Государство и общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:34, контрольная работа

Краткое описание

С древнейших времен величайших мыслителей интересовали вопросы феномена государства, функционирования и его властных органов, взаимоотношения государства и общества с целью установления наиболее эффективной модели государства для всеобщего благоденствия его народа.
В настоящее время в обществе наметилась тенденция к все более высокому уровню демократизации его жизнедеятельности. В поле этой тенденции очень важно развитие такого социального института, как гражданское общество и правовое государство.

Файлы: 1 файл

гражданское общество и государство.rtf

— 215.41 Кб (Скачать)

Только государственная власть, признающая право и одновременно ограниченная им, по мнению древних мыслителей, является справедливой государственностью, имеющей будущее. 

Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Древнего Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве. 

Французский философ XVIIIв. Ж.Ж. Руссо в трактате «Об общественном договоре, или Принципы политического права» разработал теорию общественного договора, согласно которой государство и гражданин строят свои отношения на основании неписанного договора: держава обязуется обеспечить гражданину свободу и уважение его личности, создает условия для реализации его способностей, в гражданин обязуется уважать и защищать державу. Ж.Ж. Руссо выразил идею народного суверенитета и права народов вернуть себе свободу, узурпированную тем или иным деспотом. Свобода, по его мнению, добровольное, сознательное повиновение разумным законам гражданского общества. 

Здесь сформулирован второй принцип правового государства, суть которого состоит в свободе личности, в уважении государством человеческого достоинства, в примате прав граждан над правами государства. 

Примерно в то же время был сформулирован еще один принцип правового государства - принцип разделения власти на несколько самостоятельных ветвей, которые уравновешивают друг друга, не допуская тем самым сосредоточения всей полноты власти в одних руках. Традиционно основоположниками классического варианта теории разделения ветвей власти в юридической литературе называют Дж. Локка и Ш. Монтескье. 

Однако, Дж. Локк, разделяя власть на законодательную, исполнительную и федеративную (регулирующую отношения с другими государствами), подчинял каждую из них законодательной власти, поскольку тот выше, кто «может создавать законы для других»*. Он не выделяет отдельно судебную власть, считая ее основным элементом исполнительной власти. 

В связи с этим следует признать, что свое классическое развитие теория разделения ветвей власти получила в работах Ш. Монтескье, называвшего три «рода2 власти - законодательную, исполнительную и судебную. Последняя, по его мнению, может быть доверена не какому-нибудь специальному органу, а выборным лицам из народа, привлекаемым к отправлению правосудия на определенное время. Обосновывая насущную необходимость разделения ветвей власти, Ш. Монтескье писал: «Когда законодательные и исполнительные силы объединены в одном и том же человеке или в одном и том же органе магистратуры, то свобода невозможна, так как могут возникнуть опасения, что тот же самый монарх или сенат сможет ввести тиранические законы, использовать их тиранических образом. 

Опят же свободы быть не может, если судебная власть не разделена с законодательной и исполнительной. Если она объединена с законодательной властью, жизнь и свобода субъекта будут подвержены произвольному контролю, судья тогда превращается в законодателя. Если она объединена с исполнительной властью, судья может поступать со всей ожесточенностью угнетателя». 

На американском континенте идеи правового государства воплотил в своей практической деятельности автор «Декларации независимости Соединенных Штатов Америки» Т. Джефферсон. Опираясь на теорию общественного договора Ж.Ж. Руссо, он подвергал критике монархическую форму правления и отстаивал принцип народного суверенитета, равенства всех людей перед законом. В «Декларации» провозглашается, что государство создается для обеспечения неотчуждаемых прав человека на «жизнь, свободу и стремление к счастью». 

Таким образом, включенные в «Декларацию» естественные права человека определяются как неотъемлемые права отдельных индивидов по отношению к государству как целому. Для официальной государственной доктрины того времени это было совершенно новое положение, так как ранее считалось, что правами людей наделяет государство. 

