Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 21:59, курсовая работа
Проблема глобализации для современных социальных наук превратилась в одно из важнейших направлений исследований. За последнее десятилетие число публикаций, посвященных различным аспектам процесса глобализации, росло лавинообразно. В тех из них, авторы которых рассматривали социокультурный ракурс этого процесса, отмечалось, что глобализация ведет к гомогенизации культур, что она является свидетельством кризиса национальных культур, вызывает столкновение исторических общностей людей. Утверждалось также, что глобализация ведет к конфликту цивилизаций, фрагментации мира из-за существующих цивилизационных различий. Наиболее часто исследователи говорили о культурной глобализации, которая выдвигает на первый план проблему мультикультурализма и межкультурных коммуникаций.
Введение 3
1. Теоретические аспекты понятия этничности и глобализации 5
1.1 Исторические этапы и сущность процесса глобализации 5
1.2 Глобализация и проблема сохранения этничности 12
2. Проблемы глобализации и этничности в мировом сообществе 16
2.1 Глобализация и политическая кооперация этнических сообществ 16
2.2 Перспективы сохранения этничности в рамках глобализационных процессов 27
Заключение 39
Список литературы 41
Министерство образования и науки Российской Федерации
Южно-Уральский Государственный Университет
Исторический Факультет
Кафедра Политологии
Курсовая Работа
Выполнил: Согин Павел
Научный Руководитель:
Челябинск
2013
Содержание
Введение 3
1. Теоретические аспекты понятия этничности и глобализации 5
1.1 Исторические этапы и сущность процесса глобализации 5
1.2 Глобализация
и проблема сохранения
2. Проблемы глобализации и этничности в мировом сообществе 16
2.1 Глобализация и политическая кооперация этнических сообществ 16
2.2 Перспективы
сохранения этничности в ра
Заключение 39
Список литературы 41
К концу ХХ века мир
опутывают беспрецедентные по охвату
и интенсивности интегра
Актуальность данного исследования обусловлена экономическими, политическими и социальными реалиями современного мира, который находится на стадии коренного изменения. Новая стадия мирового развития ознаменовалась глобализацией как совокупностью многих разноплановых процессов, которые охватывают практически все аспекты функционирования общества. Глобализация представляется естественным, объективным, противоречивым процессом интеграции населения Земли. Любые локальные процессы сегодня сказываются на остальной части мира. Межгосударственные границы становятся легко преодолимыми для людских потоков, товаров, услуг, капитала и информации.
Проблема глобализации
для современных социальных
наук превратилась в одно из
важнейших направлений исследований.
За последнее десятилетие
В условиях прозрачных национальных границ, экономико-финансового взаимодействия, культурного обмена в глобализационном контексте происходят массовые экстенсивные миграционные потоки за пределы их изначального проживания. Массовая миграция неизбежна в современных условиях, так, она способствует становлению беспрецедентного мультикультурного и полиэтничного глобального общества, для которого еще не придуманы механизмы регулирования.
В результате воздействия
этих факторов этничность личности
как комплекс необходимых ей идентификаций
для участия в общественных процессах
становится определяющей. Сегодня
в большей мере уже не нация
как согражданство определяет
идентичность человека, а этничность
как социальное качество
Объектом исследования
является этничность как социальный
феномен в контексте глоба
Предметом исследования является взаимодействие этничности и глобализации.
Цель работы – изучить процессы глобализации и этничности.
Для достижения данной цели требуется решить следующие задачи:
- рассмотреть исторические этапы и сущность процесса глобализации;
- проанализировать
глобализацию и проблему
- охарактеризовать
глобализацию и политическую
кооперацию этнических
- раскрыть перспективы
сохранения этничности в ра
Термин «глобализация» впервые появился в 1983 г. в статье Т. Левита в «Гарвард бизнес ревью» и обозначал феномен слияния рынков отдельных продуктов, производимых отдельными корпорациями. Вплоть до 1987 г. база данных Библиотеки Конгресса США в Вашингтоне не содержала книг, в названии которых использовалось бы понятие «глобализация». С началом 90-х годов XX в. количество книг и статей на эту тему стало увеличиваться лавинообразно. С этого времени термин получил всеобщее распространение, однако одновременно стал наполняться все более широким набором значений.
