История возникновения философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 10:22, реферат

Краткое описание

Философия возникла с перенесением основного внимания человека в его отношении к миру, т.е. на человека, познающего, преобразующего и творящего мир. С течением истории конкретное наполнение этой общей специфики философского предмета неоднократно обновлялось, наполнялось новыми смысловыми нюансами, но всегда в основе философского знания лежала установка на выяснение связи между человеком и миром, т.е. на выяснение внутренних целей, причин и способов познания и преобразования мира человеком.
Таким образом, философия - это не просто научная дисциплина, а еще и специфический тип мышления и даже своего рода философский эмоциональный настрой, система мировоззренческих чувств.

Оглавление

Предмет философии стр. 2
Функции философии стр.3
История возникновения философии стр.5
Средневековая философия стр.6
Философия эпохи Возрождения стр.8
Философия эпохи Просвещения стр.12
Классическая немецкая философия стр.14
Теория познания Канта стр.16
Основные проблемы философии Маркса стр.18
Русская философии стр.19
Бытие и его виды стр.21
Библиографический список литературы стр.22

Файлы: 1 файл

Реферат на тему ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ.doc

— 175.50 Кб (Скачать)

 

Французский философ эпохи Возрождения  Монтень выступал с резкой критикой господствовавшего схоластического  догматизма, авторитаризма и фидеризма. Ядром его основного философского произведения, написанного по-французски ("Опыты", v.1-2, 1580; рус. пер., кн.1-3, 1954-60; 1979), является вопрос "Что я знаю". Выступая против закоренелых предрассудков и предубеждений, Монтень доказывал ограниченность и несовершенство человеческого познания, его историческую изменчивость и необходимость постоянного совершенствования на основе объективного познания естественных закономерностей природы. Согласно Монтеню, нельзя довольствоваться достигнутым: "философствовать - значит сомневаться". В возрениях Монтеня звучат материалистические мотивы: жизнь и деятельность людей подчинены законам природы; душа зависима от тела. Не отрицая бытия бога, Монтень считал теологию ложной наукой, закабаляющей разум. Он отрицал бессмертие души и посмертное воздаяние.

 

Философия Нового времени

 

Временные рамки: середина 16 - середина 19 вв. Факторы, определяющие специфику  философии этого времени: в области  общественного бытия (развитие производительных сил) и в области общественного  сознания.

 

Основное содержание философии нового времени - гносеологическая функция (в отличие от античной - онтологическая функция), т.е. считается, что доступ к пониманию мира открывает познание и проблема метода (во времена научных революций).

 

Проблема источника знаний связана  со спецификой науки нового времени, которая, с одной стороны - экспериментальное знание, а с другой - математическое.

 

Будучи экспериментальной (субъект  выступает активным по отношению  к объекту), наука опирается на эмпирические методы. Опыт считается  единственным источником знания - позиция эмпиризма, осмысление опыта в рамках теории познания. Как форма - сенсуализм.

 

Будучи математическим знанием: в  рамках осмысления опыта для философии  актуальной становится проблема - разум  есть самостоятельный источник знаний. Это позиция рационализма. Эмпирицизм и рационализм противостоят друг другу.

 

Наложение проблемы источника знания и субъект-объектных отношений  дает богатую картину философских  направлений

 

Философия Нового времени внутренне  неоднородна. Связь ее основных положений не повторяет строгость математических теорем. Но она четко указывает на своеобразие нововременной философии.

 

Философия Нового времени ставит в  центр своего внимания либо отдельного человека (Декарт, Локк, Кант, Ницше), либо "коллективного" человека (Маркс). Это означает, что философия Нового времени антропоцентрична.

 

Философия Нового времени очень  логоцентрична, т.е. идеалом познания признается четкое, строго рациональное мышление (это находит свое проявление в особом интересе Декарта к ясным идеям сознания, Канта к познавательным способностям души, Гегеля к универсальным идеям, Маркса к науке).

 

Для философии Нового времени очень  характерен преобладающий интерес  к методам, способам познания (методы Локка, Канта, Гегеля, Маркса).

 

Особый интерес к познанию приводит к наукоцентризму (науку ставят превыше всего, философию стремятся поставить на научные рельсы). Наукоцентризм приводит к желанию подчинить общественную жизнь законам - правовым (Локк), моральным (Кант), экономическим и политическим (Маркс).

 

Возрастает ориентация на практику. Кант, Гегель, Маркс начинают подчеркивать приоритет практики по сравнению  с теорией.

 

Выдающийся французский философ  Рене Декарт считается основателем  нововременной философии. Рассмотрим его философию.

