Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:34, контрольная работа
С древнейших времен величайших мыслителей интересовали вопросы феномена государства, функционирования и его властных органов, взаимоотношения государства и общества с целью установления наиболее эффективной модели государства для всеобщего благоденствия его народа.
В настоящее время в обществе наметилась тенденция к все более высокому уровню демократизации его жизнедеятельности. В поле этой тенденции очень важно развитие такого социального института, как гражданское общество и правовое государство.
Думается, главным
во взаимодействии гражданского общества
и государства является то, что первое
изменило значимость Конституции страны.
Да, это Основной закон, который определяет
устройство государства, но это и Основной
закон, где зафиксированы права и свободы
человека и гражданина. В результате конституция
становится соглашением гражданского
общества и государства с разграничением
сфер их влияния: для государства - особая
публичная власть, сфера обеспечения общих
интересов; для общества - сфера индивидуальных
свобод, частных интересов.
Гражданское общество
стимулирует правовую деятельность государства,
расширяет контроль представительных
и судебных органов за работой центральной
и местной исполнительной власти, увеличивает
круг лиц, участвующих в выборах, в политической
деятельности, усиливает зависимость
представительных органов власти от действующих
в обществе политических партий и движений,
в том числе притязающих на выражение
и защиту интересов трудящихся и социально
обездоленных.
Развитое гражданское
общество постепенно преобразует функцию
государства как «ночного сторожа». В
его деятельности все больше места занимают
такие общественные функции, как организация
социального обеспечения, управления
народным образованием, здравоохранением.
Из того, что формирование гражданского
общества предполагает разгосударствление
многих сторон его жизнедеятельности,
вовсе не означает, что оно совсем не нуждается
в государственности. Просто государство
должно найти в нем «свое место», отказаться от тотального
контроля и ответственности за решение
всех проблем, переключить внимание на
те сферы, где оно действительно необходимо
и где обязано выполнять свои изначальные
функции (оборона страны, законотворчество,
защита прав граждан, внешняя политика,
бюджет, связь, транспорт и т.п.). На современном
этапе повышается роль государства и в
регулировании экономических отношений,
в частности развивается институт государственного
контроля, государство спорадически вмешивается
в экономику в целях смягчения и преодоления
кризисных явлений.
Нормальное цивилизованное
государство современности - это правовое
и социальное государство с развитыми
институтами представительной и непосредственной
демократии, с подчиненностью всей системы
должностных лиц закону и контролю со
стороны представительных звеньев управленческого
аппарата, с гласной государственной деятельностью
и ответственностью должностных лиц перед
общим судом. В этом смысле гражданскому
обществу государственность необходима
для создания организационно-правовых
основ жизни социума.
В современных публикациях
отмечается большое значение институтов
гражданского общества для интеграции
социума, введения социальных конфликтов
в цивилизованные рамки, продуцирования
норм и ценностей, которые затем скрепляет
своей санкцией государство, образование
среды, где формируется общественно активный
индивид.
Гражданское общество
при продвижении по пути социального прогресса,
становясь более сильным, стремится подчинить
себе государство, максимально развить
в нем функцию ведения общих дел - охраны
правопорядка, борьбы с преступностью,
обеспечения высокого жизненного уровня
населения, создания нормальных условий
для беспрепятственной деятельности индивидуальных
и коллективных собственников, реализации
ими своих прав и свобод, активности и
предприимчивости.
Развитие функции государства
по управлению делами всего общества происходит
через институты демократии, через законодательство,
основанное на признании и гарантиях прав
и свобод человека, через общественное
мнение, многопартийную систему, группы
влияния и свободную прессу.
Взаимодействие гражданского
общества и правового государства осуществляется
и в более конкретных организационно-правовых
формах: государственно-правовой регламентации
функционирования субъектов гражданского
общества, закреплении их конституционно-правового
статуса; участии структур гражданского
общества и прежде всего тех из них, в организации
и деятельности органов государственной
власти и их должностных лиц в личную жизнь
человека и гражданина; законодательном
закреплении обязанности государства
по обеспечению социально-экономической
и политической безопасности человека,
его прав и свобод, которые в совокупности
составляют содержание конституционного
статуса личности.
Следует помнить и
о том, что институты гражданского общества
способствуют переходу управления общественными
делами в руки специалистов, так называемых
менеджеров при сохранении традиционных
институтов демократии и политического
плюрализма. Народы общаются по законам
всемирного рынка, возрастает роль международных
пактов о правах человека, повышается
авторитет прогрессивных международных
организаций, повсеместно развивается
демократия с перспективой замены государства
общественным самоуправлением.
