История возникновения философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 10:22, реферат

Краткое описание

Философия возникла с перенесением основного внимания человека в его отношении к миру, т.е. на человека, познающего, преобразующего и творящего мир. С течением истории конкретное наполнение этой общей специфики философского предмета неоднократно обновлялось, наполнялось новыми смысловыми нюансами, но всегда в основе философского знания лежала установка на выяснение связи между человеком и миром, т.е. на выяснение внутренних целей, причин и способов познания и преобразования мира человеком.
Таким образом, философия - это не просто научная дисциплина, а еще и специфический тип мышления и даже своего рода философский эмоциональный настрой, система мировоззренческих чувств.

Оглавление

Предмет философии стр. 2
Функции философии стр.3
История возникновения философии стр.5
Средневековая философия стр.6
Философия эпохи Возрождения стр.8
Философия эпохи Просвещения стр.12
Классическая немецкая философия стр.14
Теория познания Канта стр.16
Основные проблемы философии Маркса стр.18
Русская философии стр.19
Бытие и его виды стр.21
Библиографический список литературы стр.22

Файлы: 1 файл

Реферат на тему ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ.doc

— 175.50 Кб (Скачать)

 

Марксизм видит основу специфического отношения человека к миру в практической деятельности, направленной на преобразование материального мира: как природного, так и социального, который противостоит человеку. Это преобразование внешнего мира предполагает способность сознания, активную работу духа. Хоть сознание является специфическим признаком человека, но его происхождение и сущность можно правильно понять только в системе практически-преобразовательного отношения человека к миру.

 

Русская философия

 

Философская мысль в России формировалась  под влиянием общемировой философии. Однако специфика русской философии  во многом складывалась под влиянием социально культурных процессов, происходивших на Руси. Христианизация России сыграла огромную роль в становлении русской философской мысли.

 

Первым русским мыслителем мирового уровня был конечно же Ломоносов (1711 - 1765). - гениальный ученый-энциклопедист.А.Н. Радищев (1749 - 1802) - отстаивал материалистические философские позиции, считая, что “бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе”. Впервые в русской мысли систематически разрабатывал проблемы человека.

 

Выдающимся русским философом и социальным мыслителем был П.Я. Чаадаев (1794-1856). Его общефилософская концепция - дуалистическая. Человек есть объективное единство 2 миров - физического и духовного, как существо свободное, которое в своем историческом бытии подчинено диалектике необходимости и свободы. На понимании соотношения необходимости и свободы во многом строится и концепция философия истории Чаадаева, связанная прежде всего с заботой о судьбе России.

 

В качестве самостоятельного духовного  явления о русской философии может идти речь с конца 18-начала 19 в. В широком смысле русская философия этого периода является продуктом взаимодействия самобытных идей русского православия и воззрения французских философов эпохи Просвещения и немецкой классической философии.

 

В XIX в. русская философия формировалась  при заметном влиянии Шеллинга и  Гегеля (Веланский, Давыдов), а позднее  позитивизма и материализма (Киреевский, Белинский, Герцен, Бакунин). Последний  в результате генезиса своих взглядов стал идеологом русского анархизма.

 

После глубокого увлечения гегельянством  русские философы повернулась в  сторону материализма (не без помощи Феербаха), стремясь однако сохранить  диалектичность. Они обосновали принцип  единства сознания и бытия, первичность  материи по отношению к сознанию, идею о том, что сознание есть свойство не всей, а только высокоорганизованной материи - мозга. Среди последователей материализма и позитивизма Н.Г. Чернышевский, П. Лавров, М. Филиппов. Первая попытка связать марксизм с русской философией была сделана В.Г. Плехановым и в последствии развита Лениным.

 

В конце 19в. начинает формироваться  русская мистически-религиозная  философия. Сначала она получила отражение в произведениях Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского. Последний  дал философско-психологический анализ т. н. пограничных ситуаций. Принято считать, что он является предтечей экзистенциализма.

 

Подвергая критике общественно-политическое устройство России, Лев Толстой уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании чел. Идею исторического  прогресса он связывал с решением вопроса о назначении человека и смысле жизни, ответ на который должна дать созданная им истинная религия. В ней он признавал лишь этическую сторону, отрицая богословские аспекты. Отказ от любой борьбы, непротивление злу, проповедь всеобщей любви.