 

Философское знание должно удовлетворять  требованиям истинности, его следует  обосновывать, причем настолько убедительно, чтобы оно было приемлемым для  всякого критика и скептика. Раз  так, то оно должно быть ясным, очевидным. Именно в этой связи Декарт приводит свое знаменитое: "Я мыслю, следовательно, существую". Две вещи очевидны, я существую и я мыслю. Исходная точка философии Нового времени - мыслящий субъект, человек разумный (Homo sapiens).

 

Само мышление, будучи процессом, имеет  начало, середину (процессуальность) и конец. Все должно быть предельно ясным.

 

Итак, для истины необходим метод, т.е. определенный способ познания. При  встрече с затруднениями надо разделить его "на столько частей, сколько это возможно для лучшего  их преодоления"; сложное объясняйте простым; "предполагайте порядок даже и там, где объекты мышления вовсе не даны в их естественной связи".

 

Философия Нового времени знаменует  собой третий, заключительный после  античной и средневековой философии, этап так называемой классики философии, классической философии. Идеалы классической философии во многом отрицаются уже в философии Ницше.

 

Философия эпохи  Просвещения

 

XVIII век в истории мысли не  случайно называют эпохой Просвещения:  научное знание, ранее бывшее  достоянием узкого круга ученых, теперь начало распространяться вширь, выходя за пределы университетов и лабораторий в светские салоны Парижа и Лондона, становясь предметом обсуждения среди литераторов, популярно излагающих последние достижения науки и философии. Уверенность в мощи человеческого разума, в его безграничных возможностях, в прогрессе наук, создающем условия для экономического и социального благоденствия, - вот пафос эпохи Просвещения.

 

Эти умонастроения сформировались еще в XVII веке, были продолжены и  углублены в XVIII столетии, которое осознавало себя как эпоху разума и света, возрождения свободы, рассвета наук и искусств, наступившую после более чем тысячелетней ночи средневековья. Однако есть здесь и новые акцепты. Во-первых, в XVIII веке значительно сильнее подчеркивается связь науки с практикой, ее общественная полезность. Во-вторых, критика, которую в эпоху Возрождения и в XVII веке философы и ученые направляли главным образом против схоластики, теперь обращена против метафизики. Согласно убеждению просветителей, нужно уничтожить метафизику, пришедшую в XVI-XVII веках на смену средневековой схоластике. Вслед за Ньютоном в науке, а за Локком - в философии началась резкая критика метафизической системы, которую просветители обвиняли в приверженности к умозрительным конструкциям, в недостаточном внимании к опыту и эксперименту.

 

На знамени просветителей написаны два главных лозунга - наука и  прогресс. При этом просветители апеллируют не просто к разуму - ведь к разуму обращались и метафизики XVII века, - а  к разуму научному, который опирается на опыт и свободен не только от религиозных предрассудков, но и от метафизических сверхопытных "гипотез".

 

Материалистическое решение мировоззренческого вопроса об отношении сознания и  материи обусловило сенсуалистическую  трактовку познавательного процесса. Источником всех знаний материалисты считали ощущения, порождаемые в человеке воздействием материальных предметов на его органы чувств.

 

Сенсуализм материалистов XVIII века не находится в противоречии с  общей рационалистической установкой философии эпохи Просвещения. Сущность реальности, с их точки зрения, может быть познана только разумом. Чувственное непосредственное познание является лишь первым шагом на этом пути.

 

Оптимизм Просвещения был исторически  обусловлен тем, что он выражал умонастроение поднимающейся и крепнущей буржуазии. Не случайно родиной Просвещения стала Англия, раньше других вставшая на путь капиталистического развития.

 

В Англии философия Просвещения  нашла свое выражение в творчестве Дж. Локка, Дж. Таланда, А. Коллинза, А.Э. Шефтсбери; завершают английское Просвещение философы шотландской школы Т. Рид, затем А. Смит и Д. Юм. Во Франции плеяда просветителей была представлена Ф. Вольтером, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, Ж. Д'Аламбером, Э. Кондильяком, П. Гальбахом, Ж. Ламетри. В Германии носителями идей Просвещения стали Г. Лесслинг, М. Гердер, молодой Кант. Первой философской величиной среди плеяды английских просветителей был Дж. Локк (1632-1704), друг Ньютона, чья философия, по убеждению современников, стояла на тех же принципах, что и научная программа великого физика. Основное сочинение Локка "Опыт о человеческом разуме" содержало позитивную программу, воспринятую не только английскими, но и французскими просветителями.

