Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 01:26, автореферат
Существует ли русский народ на исходе XX века, сохранится ли он в третьем тысячелетии или же исчезнет в истории как народ, а вместе с ним Россия как русское государство? В чем заключается своеобразие русского народа, какова его миссия, его предназначение и роль в истории развития всего человечества, какое место русский народ занимает среди других народов, причем не только западных; что делает русских - именно русскими, как сохранить свою самобытность и самостоятельность на смене веков, ведь без русских Россия существовать не будет! Все эти вопросы требуют от нас основательного изучения, обсуждения и разрешения как главные для нашего народа в целом и для каждого русского человека в отдельности.
Многие дают свои советы, но одни не любят Россию и рады нашим бедам; другие живут ностальгией по прошлому и пытаются лишь вернуть утраченное; третьи скользят по поверхности событий, избегая философских обобщений; четвертые, из-за боязни обидеть своих соотечественников по несчастью, смягчают остроту проблем. Однако, без решимости сказать правду, какой бы горькой она не была, без философского осмысления истории нашего народа нельзя надеяться разрешить поставленные вопросы. В этом и заключается актуальность данной тематики для избранного нами квалификационного исследования.
Введение.
1. Концепция философии истории П.Я.Чаадаева.
1.1.«Философические письма»: судьба России как «таинственное единство» христианства и истории.
1.2.«Апология сумасшедшего»: переосмысление или традиционность?.
1.3.Исторический процесс в России и философия истории.
2. Историософия П.Я.Чаадаева в контексте спора славянофильства и западничества.
2.1. Чаадаев и славянофильство: диалог и полемика.
2.2. Западничество как феномен русской мысли и историософия Чаадаева.
Позитивное прочтение П.Я.Чаадаева, на наш взгляд, открывает небольшое по объему, но глубокое по содержанию исследование философии истории Чаадаева, изложенное на нескольких страницах работы П.Н.Милюкова «Главные течения русской исторической мысли». Милюков является первым из исследователей, которому, по нашему мнению, удалась попытка определения главной составляющей чаадаевской концепции историософии -роли религии в его построениях: «Основная концепция Чаадаева -традиционно-христианская. Единство веры, всемирная церковь, как средство, и возможно полное осуществление на земле христианского идеала, как последняя цель исторического процесса, - обо всем этом мечтали, и не только мечтали, но ко всему этому стремились уже в средние века. Все эти условия самым благоприятным образом соединились, чтобы дать силу идеям Чаадаева».2 Милюкову также удалось показать идейную зависимость философем славянофилов от Чаадаева.
1 Жихарев М.И. Докладная записка потомству о Петре Яковлевиче Чаадаеве. // Русское общество 30-х годов 19 века: мемуары современников. М. 1989. С. 106.
2 Милюков П.Н.
Главные течения русской
Как уже было сказано, довольно значительная роль в исследовании его взглядов принадлежит М.О.Гершензону, однако факт незнакомства со всей совокупностью писем, и недостаточно полное знакомство с перепиской философа, дали основание Гершензону «сделать» из Чаадаева мистика: «Да, Чаадаев - мистик, и надо прибавить, мистик последовательный до конца. Видя в религии определение отношений человека к Богу, он уже безусловно исключает из нее нравственность, определяющую только отношения людей между собою, и в этой исключительности он не останавливается ни перед каким выводом».1 Однако, впоследствии Гершензон говорит о том, что мистицизм Чаадаева «особого рода»: «по его теории, спасение есть дело всего человечества на всем протяжении истории, и отдельная личность всецело поглощается этим всемирно-историческим процессом. Таким образом, идее личного спасения, как бессмысленной и неосуществимой, противопоставляется чисто-социальная идея коллективного спасения; иначе говоря - перед нами теория социального мистицизма» (курсив М.О.Гершензона). С тем же успехом, мы можем причислить Чаадаева и к представителям «социалистического движения», исходя из его изречений последних лет, которые изложены в «Отрывках и разных мыслях»: «Социализм победит -пишет философ - не потому, что он прав, а потому, что неправы его противники».3
Основные положения Гершензона, изложенные в его книге о Чаадаеве, подвергаются резкой критике со стороны другого исследователя творчества «басманного философа» Д.И.Шаховского. Для него «книга Гершензона - не научный труд, а публицистика, играющая на эффективных сопоставлениях, иногда глубоко и верно схваченных благодаря замечательному таланту автора и его проникновенной любви к русской культуре и духовной культуре вообще, иногда - на неверном понимании фактов и всегда — с недостаточно полным и
1 Гершензон М.О. П.Я.Чаадаев. Жизнь и мышление. // Гершензон М.О. Избранное. Грибоедовская Москва. Т. 1. М. 2000. С. 421.