 

Первые известные за пределами  России представители русской православной философии - Соловьев и Флоренский. Соловьев сформировался как философ  под воздействием Канта и пришел, таким образом, к оправданию мистического христианства. Благодаря этим философам детальную разработку получили такие этико-религиозные понятия как "соборность", "софийность", "всеединство" и "общее дело". В истории русской философии идеализма Соловьёв оказал большое влияние на целую плеяду религиозно - философских мыслителей (Н.А. Бердяев, Е.С. и С.Н. Трубецкие, П.А. Флоренский, С.Л. Франк) которые составили течение богоискательства со свойственным ему иррационализмом, персонализмом и мистическим пониманием свободы и творчества.

 

Дальнейшее развитие русской философии связано с тремя основными направлениями: психологическим (рефлексология Бехтерева и Павлова), теософско-мистическим, в лице русского космизма Е. Блаватской и этическим учением Н.К. Рериха, которое было в наиболее полном виде изложено в его сочинении "Живая этика".

 

Междисциплинарные исследования на стыке  философии и методологии естествознания осуществил В.И. Вернадский. Он развил понятие ноосферы, введенное в  науку Тейяром де Шарденом.

Бытие и его  виды

 

Бытие является философской категорией, обозначающей реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения.

 

Будучи для человека чем-то внешним, преднайденным, бытие налагает определенные ограничения на его деятельность, заставляет соизмерять с ним свои действия. Вместе с тем бытие является источником и условием всех форм жизнедеятельности человека. Бытие представляет не только рамки, границы деятельности, но и объект творчества человека, постоянно изменяющего бытие, сферу возможностей, которую человек в своей деятельности превращает в действительность.

 

Истолкование бытия претерпело сложное развитие. Его общей чертой является противоборство материалистического  и идеалистического подходов. Первый из них толкует основания бытия как материальные, второй - как идеальные.

 

Можно вычленить несколько периодов в трактовке бытия. Первый период - мифологическое истолкование бытия. Второй этап связан с рассмотрением  бытия “самого по себе (натуралистическая онтология). Третий период начинается с философии И. Канта. Бытие рассматривается как нечто связанное с познавательной и практической деятельностью человека. В ряде направлений современной философии делается попытка переосмыслить онтологический подход к бытию, который исходит уже из анализа человеческого существования. Выделяют следующие различающиеся, но и взаимосвязанные основные формы бытия:

 

бытие вещей (тел), процессов, которое  в свою очередь делятся на: бытие  вещей, процессов, состояния природы, бытие природы как целого, и бытие вещей и процессов, произведённых человеком;

 

бытие человека, которое делится  на бытие человека в мире вещей  и специфическое человеческое бытие;

 

бытие духовного (идеального), которое  делится на индивидуальное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное;

 

бытие социальное, которое делится  на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и процессе истории) и бытие общества.

 

Возникновение той или иной формы  бытия есть результат перехода от одной формы бытия в другую. Какие бы формы бытия мы не рассматривали все они имеют своим предельным основанием, своей субстанцией материю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список литературы

 

1.         Введение  в философию, часть 1 - М.: Изд-во  политической литературы, 1989.

 

2.         Горфункель  А.Х. Философия эпохи Возрождения.  М.: Высшая школа, 1980.

 

3.         История  философии. /Пер. С чешского под  ред.И. И. Богута - М: Мысль. 1995.

 

4.         История  философии: Запад-Россия-Восток (Книга  1. Философия древности и средневековья).М., Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1996.

 

5.         Кузнецов  В.Н. Немецкая классическая философия  второй половины XVIII - начала XIX века. М.: Высшая школа, 1989.

 

6.         Радугин  А.А. Философия - М. Изд-во Центр, 2001

 

7.         Соколов  В.В. Европейская философия XV-XVII веков. М.: Высшая школа, 1996.

 

8.         Философия  / под. ред. проф. Кохановского  В.П. - изд.2-е, перер. и доп. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.




Информация о работе История возникновения философии