Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 21:59, курсовая работа
Проблема глобализации для современных социальных наук превратилась в одно из важнейших направлений исследований. За последнее десятилетие число публикаций, посвященных различным аспектам процесса глобализации, росло лавинообразно. В тех из них, авторы которых рассматривали социокультурный ракурс этого процесса, отмечалось, что глобализация ведет к гомогенизации культур, что она является свидетельством кризиса национальных культур, вызывает столкновение исторических общностей людей. Утверждалось также, что глобализация ведет к конфликту цивилизаций, фрагментации мира из-за существующих цивилизационных различий. Наиболее часто исследователи говорили о культурной глобализации, которая выдвигает на первый план проблему мультикультурализма и межкультурных коммуникаций.
Введение 3
1. Теоретические аспекты понятия этничности и глобализации 5
1.1 Исторические этапы и сущность процесса глобализации 5
1.2 Глобализация и проблема сохранения этничности 12
2. Проблемы глобализации и этничности в мировом сообществе 16
2.1 Глобализация и политическая кооперация этнических сообществ 16
2.2 Перспективы сохранения этничности в рамках глобализационных процессов 27
Заключение 39
Список литературы 41
4) Глокализация
— термин предложен
Регулировать
развитие глобальной
В ситуации «глобальной неопределенности», характерной для современности, нашли свое выражение все четыре мегатенденции, и пока не исключена возможность осуществления ни одного из названных сценариев.
Глобализация ведет как к стиранию различий (культурной унификации), так и к появлению новых. Появление новых различий происходит в двух формах:
- форсирование
субкультурных особенностей, подведение
жизненно-стилевых хара
- углубление
уже существующих национа
Государства,
становясь вместилищами для
более чем одной культуры, не
в силах остановить процесс
культурной диверсификации на
Национальное государство как институт утрачивает контроль над самоидентификацией индивидов. Нация постепенно перестает быть тем «воображаемым сообществом», членство в котором переживается как личностное средоточие, как нечто конститутивное для индивидуальной идентичности. Место национального сообщества могут занимать воображаемые сообщества, основанные на идеологии, религии или знании. Для (пост)современных индивидов принадлежность к такому сообществу — субнациональному или наднациональному — может быть важнее их принадлежности нации-государству. Настолько важнее, что они более не считают своим долгом ни службу в армии, ни другие проявления традиционных патриотических добродетелей.
В конце 1990-х гг. среди французов был проведен опрос, в котором предлагалось ответить, «что для вас важнее»:
- государственно-национальна
- социальная принадлежность;
- собственная идентичность.
В пользу
первого ответа высказалось
лишь 6 % тех, кто является пра
Среди сообществ
идентичности, основанных на
религии, наиболее мощными на
сегодняшний день являются группы
исламистов. Не следует, впрочем, представлять
себе исламизм в качестве
Из сообществ идентичности, основанных на идеологии, следует выделить экологизм и феминизм.
Наконец, на
современную политическую и культурную
ситуацию оказывают все
По мере того как XX век шел к своему завершению, все чаще стали говорить о том, что закончилась и эпоха националистических идеологий. И отнюдь не потому, что на смену им пришли «более высокие» наднациональные уровни политических отношений, а потому что они до конца исчерпали свою задачу — создать мир наций-государств. В свое время нация была признана единственно законно существующим политическим организмом. После 1789 г. в мире произошли радикальные преобразования как раз на основе этого принципа.25
В 1910 г. существовало
лишь 15 независимых государств. Даже
в XX в. большинство народов мира
продолжало находиться в
Сама история,
казалось бы, работала и
работает на нацию-государство.
Каждый из трех главных геополитических
сдвигов XX в. (Первая мировая
война, Вторая мировая война
и крах коммунизма в
Достоинство нации-государства
состоит в том, что оно одновременно
связывает общество и культурными,
и политическими факторами: границы
этнического сообщества, где люди
объединены общим прошлым и общей
культурой, в данном случае
идеально совпадают с обла
Отсюда следует
вывод, что это вообще единственная
жизнеспособная политическая
организация, а всякого рода
наднациональные органы, такие,
как Европейский Союз, никогда не
сравняются с национальными
правительствами в
Нужно, однако, сказать, что к тому историческому моменту, когда принцип нации-государства, казалось бы, совершенно укоренился в сознании всего мира, появились мощные силы, угрожающие превратить национальное государство в пережиток прошлого. Заговорили о «кризисе нации-государства» под воздействием внутренних тенденций и внешних угроз. Во внутреннем плане нации-государства испытывают воздействие целого ряда центробежных сил, вызванных активизацией этнических и региональных структур. Повсеместная озабоченность этническими проблемами, может быть, и отражает то обстоятельство, что в ситуации экономической и культурной глобализации нации более не способны обеспечить ни коллективной идентичности, ни вообще чувства причастности к какому-то единому социальному целому. Поскольку все нации-государства так или иначе несут в себе многообразие этносов и культур, воссоздание политики на этнической основе представляет собой открытый вызов модели национального государства. Но в отличие от нации этнические или региональные группы не являются общепризнанными и жизнеспособными политическими единицами — сами они поэтому тяготеют к федерализму и конфедерации. Мы поэтому и видим, например, что в структуре, предусмотренной Европейским Союзом, бельгийские области Фландрия и Валлония получили такую степень самоуправления, что Бельгию лишь формально можно считать нацией-государством.26
Внешняя угроза
целостности нации-госуда
1. Это прогресс
в области вооружений, особенно
ядерных: возникла объективна
2. Это глобализация
экономики: сложился
3. Сам институт
нации-государства, как
4. От других
форм политической организа
Этничность, как субъективно-объективная
характеристика индивида, основанная
на первичной самоидентифика
Глобализация тра
Утрачивается монополия
национального государства
на уникальную культурную миссию
и политически контролируемую идентичность
своих граждан. Это приводит к
существенному возрастанию
Протекающие в эпоху
глобализации этнически разнообразные
миграционные потоки активно участвуют
в структурировании нового глобального
социального пространства. Это
пространство оказывается