2 Там же. С. 422.
3 Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. Т. 1. М. 1991. С. 506. недостаточно разносторонним их изучением».1 Но писатель признает неоспоримость и чрезвычайность заслуг Гершензона в «деле воскрешения Чаадаева», при этом останавливаясь на отдельных элементах системы последнего, находя в ней «несколько недоговоренностей и даже внутренних противоречий». По мнению Шаховского, «главное внутреннее противоречие -как помирить вмешательство Провидения в судьбы человеческого рода со
-у свободой
человеческой воли», которое
В изучении взглядов
философской системы Чаадаева большая
заслуга принадлежит Н.А.
Для Зеньковского В.В. взгляд Чаадаева на Россию «совсем не стоит в центре его учения, а наоборот, является логическим выводом из общих его идей в философии христианства. В его религиозных переживаниях - ключ ко всем
1 Шаховской Д.И. Письма и заметки. // П.Я.Чаадаев. Pro et contra. СПб. 1998. С. 517.
2 Там же. С. 530.
3 Бердяев Н.А. Русская идея. // Византизм и славянство. М. 2001. С. 518.
4 Там же. С. 520.
3 Там же. С. 521. его взглядам».1
Среди современных исследователей, которые внесли существенный вклад в поиски, перевод и интерпретацию идей Чаадаева, особая роль принадлежит А.А.Лебедеву, Б.Н.Тарасову, а также З.А.Каменскому, подготовившему самое полное собрание сочинений Чаадаева, и наметившему дальнейшие пути в развитии чаадаевских идей. А.А.Лебедев в своей книге о Чаадаеве, вышедшей в серии «ЖЗЛ» попытался представить Чаадаева как создателя социально-этической утопии, тем самым выдвинул на первый план не религиозную, а этическую сторону концепции философа. Б.Н.Тарасов в интерпретации творчества Чаадаева приходит к пониманию философа как «христианского критика современной цивилизации».2
Также необходимо отметить и еще двух современных исследователей творчества выдающихся русских мыслителей XIX столетия, к числу которых относится и П.Я.Чаадаев. А.Н.Ерыгин. в своей монографии «Восток - Запад -Россия» рассматривает теоретическую постановку и разработку данной проблемы в свете ее решения представителями русской исторической мысли XIX века, в первую очередь, П.Я.Чаадаевым. Автор отмечает, что рассмотрение проблемы «Восток - Запад - Россия» в «Философических письмах» Чаадаева имело фундаментальное значение для последующего философского и научного осмысления русской истории. «Принципиальный философский статус, широта и масштабность обобщений, обнажение реальной противоречивости культурно-исторического процесса, ряд парадоксов, выразившихся в самой чаадаевской мысли, открыли возможность для творческого обсуждения, допускающего оформление целого ряда самостоятельных вариантов видения проблемы, ее осмысления и исследовательского изучения».3
Монография В.Б.Храмова, вышедшая в 2002 г., и носящая название «Философия истории и культуры П.Я.Чаадаева и «старших» славянофилов», посвящена исследованию философского наследия П.Я.Чаадаева,
1 Зеньковский
В.В. История русской
2 Ермичев А., Златопольская А. П.Я.Чаадаев в истории русской мысли. // П.Я.Чаадаев. Pro et contra. СПб. 1998.
С. 39.
И.В.Киреевского, А.С.Хомякова и К.С.Аксакова. Автор выводит в качестве основной идеи Чаадаева - установление Царства Божьего на земле, которое мыслится им как установление идеальных отношений между людьми. Однако, отрицает тот факт, что Чаадаев заимствовал эту идею из «христианской догматики», считая ее основой «онтологические воззрения философа». «Его онтология представляет собой один из вариантов неоплатонизма, ибо Божественное воздействие на общечеловеческое сознание мыслится им в качестве главного условия обожения социальных отношений».1 При этом, автор исследования устанавливает органичную связь между философией культуры и основными идеями историософии Чаадаева, поскольку цель истории философ (Чаадаев - Р.К.) мыслит как установление «подлинной христианской культуры». Такова общая характеристика основных исследовательских трудов, посвященных изучению творчества Чаадаева и определению его роли в последующем развитии отечественной философской мысли.
