Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 21:59, курсовая работа
Проблема глобализации для современных социальных наук превратилась в одно из важнейших направлений исследований. За последнее десятилетие число публикаций, посвященных различным аспектам процесса глобализации, росло лавинообразно. В тех из них, авторы которых рассматривали социокультурный ракурс этого процесса, отмечалось, что глобализация ведет к гомогенизации культур, что она является свидетельством кризиса национальных культур, вызывает столкновение исторических общностей людей. Утверждалось также, что глобализация ведет к конфликту цивилизаций, фрагментации мира из-за существующих цивилизационных различий. Наиболее часто исследователи говорили о культурной глобализации, которая выдвигает на первый план проблему мультикультурализма и межкультурных коммуникаций.
Введение 3
1. Теоретические аспекты понятия этничности и глобализации 5
1.1 Исторические этапы и сущность процесса глобализации 5
1.2 Глобализация и проблема сохранения этничности 12
2. Проблемы глобализации и этничности в мировом сообществе 16
2.1 Глобализация и политическая кооперация этнических сообществ 16
2.2 Перспективы сохранения этничности в рамках глобализационных процессов 27
Заключение 39
Список литературы 41
В государствах,
уважающих права человека,
Наконец, то обстоятельство,
что мы живем в мультиэтническом
государстве, где не сформировалась
«российская» политическая нация,
поскольку переход от имперского
типа государственности у нас
еще далеко не завершен, а ряд
этнических общностей «горят желанием»
стать нациями, т. е. обрести свою
национальную государственность,
делает неизбежным и важным
для этнополитологии ра
Естественно, не
обошли вниманием проблему глобализации
и российские этнологи, и западные
социальные антропологи. В работе
М.Н. Губогло «Идентификация
Если обратиться к сущностным характеристикам глобализации, то здесь акценты делаются чаще всего на качественно новом уровне интегрированности, целостности и взаимозависимости мира. Нынешний этап глобализации исследователи рассматривают как дополнение растущей взаимозависимости стран усиливающейся транснационализацией хозяйственной, информационной и других видов деятельности. Транснационализация ведет к постнационализму, когда реальной становится перспектива «растворения» наций и государств в более сложных и прежде не существовавших международных структурах.6
Такое понимание глобализации предполагает, что этнический фактор утрачивает свое значение во внутренней и международной политике, что доминирующее значение приобретают новые идентичности и новые системы ценностей, разрушающие прежние культурные границы. В этой связи английский ученый Энтони Смит задает резонный вопрос: «Можно ли представить время, когда на смену не только этническому национализму, но и национальным государствам, национальным идентичностям и национализму как таковому придет космополитическая культура и наднациональное правление?». Анализируя позиции тех исследователей проблем национализма, которые рассматривают его в контексте глобализации, он отмечает, что они предрекают, во-первых, неизбежный упадок «национального государства», во-вторых, замену национализма и, в-третьих, преодоление этничности.
Те, кто используют понятия «наднационализм» и «глобальная культура», указывают на фрагментацию национальных идентичностей, утрату экономического суверенитета и растущую политическую взаимозависимость национальных государств. Но вместе с тем имеются и свидетельства того, что «в эпоху добровольных сетей социального взаимодействия, основывающихся на потребностях и деятельности индивидов, этнонациональная организация служит важным каналом для индивидуальной идентификации и солидарности... Этнонациональные движения политически активны и к тому же служат основой для формирования культуры». Имеет место не преодоление этничности, а возрождение «этнических уз самими процессами глобализации». Более того, события последнего десятилетия ХХ в. позволили Э. Смиту высказать мнение об очевидном «глобальном этническом возрождении».7
Действительно, пока мы наблюдаем не формирование новых глобальных идентичностей, не замещение и преодоление этничности «наднационализмом», а явную актуализацию этничности плюс к этому усиление регионализма. Неслучайно в последние годы все чаще говорят о «Европе регионов». Правда, процессы глобализации приводят к формированию новых трансграничных регионов или «еврорегионов», которые формируются на стыке прежних государственных границ. Примером таких «еврорегионов» можно назвать разделенный город Хапаранд/Торнио на границе Швеции и Финляндии, еврорегион Нейсе-Ниса-Нысса на стыке границ Чехии, Польши и Германии или планируемый регион Карелия по обе стороны российско-финской границы. Но все эти регионы имеют прочные исторические и этнические основания для своего возникновения и призваны главным образом содействовать «расширению контактов между жителями приграничных территорий», облегчению «процесса пересечения границ для людей и групп» между естественно тяготеющими друг к другу территориями.
