и стремительно шли к власти самых иррациональных и пессимистичных философских течений, в котором, как в зеркале, отразилось общее мироощущение людей той эпохи.
Экзистенциализм отталкивается от наиболее типичных форм радикального разочарования в истории, которые приводят к истолкованию современного общества как периода кризиса цивилизации, кризиса разума и кризиса гуманности. Но экзистенциализм не выступает в качестве защитника и оправдателя этого кризиса. Напротив, он протестует против капитуляции личности перед этим кризисом.
Экзистенциалисты считают, что катастрофические события новейшей истории обнаружили неустойчивость, хрупкость не только индивидуального, но и всякого человеческого бытия. Индивиду, чтобы устоять в этом мире, необходимо прежде всего разобраться со своим собственным внутренним миром, оценить свои возможности и способности.
Центральным понятием учения является экзистенция — человеческое существование как нерасчлененная целостность объекта и субъекта. Постигая себя как экзистенцию, личность обретает свободу, которая есть выбор самой себя, своей сущности. Выбор свободы накладывает на индивида ответственность за все происходящее в мире.
Преимущественным объектом философского осмысления в экзистенциализме выступает бытие индивидуальности, смысл, знания, ценности, образующие "жизненный мир" личности.
Жизненный мир - это не фрагмент предметного материального мира, а мир духовности, субъективности. Одна из главных установок экзистенциализма - это противопоставление социального и индивидуального бытия, радикальной разорванности этих двух сфер человеческого бытия. Человек не определяется никакой сущностью: ни природой, ни обществом, ни собственной сущностью человека. Имеет значение только его существование. Основная установка экзистенциализма - существование предшествует сущности, т.е. человек сначала существует, появляется в мире, действует в нем, а уж потом определяется как личность. По экзистенциализму, человек - это временное, конечное существо, предназначенное к смерти. Представление о смерти как самоочевидной, абсолютной границе любых человеческих начинаний занимает в экзистенциализме такое же место, как и религия, хотя большинство представителей этой философии не предлагают человеку никакой потусторонней перспективы.
Экзистенциалисты считают, что человек не должен убегать от сознания своей смертности, а потому высоко ценить все то, что напоминает индивиду о суетности его практических начинаний. Этот мотив ярко выражен в экзистенциалистском учении о "пограничных ситуациях" - предельных жизненных обстоятельствах, в которые постоянно попадает человеческая личность. И главная "пограничная ситуация" - это ситуация перед лицом смерти, "ничто", "быть или не быть" - в секулярной разновидности экзистенциализма или перед миром трансценденции - Бога - в религиозной разновидности экзистенциализма.