Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 18:21, курсовая работа
Цель данной работы является анализ и исследование русской философской мысли – от истоков до первой трети XX века.
Объект исследования – русская философия.
Предмет исследования – этапы развития русской философии.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....4
1. Особенности и основные этапы развития русской филологии………….….6
2. Историософия П.Чаадаева…………………..………………………………..15
3. Философия западников и славянофилов….………………………………....20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………29
Резюме……………………….………………….…………………………..….31
АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Кафедра
философских наук
ЗАДАНИЕ
для выполнения курсовой работы
Студентке Маркевич Ксении Викторовне
группы ГУЭзс-1
на тему «Русская философия: особенности и проблематика»
Сроки сдачи работы руководителю 01.06.2011
Наименование разделов темы, этапов работы: Сроки выполнения:
1.«Особенности и основные этапы развития русской 15.03.2011 –
филологии»
2.«Историософия
П.Чаадаева»
3.«Философия
западников и славянофилов»
Руководитель
работы________________________
Задание для
выполнения курсовой работы принял к исполнению.
Студент_____________Подпись.
АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ
РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ
Институт
государственного управления
Кафедра
философских наук
Специальность
«Государственное управление и экономика»
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему
«Русская философия: особенности и проблематика»
Студентка
1 курса, группа ГУЭзс-1, Маркевич Ксения
Викторовна
Руководитель __________________________
________________подпись
Минск 2011
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. Особенности и основные этапы развития русской филологии………….….6
2. Историософия
П.Чаадаева…………………..……………………………
3. Философия
западников и славянофилов….………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………29
Резюме……………………….………………….………………
Введение
Русская философия насчитывает тысячу лет — десять веков — своего существования. Ее начало восходит ко времени Киевской Руси, ее развитие продолжалось в двадцатом столетии и в пределах советского государства, и за его границами, в русском Зарубежье. Вполне естественно, что необходимо осмыслить, в чем состоит национальное своеобразие русской философии, определить конкретные проявления этого своеобразия. Оно проявляется не в языке философских сочинений. Ведь многие из них написаны на старославянском (в Киевской Руси), на немецком и по-латыни (в ХVШ веке, например, ряд статей и писем М. Ломоносова), по-французски (письма Чаадаева), по-английски (историко-философская работа Н. Лосского). Национальному своеобразию философии никак не препятствовала национальная, этническая принадлежность ряда русских философов. Так, Максим Грек был греком, Ф. Прокопович— украинцем, А. Кантемир — молдаванином, Л. Шестов— евреем. Но все они были русскими философами.
Русская
философия с первых веков ее существования
была приобщена к
И все же русская философия обладает своеобразием, отразившим и особенности русской истории, и образа мысли, психологии народа, роли мифологии, религии в формировании этой психологии.
Таким своеобразными чертами является внеуниверситетская свободная форма философствования (письма, поучения, размышления, молитвы, религиозные тексты, статьи),-особая роль нравственных и эстетических мотивов, связь с литературой, с искусством вообще, идеи мессианизма, утопизма, особая роль космических идей и предчувствий. Все эти черты по-разному и в разных сочетаниях проявлялись на протяжении тысячелетия. Хотя в последние десятилетия (20 — 80 годы ХХ века) и начала XXI века своеобразные черты стирались, а история русской мысли сужалась, деформировалась, тем не менее эти черты не исчезли, и, изучая историю русской философской мысли, мы должны их учитывать, не «подгоняя» русскую мысль под единый общеевропейский стандарт.
Русская философия несет на себе печать национально-культурного своеобразия, огромный потенциал духовности, занимая достойное место в мировом историко-культурном процессе. Этим и определяется актуальность данного исследования.
Проблема исследования – особенности русской философии. Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Цель данной работы является анализ и исследование русской философской мысли – от истоков до первой трети XX века.
Объект исследования – русская философия.
Предмет исследования – этапы развития русской философии.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
- показать особенности и основные этапы развития русской философии;
- охарактеризовать историософию Чаадаева;
- раскрыть
характерные особенности западников и
славянофилов.
Многочисленные славянские племена сформировали свое мировоззрение задолго до принятия христианства в 988 году. Это была многовековая сложная и развитая духовная культура родового и раннефеодального строя, носившая мифологический характер. Представителям древних славян были свойственны все характерные черты мифологического сознания, которые предшествовали формированию сознания научно-теоретического, философского, например, в Древней Греции. Таковы черты антропоморфизма, наделения природы человеческими качествами, отсутствие разграничений объекта и субъекта, образный, конкретно-чувственный характер представлений о мире, стирающий различие между фантазией и реальностью, естественным и сверхъестественным, наконец, синкретизм — слитность всех элементов духовной культуры — моральных, религиозных, художественных представлений людей того времени. Это были сильные и жизнерадостные люди, их духовный мир был неразрывно связан с природой. Еще в VI веке византийский историк Прокопий Кесарийский, побывавший в славянских землях, писал, что «судьбы они совсем не знают и не приписывают ей никакого влияния на людей... Поклоняются также рекам и нимфам, и всем им приносят жертвы...»[2,с.49]. В другом сочинении, уже более позднего времени, говорилось, что славяне все зовут богами: солнце и месяц, землю и воду, зверей и гадов, но особенно почитают солнце. Характерно отношение к смерти: она — не полное уничтожение, не гибель тела и души, она — переход в другой мир — подземный, т. е. человек продолжает жить, но только в другом состоянии, в другом — но реальном — мире. Характерно, что мифологические представления славян эволюционировали в сторону все большего выделения высшего, главного бога наряду с другими. Тенденция движения к монотеизму отражала земные потребности, укрепление известной консолидации племен и власти князя. Так, в документах древнего русского права, в договорах дохристианского периода — Игоря и Святослава с греками, говорилось: «Да имеем клятву от бога, в него же веруем, в Перуна и Велеса, бога»[9,с.28]. Здесь уже явно выступает верховный владыка, известная абстракция — сила, не совпадающая с конкретными, ощутимыми богами Перуном и Велесом, которых можно изобразить, вырубить из дерева и камня. Мышление славянских народов развивалось по тому же пути, который раньше привел к формированию монотеистических религий иудаизма и христианства. Славяно-русские языческие верования, которые предшествовали принятию христианства и христианского единобожия, не оставались неизменными на протяжении своей тысячелетней истории.
