Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 21:59, курсовая работа
Проблема глобализации для современных социальных наук превратилась в одно из важнейших направлений исследований. За последнее десятилетие число публикаций, посвященных различным аспектам процесса глобализации, росло лавинообразно. В тех из них, авторы которых рассматривали социокультурный ракурс этого процесса, отмечалось, что глобализация ведет к гомогенизации культур, что она является свидетельством кризиса национальных культур, вызывает столкновение исторических общностей людей. Утверждалось также, что глобализация ведет к конфликту цивилизаций, фрагментации мира из-за существующих цивилизационных различий. Наиболее часто исследователи говорили о культурной глобализации, которая выдвигает на первый план проблему мультикультурализма и межкультурных коммуникаций.
Введение 3
1. Теоретические аспекты понятия этничности и глобализации 5
1.1 Исторические этапы и сущность процесса глобализации 5
1.2 Глобализация и проблема сохранения этничности 12
2. Проблемы глобализации и этничности в мировом сообществе 16
2.1 Глобализация и политическая кооперация этнических сообществ 16
2.2 Перспективы сохранения этничности в рамках глобализационных процессов 27
Заключение 39
Список литературы 41
Будучи связанной с регионализацией и поиском локальных идентичностей, глобализация привела к замещению конфликта между социальными системами, новыми конфликтами и цивилизационными противоречиями. На наш взгляд, глобализация на современном этапе развития человеческого общества не ведет к вытеснению или замещению этничности, а способствует ее актуализации и политизации. Глобализация позволяет расширить политическое и информационное поле культурной партикулярности, она способствует превращению миноритарных этнических сообществ не просто в политически активных игроков, но и в международных акторов. Глобализация позволяет перераспределять ресурсы в пользу тех этнических сообществ и этнических групп, которые находятся в сложном положении, и дает им дополнительные стимулы для самоорганизации и выживания.
Подчеркивая тот факт, что глобализация не вытесняет и не замещает этничность, необходимо, однако, отметить, что, безусловно, процессы глобализации оказывают разрушительное воздействие на этничность. Но конкуренция языков и культур имела место в истории человечества всегда, их породила не глобализация, она способна лишь интенсифицировать эти явления, которые приобретают качественно иной характер. Вместе с тем глобализация дает и новые ресурсы этническим группам для сопротивления процессам унификации и ассимиляции.
Вместе с тем, политическим менеджерам необходимо учитывать, что современная глобализация — это еще и глобализация рисков. В частности, как пишет российский политолог В.И. Пантин, становится очевидным, что происходит «глобализация социально-политических конфликтов, глобализация экологического кризиса, глобализация терроризма и организованной преступности.» По его словам, глобализация есть не одна из многих проблем, а «проблема проблем», которая сложна и противоречива. В отношении этнического и этнополитического развития эта противоречивость проявляется достаточно очевидно. И наиболее очевидна она в практике европейского мультикультурализма, ставшей своеобразным ответом правящих кругов европейских стран на возрастающие масштабы этнических миграций.
Сами эти миграции были вызваны процессами глобализации, ибо развивающиеся мирохозяйственные связи потребовали создания широкого рынка рабочей силы. Но масштабы миграций оказались таковы, что мультикультурализм сам оказался «жертвой» глобализации. Как считают некоторые европейский мультикультурализм «умирает», поскольку политика культурной терпимости в странах Западной Европы привела к формированию «параллельных обществ», которые сформировались из этнических мигрантов и живут ныне по своим законам, полностью изолированы от доминантного общества и в языковом и в культурном плане. В мультикультурном обществе собственная культура этнических мигрантов рассматривалась как форма сохранения их идентичности. В таком качестве она постепенно превращалась в контркультуру, противостоящую общенациональной культуре принимающего мигрантов сообщества. Культурная обособленность становится агрессивной и степень агрессивности зависит от степени отчуждения той или иной группы иммигрантов от основного населения страны. При этом культурные противоречия могут легко трансформироваться в противоречия политические, в политическое противостояние мигрантов доминантному большинству.17
Существует множество сценариев возможного развития мира на ближайшую и отдаленную перспективу, предлагаемых в исследовательской литературе.
В частности, И.
Валлерстайн с позиций мир-
- «неофеодализм»
— формирование автаркичных
регионов с местными иерархиями,
поддержание достаточно
- «демократическая
диктатура» — мир делится
на две «касты»: 20% богатых
с более или менее спра
- «децентрализованный
и справедливый мир» — появление
децентрализованных меха
В то же время, согласно представлениям Р. Робертсона, потенциальные последствия глобализации могут быть представлены в виде четырех возможных сценариев развития мира:
- первый сценарий
предполагает формирование
«всемирной деревни» (М. МакЛюэн),
где каждый житель с помощью
новейших СМК может стать
очевидцем событий мировой ва
- второй сценарий
— мондиалистский — предпола
- согласно
третьему сценарию, мир может
представлять собой в неда
- согласно
четвертому сценарию, мир
Этот последний сценарий все больше привлекает внимание исследователей.
Наконец, ряд авторов на основе существующих разработок и прогнозов выделяют так называемые базовые сценарии глобализации, которые на стадии глобальной неопределенности реализуются одновременно и в различных зонах планеты.19
1) Глобализация
= «вестернизация», культурная ассимиляция
Западом оставшихся
Фундамент данного
неолиберального сценария глобализации
изложен Ф. Фукуямой в его «Конце
истории» (этот концепт означает
общемировую победу либеральных ценностей).
Торжество либеральных и демократических
ценностей центральной цивилизации
ведет к формированию глоба
Дальнейшее развитие и практическую реализацию этот сценарий получил в виде доктрины, неформально принятой ведущими капиталистическими странами и последовательно проводимой в жизнь ВБ и МВФ. Речь идет о так называемом вашингтонском консенсусе 1992 г.
Принципы вашингтонского консенсуса таковы:
- либерализация торговли;
- финансовая либерализация;
- приватизация;
- дерегулирование;
- устранение
барьеров для прямых иностра
- обеспечение прав собственности;
- унифицированные и конкурентные курсы обмена валют;
- сокращение
государственных расходов (
- переключение
государственных расходов на
- налоговая
реформа, направленная на
расширение налоговой базы,
уменьшение предельных ставок
налогообложения и уста
- «социальные сети безопасности».
Позднее к этим
одиннадцати элементам ВБ и
МВФ добавили еще один, связанный
с регулированием отношений
между трудом и капиталом - гибкость
рынков труда, предполагающая
децентрализацию трудовых отношений
на основе сворачивания той
нормативно-правовой базы, которая
обеспечивает защиту
Последовательное
проведение соответствующих социально-
Однако, с другой
стороны, вопрос в том, что это
за органы и в чьих интересах
они действуют. Практика применения
неолиберальных принципов
Возможные прогнозируемые
результаты осуществления
2) Фрагмеграция
(термин, означающий сочетание
процессов интеграции и фра
Бывшие глобальные
рынки будут разделены между
этими группировками в ходе
локальных войн, которые ООН
неспособна предотвратить и
купировать (скорее всего ООН
ждет судьба Лиги Наций). «Интеграция
и раздробленность, глобализация
и территориализация — это
взаимодополняющие процессы. Точнее,
это две стороны одного
3) Локализация
предполагает консолидацию
этнических и цивилизационных
образований на основе