Русская философия: особенности и проблематика

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 18:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы является анализ и исследование русской философской мысли – от истоков до первой трети XX века.
Объект исследования – русская философия.
Предмет исследования – этапы развития русской философии.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....4
1. Особенности и основные этапы развития русской филологии………….….6
2. Историософия П.Чаадаева…………………..………………………………..15
3. Философия западников и славянофилов….………………………………....20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………29
Резюме……………………….………………….…………………………..….31

Файлы: 1 файл

russfil.guez1.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

       Славянофильство и западничество являли собой  противоположные мировоззрения  и модели развития русского общества. Но ни одно из этих течений не выразило, да и не могло выразить сложную  и многогранную «русскую идею», т.е. национальное самосознание.

       Оба направления осознавали свое единство, т.к. критически оценивали крепостническую  Россию и дистанцировались от власти. Расходились западники и славянофилы  в понимании исторического процесса, его закономерностей и движущих сил, смыслов и целей исторического бытия, конкретных путей развития конкретного народа. Расходились они и в философских основах своего мировоззрения, ибо славянофилы твердо стояли на почве религиозной философии, а западники разделяли основополагающие идеи западноевропейской рационалистической традиции (вплоть до материализма). Вместе с тем славянофилы были блестящими знатоками европейской философии, испытывали плодотворное воздействие идей немецких философов (прежде всего Шеллинга), а западники, мучительно размышляя и обобщая русский религиозный и исторический опыт, приходили к пониманию исторической уникальности России («русский социализм» и др.).

       Со  временем эти течения постепенно стали вырождаться, уступив дорогу новым социально-философским учениям. Проблема же выбора Россией пути своего исторического развития сохранила свою актуальность, в том числе и в наше время. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

       Принятие  христианства русским народом в 988 г. явилось поворотным пунктом  в его развитии. Процесс христианизации потребовал от тогдашних мыслителей теоцентрических представлений. В процессе христианизации Древней Руси был выбран византийский вариант христианства, и в соответствии с этим выбором русская философия стала развиваться под влиянием византийской философии, в которой преобладали неоплатонические геоцентрические тенденции. Вплоть до реформаторской деятельности Петра 1 русская философия осваивала геоцентрические представления, что соответствует приблизительно периоду западноевропейской средневековой философии.

       Реформы Петра I способствовали более полному ознакомлению русских интеллектуалов с западноевропейской философией. Началось энергичное усвоение ее потенциала.

       Начало  последовательного развития философии  относится ко второй четверти XIX в. Без  малого через век произошла социалистическая революция. Многие философы оказались в эмиграции, где часть из них продолжила свои изыскания. В то же время в социалистической России был насильно положен конец бывшему многообразию философских систем. Соответствующие государственные органы позаботились о том, чтобы возобладала одна философская линия — марксистско-ленинская.

       Русская философия имеет достаточно длительную историю и многогранное идейное  содержание, является органической частью мировой духовной культуры. На ее формирование и развитие огромное влияние оказали такие факторы, как православная религия, острота социального вопроса в стране, особенности географического расположения России в мире, национальное самосознание и другие обстоятельства. В ее содержании непреходящим является наличие таких идейных потоков, как историософский, религиозный и нравственный, естественнонаучный. Славянофильство и западничество являли собой противоположные мировоззрения и модели развития русского общества. Но ни одно из этих течений не выразило, да и не могло выразить сложную и многогранную «русскую идею», т.е. национальное самосознание. Со временем эти течения постепенно стали вырождаться, уступив дорогу новым социально-философским учениям.

       Проблема  же выбора Россией пути своего исторического развития сохранила свою актуальность, в том числе и в наше время. Русская философская мысль традиционно ориентировалась на осмысление прошлого (человеческая история), но в ней всегда присутствовал дух преображения настоящего и тема будущего, искания справедливого и человечного общественного устройства. В этой философии неизменным является также осмысление вопроса о месте и роли России в потоке мировой истории, космическом призвании нашей страны. Русская философия несет в себе огромный потенциал духовности, занимая достойное место в мировом историко-философском процессе и культуре человечества.

       Итак, важнейшими характерными чертами русской  философии являются принципы целостности, положительного всеединства, этического персонализма, соборности, реальной интуиции, истины-праведности, космизма. Разумеется, в данном случае перечислены лишь главные, основополагающие принципы русской философии. Нет оснований считать этот список исчерпывающим суть русской философии.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

      1. Голубинцев, В.О., Танцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов: учебник / В.О. Голубинцев, А.А. Танцев, В.С. Любченко. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. — 512 с.
      2. Горбачёв, В.Г. Основы философии / В.Г. Горбачёв- М: ВЛАДОС, 2003.-338 с.
      3. Емельянов, Б.В. История русской философии / Б.В. Емельянов, В.м. Русаков. – М.: Академический проект, 2005. – 736с.
      4. Зеньковский, В.В. История русской философии. Т. II, ч.2. / В.В. Зеньковский – Л.: ЭГО, 1991; 268 с.
      5. История философии / Под ред. В.П. Кохановского.-Р-на-Д.:Феникс, 2000.-576 с.
      6. История философии : учебник / Ч.С. Кирвель, А.А. Бородич, У.Д. Розенфельд. – Мн.: Новое знание,2001. – 728с.
      7. Маслин, М.А. История русской философии / М.А. Маслин. – М.: Республика,2001. – 639с.
      8. Новейший философский словарь. -Изд. 2-е.- Мн.: Интерпрессервис, 2001.- 1280 с.
      9. Новиков, А.И. История русской философии X-XX веков / А.И. Новиков – СПб.: Лань, 1998; 320 с.
      10. Философский энциклопедический словарь.- М.: ИНФРА-М, 2001.- 576 с.
      11. Философия. Ч.1. История философии / Под ред. В. И. Кириллова.- М.: Юристъ, 1996.- 304 с.
      12. Философия /Под ред. В.К. Лукашевича.- Мн.: БГЭУ, 2001.- 431 с.
      13. Шаповалов, В.Ф. Основы философии. – От классики к современности / В.Ф. Шаповалов – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998. – 576 с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Резюме 

       Русская философская мысль традиционно ориентировалась на осмысление прошлого, но в ней всегда присутствовал дух преображения настоящего и тема будущего, искания справедливого и человечного общественного устройства. В этой философии неизменным является также осмысление вопроса о месте и роли России в потоке мировой истории, космическом призвании. Русская философия несет в себе огромный потенциал духовности, занимая достойное место в мировом историко-философском процессе и культуре человечества.

       В ее содержании непреходящим является наличие таких идейных потоков, как историософский, религиозный и нравственный, естественнонаучный. Славянофильство и западничество являли собой противоположные мировоззрения и модели развития русского общества. Но ни одно из этих течений не выразило, да и не могло выразить сложную и многогранную «русскую идею», т.е. национальное самосознание. 

Информация о работе Русская философия: особенности и проблематика