Видный историк славянской древности, академик Рыбаков выделил четыре этапа в развитии язычества. Первый — самый длительный — это вера в злые и добрые начала в природе. Одни («берегини») спасают, оберегают человека, другие («упыри»)— враждебны ему. Второй этап связан с переходом к более сложным формам хозяйства — от охоты и рыболовства, когда от природы лишь берут ее богатства, к земледелию и скотоводству, когда уже воспроизводятся эти богатства. В этот период главный культ, объект поклонения — Род, это божество плодородия. Третий этап языческих верований совпадает с постепенным образованием государственности, первых зачатков власти, объединяющей различные племена. Здесь среди многих других богатств, связанных с силами природы, выдвигается главный бог — Перун, покровитель воинов, княжеской дружины, главной опоры развивающегося государства. Это уже шаг к единобожию, наконец, четвертый этап — это существование языческих верований в виде многобожия и одухотворения природы уже в христианский период, после 988 года. Еще многие столетия, хотя и в ослабленной форме, в народе держались языческие верования. Традиционным богам молились тайно, Перун, сброшенный в Киеве в Днепр, не исчез, его изображение прятали в лесах, в избах, ибо церковь яростно изгоняла древние культы. Однако никакая сила не может задавить народ, отказаться от своих традиций, вековых привычек. Поэтому христианизация Киевской Руси происходила в условиях двоеверия, а затем и условиях влияния многих дохристианских народных обычаев, праздников, представлений в систему новой веры.
Таким образом, русская философская мысль зародилась в эпоху расцвета Киевской Руси на волне христианизации страны (конец Х века). Ранний период в ее развитии пришелся на XI — XVII века (Древняя и Средневековая Русь). В рамках этого длительного исторического времени происходило становление русской философии и ее идейных потоков, обретение философией национального своеобразия.
Вначале вопросы философского характера, касающиеся мира и бытия человека в нем, раскрывались в летописях как важной форме древнерусской духовной культуры. Так, в «Повести временных лет» были поставлены вопросы о происхождении русской земли, о едином христианском боге, о необходимости бороться со злом и творить добро. В «Слове о полку Игореве» осмысливались социальные отношения того времени, формулировались нравственные основы общественной жизни, поднималась тема служения человека своему Отечеству.
Первым древнерусским философом принято считать киевского митрополита Илариона (XI век). В его «Слове о законе и благодати» центральной темой для осмысления явилась христианская история и место в ней России [5, с. 149]. В «Молитве» Иларион рассматривал природу человека, подчеркивал ее нестойкость и греховность.
В Древней Руси князь Владимир Мономах сформулировал систему этических правил, обращенных к человеку («мирянину»). Ему рекомендовалось обходиться «тремя делами добрыми» — покаянием, слезами и милостынею. К числу важнейших этических норм относились также: не убивать, не гордиться, не лениться, не лгать.
В XIV — XVI вв. большую известность на Руси получили такие мыслители, как Сергий Радонежский, Иосиф Волоцкий, Максам Грек. Они способствовали развитию религиозно-философских представлений о человеке, укреплению русской духовной культуры и национального самосознания.
В это же историческое время на Руси появились ереси как проявление вольнодумства, направленного против официальной церкви. Еретики (Феодосий Косой и др.) критиковали отдельные христианские догмы и обряды, осуждали церковников за стремление к обогащению и нравственную распущенность. В ересях выдвигалась идея равенства всех людей перед Богом и светской властью. В XIV — XVII веках (русское Средневековье) философская мысль в значительной степени переключилась на осмысление социально-политической и историософской проблематики. В это время выделилось и укрепилось Московское княжество как центр будущего единого гoсударства. Этот процесс нашел свое отражение в различных формах общественного сознания — в религии, литературе и устном народном творчестве, а также в философии.
Становление единой русской государственности преломилось, в частности, в учении псковского монаха Филофея о Москве как «третьем Риме». Филофей учил, что в основе человеческой истории лежит божественное провидение, промысел Творца. «Старый Рим», бывший в свое время центром христианства, пал в силу внутренних кризисных процессов и завоевания варварами. «Новый Рим» (Константинополь) стал продолжателем этого вероучения, но и он со временем погиб под ударами турецких завоевателей. По убеждению Филофея, «третьему Риму» (Москве), как якобы истинному наследнику христианского вероучения, суждено «стоять вечно», а четвертому Риму «не бывать». Учение «Москва — третий Рим» обосновывало, таким образом, притязания Московского государства на роль великой державы и особое место в мире [1, с. 150].
Значение
раннего периода истории
Информация о работе Русская философия: особенности и проблематика