Поэтому содержание,
генезис и особенно дальнейшие
пути развития процессов глоба
Одни исследователи понимают глобализацию достаточно узко — как объективный процесс «формирования финансово-информационного пространства на базе новых, преимущественно компьютерных, технологий» - и связывают ее начало с 90-ми годами XX в.1
Многие акцентируют
экономическое содержание
Другие исследователи считают, что «введение в оборот термина «глобализация» было пропагандистским ответом элит на протесты против неолиберализма» (Б.Ю. Кагарлицкий, Н. Хомский и др.), т.е. концепция «глобализации» рассматривается как новое идеологическое обоснование власти транснациональных корпораций, прежде всего американских.
Третьи видят в глобализации современную стадию процесса интеграции мира, формирования целостной человеческой цивилизации, предвестие глобального гражданского общества и начало новой эры мира и демократизации. Как отмечал Н.Н. Моисеев, «интеграционные и дезинтеграционные тенденции непрерывно взаимодействуют в истории человечества, и их противоречивость непрерывно рождает новые формы организации государственной и национальной жизни. И нет однозначного решения, как и нет единственной «научной» и к тому же «правильной» идеологии».2
Существует множество попыток дать краткое, но емкое определение глобализации, и пока прийти к общему знаменателю не удается. Однако для многих приемлемо понимание современного этапа глобализации, предложенное Энтони Гидденсом, который определяет его как «интенсификацию всемирных отношений, связывающих отдаленные друг от друга места таким образом, что локальные события формируются событиями, происходящими за многие мили отсюда, и наоборот».
Сегодня мы живем
в глобальном взаимосвяза
Существует широко распространенное мнение, что глобализация ведет к утрате политической власти и влияния национальными государствами, которые, согласно формуле Д. Белла, «...становится слишком маленьким для больших житейских проблем и слишком большим — для маленьких». Наиболее радикальные адепты глобализации даже называют нации-государства «ностальгическими фикциями» (Кен Омаэ) и утверждают, что «сама эпоха национальных государств близка к своему концу». «Вполне вероятно, что возникающий постнациональный порядок окажется не системой гомогенных единиц (как современная система национальных государств), а системой, основанной на отношениях между гетерогенными единицами (такими, как некоторые социальные движения, некоторые группы интересов, некоторые профессиональные объединения, некоторые неправительственные организации, некоторые вооруженные образования, некоторые юридические структуры)». Надо сказать, что для таких умозаключений есть вполне объективные основания.3
Однако современная
действительность дает не меньше
поводов для противоположного вывода:
«...для того, чтобы отпевать
государственные формы организации
общества, оснований пока нет.
Одно из важнейших последствий глобализации
— не ослабление функций госуда
Невозможно, тем не менее, отрицать неизбежность радикальных перемен мирового масштаба в не столь отдаленном будущем. Многие аналитики согласны с тем, что 11 сентября 2001 г. закончился некий этап развития процессов глобализации, в терминах концепции Валлерстайна произошел надлом в процессе американской гегемонии. Начался исторический период, который, используя терминологию синергетиков, можно назвать «точкой бифуркации» — когда система подходит к кризису и у нее появляется максимум вариантов выбора в некоем широком коридоре возможностей. Не случайно Р. Робертсон еще в начале 1990-х гг. отмечал, что мир с 1969 г. вступил в фазу глобальной неопределенности.
Непосредственно
с исследованием перспектив национального
государства в эпоху глоба
Одна из наиболее веских причин этого — массовая иммиграция, ставшая в конце XX в. для стран Запада центральной социальной проблемой. В результате массовой послевоенной иммиграции, прежде всего, из стран «третьего мира» в Соединенных Штатах и в Западной Европе все в большей степени формируются полиэтнические и мультикультурные общества.4
Можно также уверенно
утверждать, что еще долго не
исчезнет и не потеряет актуальность
проблема движений за самоопределение,
как и проблема поиска орга