Гносеологическая проблематика в философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 13:00, контрольная работа

Краткое описание

Все известные на сегодняшний день культуры объединяет общая идея –обладание знанием оценивается в них как одна из высших человеческих ценностей. Эта идея восходит к области философского знания, имеющей название «гносеология». В гносеологии основной проблемой является проблема становления знания и его оценка.
Гносеология (теория познания) – философская наука, в которой изучаются проблемы природы познания и его возможности. В гносеологии исследуются вопросы, представляющие огромную значимость для человечества. Познаваем ли мир? В каких формах осуществляется познание?

Файлы: 1 файл

гносеология.docx

— 40.77 Кб (Скачать)

Связь относительной и  абсолютной истин выражается в том, что имеющиеся на каждом данном уровне науки абсолютные истины как бы складываются из истин относительных, образуя  всё более полную и точную картину  бесконечного и развивающегося мира. Абсолютно полная картина мира –  предел развития познания, к которому человечество будет приближаться, но никогда не достигнет.

Важнейшей характеристикой  истины является единство в ней объективного и субъективного. Истина объективна по своему содержанию и субъективна по форме выражения. При этом объективность истины является свидетельством того, объективная истина находится в сознании человека, но по своему содержанию не зависит от сознания человека. Это содержание почерпнуто из внешнего мира и адекватно отображено сознанием. От сознания зависит только форма выражения этого знания. Недаром же научные выводы, сделанные независимо друг от друга разными учеными, имеют в каждом конкретном случае специфическую форму выражения. Однако объективность истины подчеркивает то обстоятельство, что она выражает такое знание, содержание которого не зависит ни от человека, ни от человечества. Не случайно К. Поппер отмечал, что классическая концепция понимает под истиной нечто, не зависящее от субъективной точки зрения, и поэтому может считаться теорией объективной истины.

Процесс постижения истины всегда связан с возможностью заблуждений. Более того, заблуждения – неизбежные спутники постижения истины. Когда  мы говорим, что заблуждения неизбежны, что они являются необходимым  элементом познания (в том числе  и научного), это не означает, что  заблуждения имеют ценность, подобную ценности истины. Хотя цель познания –  это истина, но путь к истине лежит  через заблуждения. Иными словами, заблуждения выполняют познавательные функции. Прежде всего, следует подчеркнуть  роль заблуждений в создании проблемной ситуации, которая служит отправным  пунктом для научного открытия. Например, для создания квантовой механики принципиальное значение имела модель электрона как классического  объекта, движущегося по классической орбите вокруг атомного ядра. Само это  утверждение было заблуждением, но оно позволило сформулировать ряд  проблем, решение которых привело  к возникновению квантовой механики. Заблуждения несут также познавательную нагрузку при определении путей  решения проблем: выбор ошибочного решения приводит к сужению поля возможных решений, что создаёт  условия для нахождения правильного  решения.

Истине в познании противостоит не только заблуждение, но и ложь. В  отличие от заблуждений понятие  «ложь» обозначает намеренное введение в заблуждение. Ложь предполагает сознательное искажение действительности, целью  которого является обман. Отделить истину от заблуждения и лжи позволяет  ориентация на обоснование критерия истинности знаний.

Как же проверяется истинность знаний, то есть что является критерием  истины? В истории философии можно  выделить два основополагающих подхода  к ответу на этот вопрос:

решение содержится в рамках самой системы знаний;

практика рассматривается  как критерий истины.

Сторонники первого подхода  исходят из позиции, что критерием  истины является само мышление, так  как благодаря ему рождаются  знания. Поэтому критерием истины, в частности, может выступать  непротиворечивость мышления (Р. Карнап), добросовестность в моральном смысле субъекта познания (В.С. Соловьёв).

В современной гносеологии  употребляется понятие верификация (от лат. доказательство, подтверждение) для обозначения процесса установления истинности научных утверждений с помощью эмпирической проверки. Этот термин получил развитие в логическом позитивизме. Также используется понятие фальсификация (от лат. подделываю), обозначающее логическую процедуру, с помощью которой в научном познании устанавливается ложность гипотезы в результате экспериментальной или теоретической проверки.

Исследование роли практики в познании и, в частности, ее участия  в нем как критерия истины было предпринято в марксизме. Рассмотрение роли практики в познании сопряжено  с ее трактовкой как критерия истинности получаемых знаний. С этих позиций  практика предстает как способ выяснения  истинности или ложности тех или  иных воззрений, положений, выводов, взглядов. Подтверждая или опровергая одни идеи, практика служит основой для  возникновения новых, т. е. она одновременно выступает и как критерий истины, и как основа познания. Ее роль в качестве критерия истины не изолирована, а включена в непрерывный процесс развития знания на базе взаимодействия теории и практики.

Значительное число идей невозможно воплотить в производство без длительного этапа предварительного экспериментирования. Нередко экспериментаторская  деятельность не в состоянии дать окончательного ответа на те или иные вопросы, связанные с познанием конкретного объекта. В этом процессе участвует, кстати, и теория, ранее проверенная на практике. Она, получив практическое подтверждение, дает возможность делать те или иные выводы с «позволения практики».

 

 

Список литературы

 

  • Чумаков А.Н. Глобалистика // Новая философская энциклопедия: В 4 т. – Т. 1. – М.: Мысль, 2000.
  • Алексеев П.В. Социальная философия: Учебное пособие. – М.: ООО «ТК Велби», 2003
  • Философия: конспект лекций: учеб. пособие / В.О. Бернацкий [и др.]; под общ. ред. Н.П. Маховой. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008

 


Информация о работе Гносеологическая проблематика в философии