 

К неотчуждаемым правам человека, согласно Локку, принадлежат три основных права: на жизнь, свободу и собственность. Правовое равенство индивидов является необходимым следствием принятия трех неотчуждаемых прав. Как и большинство просветителей, Локк исходит из изолированных индивидов и их частных интересов; правопорядок должен обеспечить возможность получения выгоды каждым, с тем чтобы при этом соблюдались также свобода и частный интерес всех остальных.

 

Из Англии идеи Ньютона и Локка  были перенесены во Францию, где встретили  восторженный прием. Благодаря прежде всего Вольтеру, а затем и другим французским просветителям философия Локка и механика Ньютона получают широкое распространение на континенте.

 

Человек в философии XVIII века предстает, с одной стороны, как отдельный, изолированный индивид, действующий в соответствии со своими частными интересами. С другой стороны, отменяя прежние, добуржуазные формы общности, философы XVIII века предлагают вместо них новую - юридическую всеобщность, перед лицом которой все индивиды равны. Во имя этой новой всеобщности просветители требуют освобождения от профессиональных, национальных и сословных границ. В этом отношении характерно творчество немецких просветителей, в частности Лессинга.

 

Просвещение представляет собой далеко не однородное явление: оно имеет  свои особенности в Англии, Франции, Германии и России. Умонастроения просветителей меняются и во времени: они различны в первой половине XVIII века и в его конце, до Великой французской буржуазной революции и после нее.

 

Характерна эволюция просветительского миропонимания, выразившаяся в отношении к человеку. В полемике с христианским догматом об изначальной греховности человеческой природы, согласно которому именно человек есть источник зла в мире, французские материалисты утверждают, что человек по своей природе добр. Поскольку нет ничего дурного в стремлении человека к самосохранению, полагали они, то нельзя осуждать и все те чувственные склонности, которые суть выражения этого стремления: любить удовольствия и избегать страдания - такова природная сущность человека, а все природное по определению - хорошо. Такова мировоззренческая подоплека сенсуализма просветителей.

 

Одной из важнейших характеристик  философии эпохи Просвещения  является рационализм. Рационализм  трактуется как гносеологическое учение, утверждающее, что основным инструментом познания является разум, ощущения и опыт имеют в познании вторичное значение. В этом смысле рационализм противостоит сенсуализму и эмпиризму. Сенсуализм отдает решающее значение человеческим чувствам, ощущениям и восприятиям, а эмпиризм на первое место в познании выдвигает опыт.

 

В центре всех философских школ, систем, течений того времени находится, как правило, активно действующий  субъект, способный познавать и  изменять мир в соответствии со своим  разумом. Разум, как сущностная характеристика субъекта, выступает в рационализме как предпосылка и как наиболее яркое проявление всех других характеристик: свободы, самодеятельности, активности и т.д. Человек, как разумное существо, с точки зрения рационализма, призван стать властелином мира, перестроить общественные отношения на разумных основаниях.

 

Классическая  немецкая философия

 

Понятие "немецкая классическая философия" охватывает воззрения Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха.

 

Хронологически творческая деятельность названных мыслителей занимает почти целое столетие: со второй половины XVIII в. до первой половины XIX в. включительно. С Канта (1724-1804) началась философия новейшего времени. Но не только философия, но и наука.

 

Особенности немецкой идеологии XVIII - начала XIX в. определялись и тем, что в стране утверждались отношения веротерпимости между католиками и протестантами. Религиозный плюрализм в этнически однородной среде создавал благоприятные условия для развития теоретической мысли, поскольку освобождал философию от необходимости строго придерживаться догматов религии и одновременно повышал требования к аргументации вероучений. Вследствие этого в общественном сознании на первый план выдвигались проблемы мировоззренческого порядка.

 

Отличительной чертой немецкой классической философии являлось преобладанием в ней идеализма. Крупнейшим её достижением стало развитие диалектики, исследование её категорий и законов.

 

Немецкая классическая философия  сыграла плодотворную роль в развитии общественной теории. Критически переосмыслив предшествующие доктрины, немецкие философы приступили к систематической разработке методологии теоретического познания. Наиболее полную реализацию эта тенденция получила в трудах представителей классического немецкого идеализма. В философских концепциях И. Канта и Г. Гегеля были впервые поставлены проблемы активного, творческого характера сознания человека и специфики законов, действующих в обществе, по сравнению с законами природы. Величайшим достижением классической немецкой философии явилось учение Гегеля о диалектике.

 

Программные требования в философских  доктринах, как правило, не отличались последовательностью. Буржуазной политико-правовой идеологии того времени свойственно  сочетание прогрессивных концептуальных представлений (например, теоретическое оправдание революции, принципов либерализма) с умеренными, а порой и консервативными практико-идеологическими установками.

Информация о работе История возникновения философии