Значительный вклад в философское обоснование теории правового государства внесли такие мыслители нового времени как К. Ясперс и И. Кант. И. Кант рассматривал государство как объединение множества людей, подчиненных правовым законам, и считал, что законодатель должен руководствоваться требованием: «… чего народ не может решить относительно самого себя, того и законодатель не может решить относительно народа». Так оформился еще один принцип концепции правового государства: источником политической власти в правовом государстве является народ; без реальной демократии не может быть правового государства. В самом деле, верховенство закона может обратиться в реакционную силу, если сам закон не отражает воли народа, его интересов и устремлений. 

Однако, в то же время «жесткие рамки абсолютной монархии не способствовали теоретическому восприятию и практическому воплощению русскими учеными идеи разделения власти (прежде всего наиболее радикальных ее положений о равновесии и сдерживании), вынуждали исследователей занимать компромиссную позицию, выражавшуюся в отрицании возможности «делимости государственной власти». 

Б) Понятие «гражданского общества». Развитие учения о гражданском обществе. 

Термин «гражданское общество» стал употребляться уже более двух столетий назад. Однако, в советской правовой науке соответствующее понятие специально не использовалось. На постсоветском пространстве к нему стали обращаться после официального признания в конце 80-х годов концепции правового государства и в связи с ней. При этом основной упор делается на уяснении различий между гражданским обществом и правовым государством. 

Генезис самой идеи гражданского общества, как и правового государства, обнаруживается уже в трудах древнегреческих ученых («Политика» Аристотеля, «Государство» Платона и др). 

В юридическом смысле идея гражданского общества нашла свое выражение в римском гражданском праве (ius civile) и трудах древнеримских правоведов.  

Свое логическое развитие она получила в эпоху Возрождения в произведениях таких раннебуржуазных мыслителей, как Н. Макиавелли, Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза, Ж.-Ж. Руссо, Т. Джефферсон и др. Так, Дж. Локк часто употреблял термин «гражданское общество». Свобода и собственность - вот первооснова гражданского общества по Локку. Государство создается для того, чтобы с помощью закона охранять права и свободы людей. Дальнейшее развитие концепция гражданского общества получила в работах французского просветителя Ш.-Л. Монтескье. Монтескье отмечал, в обществе действуют законы, которые регулируют политическую свободу граждан по отношению к государству, то есть законы, регулирующие политический статус человека. Но существуют и законы, регулирующие гражданские права и свободы. Монтескье замечает, что может сложиться ситуация, когда «при свободном государственном строе гражданин не будет свободным, или при свободе гражданина строй все-таки нельзя будет назвать свободным».  

Но и в них государство (как организация политической власти) и общество (как взаимодействие частных лиц) рассматривались как единое целое. И это понятно, ибо разграничить их было непросто, поскольку государство на весьма значительном этапе развития общества является его политическим выражением. Тем не менее со временем, уже в XIX веке, философы новой формации начинают разграничивать гражданское общество и государство.  

Гражданское общество на протяжении всего Нового времени было и продолжает оставаться могучим двигателем развития цивилизации. Именно ему человечество обязано своими величайшими достижениями в области науки и техники, в повышении уровня жизни населения, в индивидуальном личностном развитии каждого человека. Гражданское общество является также основой развития современной демократии. Историческая практика свидетельствует, что чем более развито гражданское общество, тем больше оснований для демократии. И наоборот: чем менее развито гражданское общество, тем более вероятно установление авторитарных и тоталитарных режимов государственной власти. 

Гражданское общество - это сфера свободной жизнедеятельности граждан и их организаций, огражденная соответствующими законами от произвольного вмешательства и мелочной регламентации со стороны государства. 

Гражданское общество включает в себя экономические, семейно-бытовые, политические, религиозные, а также иные общественные отношения и, соответственно, такие институты, как производственные предприятия, семья, образовательные учреждения, церковь, профессиональные, общественно-политические и другие организации, которые служат тому, чтобы наиболее полно обеспечивать групповые и индивидуальные потребности и интересы, в случае необходимости представляя их в сфере государственной власти. 