Вместе с тем за пятьдесят лет интенсивной европейской интеграции все еще не сложилось условий для того, чтобы можно было говорить об общеевропейской культуре или общеевропейской идентичности, хотя элементы того и другого существуют. Впрочем, главной ошибкой многих апологетов глобализации является их убежденность в том, что новые культурные стандарты и новые глобальные идентичности обязательно должны замещать старые, и прежде всего этнические. В то же время само этническое самосознание неоднородно и демонстрирует возможные формы сосуществования разных идентичностей. Члены этнических сообществ могут обладать как общеэтническим самосознанием, так и субэтническим, т.е. одновременно соотносить себя с этносом в целом и с этнографической группой или субэтносом, например француз и корсиканец, русский и донской казак, немец и баварец, даргинец и кубачинец.
Важно иметь в виду, что экономическая сущность процесса глобализации, выражающаяся в доминировании транснациональных компаний и интеграции производственных систем, которая, казалось бы, ломает все границы и ограничения эпохи доминирования национальных государств, на самом деле жестко регламентируется национальными правительствами путем имеющихся в их руках институциональных форм. Деятельность транснациональных компаний, как правило, привязана к определенным национальным государствам, и последние сохраняют решающее влияние на них.8
В системе координат мира
эпохи глобализации уже не национально-государственна
В условиях прозрачных национальных границ, экономико-финансового взаимодействия, культурного обмена в глобализационном контексте происходят массовые экстенсивные миграционные потоки за пределы их изначального проживания. Массовая миграция неизбежна в современных условиях, так, она способствует становлению беспрецедентного мультикультурного и полиэтничного глобального общества, для которого еще не придуманы механизмы регулирования. За счет миграционных потоков, которые стали не только результатом глобальных экономических, геополитических процессов, но и частичным основанием самой глобализации, происходит дополнительная актуализация этничности в мире в эпоху глобализации. Консолидация людей вне изначальных мест проживания на территории иного национального государства первично происходит на основе этнических признаков: единство языка, культуры, традиций, менталитета, самосознания и самоназвания.9
В результате воздействия
этих факторов этничность личности
как комплекс необходимых ей идентификационных
признаков для участия в общественных
процессах становится определяющей.
Сегодня в большей мере уже
не нация как согражданство определяет
идентичность человека, а этничность
как социальное качество
Этнос как общность людей,
для которых свойственно
Миграционные потоки, порожденные процессами глобализации, свободно перемещают большие массы представителей различных этносов, которые при этом не только не отказываются от своей этнической идентичности, но нередко активно апеллируют к ней. Тем самым создаѐтся новая субструктура глобального социального пространства, в которой в новых формах осуществляется консолидация людей на основе этнических признаков: единства языка, унаследованных элементов культуры, самосознания. Таким образом, массовая миграция влияет на актуализацию этничности, которая компенсирует социально-психологический дискомфорт, связанный с утратой прежней культурной среды.10
В результате
глобализационных процессов формируется
мультикультурный мир как новая
социокультурная система с плюрализмом
культурных традиций и этническим
многообразием, где социальные
и культурные процессы все менее
привязываются к рамкам границ
национальных государств. Эти
обстоятельства становятся
Процессы глобализации, не отменяя этничности и не ослабляя ее влияния на общественное развитие, сказываются на положении этнических сообществ и групп, создают новые реальности и новые перспективы для этнического развития и актуализации этничности. Ломка прежних преград, развитие информационных и культурных связей позволяют этнически родственным сообществам укреплять солидарность, заимствовать эффективные образцы самоорганизации, рассчитывать на деле экономической и социальной модернизации.
Надежды такого рода имеют место не только в среде интеллигенции и активистов национальных движений, но и в академической среде. В качестве доказательства сошлемся на монографию удмуртского исследователя И.К. Калинина, в которой он, в частности, выражает надежду, что российские финноугорские народы имеют шанс противостоять ассимиляции и выстоять в конкуренции языков и культур, опираясь на поддержку родственных им народов на Западе: «Встречное расположение к культурному сближению со стороны Финляндии, Венгрии, Эстонии обещает хорошие перспективы. В изучении и интерпретации культуры этих стран, прежде всего, необходимо усвоение тех моментов ментальности, которые конструируют современное общество, ориентируя человека не на потребление плодов цивилизации, чем, к сожалению, грешит интерпретация Запада российским общественным сознанием, а на их производство. Для восточных финнов более близкое знакомство с жизнью финнов Финляндии или венгров означает поэтому, кроме всего прочего, и возможность "прицепиться" к первому эшелону модернизации».
Развитие сотрудничества
между «родственными народа