Вывод
Научная мысль прошлого
и настоящего времени выдвинула целый
ряд теорий происхождения государства
- теологическую, патриархальную, теорию
общественного договора, теорию насилия,
психологическую, историко-материалистическую
и др.
Вместе с учениями
о происхождении государства ученых и
философов интересовала и совершенная
модель государства с целью наиболее эффективного
его функционирования и соответствия
потребностям развивающегося общества.
Так возникла теория о правовом государстве,
которая зародилась свыше двух тысячелетий
тому назад в Древней Греции. Именно античные
мыслители - Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель,
Полибий и др. - впервые определили важнейший
принцип правового государства - принцип
господства закона над всеми, в том числе
над правителями. Кроме того, генезис самой
идеи правового государства, как и гражданского
общества обнаруживается в трудах все
тех же древнегреческих ученых («Политика» Аристотеля, «Государство» Платона
и др).
Под гражданским обществом
стали понимать ту сферу общественных
отношений, которые должны находиться
в определенной независимости от государства
(имущественные, рыночные, семейные, религиозные,
нравственные). Гражданское общество все
последовательнее истолковывалось как
область реализации интересов отдельных
индивидов и их объединений, в первую очередь
частных предпринимателей и потребителей,
то есть как сфера отношений, в известной
мере неподконтрольных государственным
институтам. При такой трактовке гражданского
общества государство не должно было вмешиваться
в сферу частных интересов. За ним признавалась
роль «ночного
сторожа», в
лучшем случае арбитра в цивильных (гражданско-правовых)
отношениях.
В современной учебной
литературе в значительной степени сохраняется
гегелевская трактовка гражданского общества,
присущая буржуазным экономическим отношениям.
Г. Гегель полагал, что частная собственность
выступает главной предпосылкой свободы
личности и всего общества.
Широко распространено
мнение, что общество существовало всегда,
но не всегда оно было гражданским обществом,
что только «переход от средневековья
к новому времени - периоду формирования
буржуазного общества - заложил предпосылки
для формирования гражданского общества...
Граждане, в отличие от подданных, являлись
равноправными субъектами, реализовывали
свои интересы в условиях действия права…Гражданское
общество состоит из независимых от государства
субъектов, действующих в рамках закона
самостоятельно. Это - предприниматели,
партии, общественные объединения, движения
и иные негосударственные организации.
Они определяют степень зрелости гражданского
общества, его социальную значимость.
Обобщая высказанные
в литературе суждения, можно определить
современное гражданское общество как
совокупность внегосударственных общественных
отношений (экономических, социально-культурных,
нравственных, корпоративных, семейных,
религиозных и др.), образующих особую
сферу реализации законных интересов
отдельных лиц и их объединений, предполагающих
осуществление естественных прав человека
и гражданина и обеспечивающих свободу
всех форм творческой деятельности личности.
Анализируя учения
и философские взгляды на государство
и гражданское общество можно подойти
к тому убеждения, что только правовое
государство реально может предоставить
полноценные возможности для развития
гражданского общества и, в то же время,
только гражданское общество позволяет
правовому государству функционировать
и развиваться с максимальной эффективностью.
Это единство выражается прежде всего
в совпадении многих целей
и задач - все социальные институты призваны
служить человеку, защищать его права
и интересы. Рассматриваемое единство
проявляется в том, что организация и деятельность
основных общественно-политических, экономических
и социальных структур осуществляется
в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, нормальная
и эффективная работа современного государственного
механизма, все организации политической
власти общества невозможна без развитого
гражданского общества как своеобразного
посредника, важного звена между личностью
и государством. Гражданское общество
есть та социальная среда, где реализуется
большинство прав и свобод граждан и их
объединений.
Литература
1.
Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1981.
2.
Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990.
3.
Канке В.А. "Философия". М.: "Логос",
1998.
4.
Локк Дж. Сочинения в трех томах. М., 1988.
5.
Основы политологии: Курс лекций / Под
общей ред. Иванова С.С - Курск: КГПИ, 1993.
6.
Протасов В.Н. Теория государства и права.
Проблемы теории права и государства:
Вопросы и ответы. - М.: Новый Юрист, 1999.
7.
Спиркин А.Г. Основы философии: Учеб. Пособие
для вузов. - М.: Политиздат, 1988.
8.
Философия. Под ред. Л.Г. Кононовича, Г.И.
Медведева, Ростов-на-Дону "Феникс"
1996.
9. Шаповалов В.Ф. "Основы философии", М.: "Гранд", 1998