Среди основных признаков гражданского общества многие мыслители выделяли следующие: 

- естественно-исторический характер образования; 

- тесная взаимосвязь с правовым государством; 

- наиболее полная реализация прав и свобод человека; 

- сложная социальная структура с доминированием среднего класса; 

- многообразие форм собственности при преобладании частной в рамках рыночной экономики; 

- наличие многочисленных объединений граждан, отражающих широкую палитру хозяйственных, политических, семейных, культурных и иных интересов людей; 

- отсутствие мелочной регламентации и прямого вмешательства государства в жизнедеятельность человеческого общества в целом и отдельных индивидов; 

- самоорганизация и саморегуляция общества и его структурных подразделений. 

Человеческая личность, с ее свободами и правом на самореализацию, являются доминантой гражданского общества, которое отличается от таких общественно-исторических образований прошлого, как община, корпорация, где личностное начало было неразвито и максимально ограничено. 

Исторически гражданское общество возникло лишь с появлением капитализма, который сформировался в рамках западной цивилизации. Именно тогда в европейский странах появились общественные силы, прежде всего собственники, буржуазия, осознающие свои особые, отличные от государственных, интересы и начинающие защищать их на политическом уровне, добиваясь ограничения и смягчения государственной власти. В прошлом, в период доиндустриального общества, государство безраздельно доминировало в общественной жизни, приняв форму монархическо-абсолютистских режимов. Все сферы общественной жизни (экономическая, социальная, культурная и т.д.) составляли одно неразрывное целое с государством. Важнейшие институты общества (семья, собственность, организация труда и т.д.) имели статус элементов государственной жизни. Экономическая власть была объединена с политической. Например, монарх осуществлял монополию не только на политическую власть, но и на экономическую сферу, поскольку был крупнейшим владельцем земли. Каждый отдельный феодал являлся собственником экономических благ и политическим и судебным властелином над своими крестьянами. Государство с помощью прямого принуждения или с помощью правил сословной системы жестко регламентировало всю жизнь индивидов. 

Однако, постепенно сформировалось убеждение, что чрезмерное влияние государства препятствует свободе человека, что оно должно быть ограничено до разумных пределов. Такие идеи стали возможны тогда, когда начал обозначаться переход от традиционного общества к гражданскому, когда государство стало вынуждено трактовать права и свободы не как свой «дар» тем или иным привилегированным слоям населения, а как естественное и неотчуждаемое достояние личности, которое оно должно признавать. Этот переход происходил отнюдь не плавно и безболезненно: в ряде случаев он сопровождался острыми конфликтами между народом и королевской властью. Однако в конечном итоге последняя была вынуждена смириться с появлениями самостоятельности и независимости и встать на путь правового упорядочения своих отношений с населением. 

Свободная самодеятельность индивидов в рамках гражданского общества имеет место лишь тогда, когда в ее основе лежит экономическая независимость людей от государства. Значит, фундаментальной базой свободы всякого человека является его обладание частной собственностью. Надежно защищенная законом собственность, понимается в широком смысле слова как собственность на средства производства, денежные ресурсы, акции, информацию, на свои интеллектуальные и физические способности, позволяет человеку обрести экономическую самостоятельность, уверенность в себе, сохранять достоинство перед лицом власти любого ранга. Поэтому расширение числа собственников - исторически прогрессивный процесс. Видный американский просветитель, третий президент США Т. Джефферсон в одном из своих писем замечал, что каждый благодаря собственности, которой он владеет, или в силу своего удовлетворительного положения заинтересован в поддержании законов и порядка, такие люди могут надежно и с успехом сохранить за собой полный контроль над своими общественными делами и ту степень свободы, которая в руках городской черни Европы сразу же привела бы к разрушению и уничтожению всего народного и частного. 

Информация о работе Государство и общество