Перед тем как сформулировать цели, задачи, методы и практическую значимость данного исследования, нам бы хотелось обозначить некоторые проблемы, связанные с трудностью интерпретации взглядов Чаадаева. Во-первых, самая главная проблема, требующая своего разрешения, заключается в восстановлении философских оснований воззрений мыслителя, которые являются достаточно разрозненными. В связи с этим мы выделяем три этапа в творческой эволюции мыслителя, и пытаемся охарактеризовать каждый из них, определяя его хронологические рамки, и устанавливая характерные отличия идей, присущие каждому из этапов. Сделанный нами выше обзор исследовательской литературы, посвященный творческому наследию Чаадаева, вполне дает нам возможность это сделать, поскольку, на наш взгляд, ни в одном из них не обнаруживается попытки всецелостного охвата и анализа системы взглядов Чаадаева. Наиболее полно данный вариант был реализован в книге М.О.Гершензона, однако, он не считает последние годы жизни философа продуктивными в философском отношении, что мы, напротив, попытаемся
1 Храмов В.Б. Философия истории и культуры П.Я.Чаадаева и «старших» славянофилов. Краснодар. 2002. С.38.
2 Там же. С.38. обосновать. К тому же линия Гершензона является общепринятой в том отношении, что он, как и большинство последующих исследователей творчества Чаадаева видит в «Апологии сумасшедшего» перемену основных координат исходных принципов философа, в то время, как мы устанавливаем происхождение данных изменений в системе Чаадаева намного раньше, и этим опровергаем установившуюся точку зрения. К тому же ни в одном исследовании не поднимается проблема взаимоотношения Чаадаева и западников. Во-вторых, и об этом мы уже упоминали, мы постараемся восстановить систему взглядов философа, опираясь на философские тексты Чаадаева. Этому будет полностью посвящена первая глава нашего исследования. Во второй же главе, сюда добавятся основные идеи из философских текстов представителей как славянофилов, так и западников. Выбор таких персоналий, как Хомяков и Киреевский, с одной стороны, и Герцен и Белинский, с другой, основывается на том, что между ними и Чаадаевым была возможна «живая» полемика, что придает особый интерес и красочность поднимаемой проблематике. В-третьих, особая трудность в изучении и интерпретации взглядов Чаадаева заключается в том, что свои мысли автор излагал на французском языке, тем самым появляется проблема грамотного и как можно более точного перевода его мыслей. Отсюда - вся сложность и разность существующих интерпретаций Чаадаева.
Методологическая основа исследования.
При работе с источниками и литературой нами были использованы следующие методы исследования: конкретно-исторический, с помощью которого нами были рассмотрены основные взгляды философа, не отделяя их из конкретной среды их развития, т.е. систему взглядов П.Я.Чаадаева мы рассматривали в совокупности с основными тенденциями и изменениями его эпохи; историко-герменевтический, который помог автору дать характеристики основных историко-философских положений, изложенных в концепции Чаадаева, а также дать интерпретация этих положений; логический анализ был использован для выявления и обоснования основных положений концепции философии истории Чаадаева; компаративистский метод использовался при проведении сравнительного анализа концепции историософии П.Я.Чаадаева и взглядов основных представителей как славянофильства, так и западничества, с целью выявлений сходства и различия в их концепциях, а также для определения преемственности некоторых идей чаадаевской концепции. Данные методы позволили обозначить проблематику работы, выявить различные подходы и степень научной разработанности проблемы, начать и завершить ее исследование, определить собственную позицию в ее решении.
Анализ философских
работ Чаадаева, исследовательской
литературы позволил автору получить
сведения о прошедших событиях, выявить
тенденции их изменений и развития,
показать динамику эволюции концепции
философии истории П.Я.
Цели и задачи исследования.
Целью данного исследования является анализ историософской концепции П.Я.Чаадаева в ее целостности через призму исторического, культурологического и философского подходов к его творчеству.
Поставленные цели достигаются путем решения ряда конкретных задач:
1) Выделить и обосновать творческие этапы в эволюции мыслителя;
2) Раскрыть концептуальные
аспекты критики Чаадаевым
3) Выявить точку зрения на будущее России, ее мессианистическую роль;
4) Рассмотреть
сущностные моменты критики
5) Рассмотреть
и показать актуальность
Объект и предмет исследования. Объектом данного исследования является философское наследие П.Я.Чаадаева. Предмет данного исследования -концепция историософии П.Я.Чаадаева.
Научная новизна
и самостоятельность
Научная новизна диссертационного исследования определяется прежде всего самой постановкой проблемы, исследование которой невозможно без своеобразного синтеза исторического, философского и культурологического подходов к изучению творческого наследил уникального русского мыслителя.
Автором предпринимается
попытка целостного синтеза рассмотрения
системы взглядов Чаадаева с тем
существенным отличием от предыдущих
исследований, что мы изменяем границы
между этапами становления
Впервые в рамках
одного исследования изложены не только
сущностные черты историософской концепции
Чаадаева, но и дан сравнительный
анализ взглядов философа с представителями
славянофильства и