Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 10:14, реферат
Появление софистов на философском горизонте сопровождалось четкой постановкой вопроса о роли субъекта (человека) в процессе познания. Тем самым софисты впервые выдвинули гносеологическую проблему достоверности человеческих знаний и возможности объективных истин.
все присутствовавшие лучше могли бы объяснить то, что сделано этими поэтами, чем
они сами. Таким образом, и относительно поэтов вот что я узнал в короткое время:
не мудростью могут они
способностью и в исступлении,
подобно гадателям и
говорят много хорошего, но совсем не знают того, о чем говорят . Нечто подобное,
как мне показалось, испытывают и поэты; и в то же время я заметил, что
вследствие своего поэтического дарования они считали себя мудрейшими из людей и
в остальных отношениях, чего на деле не было. Ушел я и оттуда, думая, что
превосхожу их тем же самым, чем и государственных людей.
Под конец уж пошел я к ремесленникам. Про себя я знал, что я попросту ничего не
знаю, ну а уж про этих мне было известно, что я найду их знающими много
хорошего. И в этом я не ошибся: в самом деле, они знали то, чего я не знал, и
этим были мудрее меня. Но, о мужи афиняне, мне показалось, что они грешили тем
же, чем и поэты: оттого, что они хорошо владели искусством, каждый считал себя
самым мудрым также и относительно прочего, самого важного, и эта ошибка
заслоняла собою ту мудрость, какая у них была; так что, возвращаясь к изречению,
я спрашивал сам себя, что бы я для себя предпочел, оставаться ли мне так, как
есть, не будущий ни мудрым их мудростью, ни невежественным их невежеством, или,
как они, быть и тем и другим. И я отвечал самому себе и оракулу, что для меня
выгоднее оставаться как есть.
Вот от этого самого исследования, о мужи афиняне, с одной стороны, многие меня
возненавидели, притом как нельзя сильнее и глубже, отчего произошло и множество
клевет, а с другой стороны, начали мне давать это название мудреца, потому что
присутствующие каждый раз думают, что сам я мудр в том, относительно чего я
отрицаю мудрость другого. А на самом деле, о мужи, мудрым-то оказывается бог, и
этим изречением он желает сказать, что человеческая мудрость стоит немногого или
вовсе ничего не стоит, и, кажется, при этом он не имеет в виду именно Сократа, а
пользуется моим именем для примера, все равно как если бы он говорил, что из
вас, о люди, мудрейший тот, кто, подобно Сократу, знает, что ничего-то по правде
не стоит его мудрость. Ну и что меня касается, то я и теперь, обходя разные
места, выискиваю и допытываюсь по слову бога, не покажется ли мне кто-нибудь из
граждан или чужеземцев мудрым, и, как только мне это не кажется, спешу
поддержать бога и показываю этому человеку, что он не мудр. И благодаря этой
работе не было у меня досуга сделать что-нибудь достойное упоминания ни для
города, ни для домашнего дела, но через эту службу богу пребываю я в крайней
бедности.
Кроме того, следующие
за мною по собственному
всего больше досуга, сыновья самых богатых граждан, рады бывают послушать, как я
испытываю людей, и часто подражают мне сами, принимаясь пытать других; ну и я
полагаю, что они находят многое множество таких, которые думают, что они что-то
знают, а на деле ничего не знают или знают одни пустяки. От этого те, кого они
испытывают, сердятся не на самих себя, а на меня и говорят, что есть какой-то
Сократ, негоднейший человек, который развращает молодых людей. А когда спросят
их, что он делает и чему он учит, то они не знают, что сказать, но, чтобы скрыть
свое затруднение, говорят то, что вообще принято говорить обо всех любителях
мудрости: он-де занимается тем, что в небесах и под землею, богов не признает,
ложь выдает за истину. А сказать правду, думаю, им не очень-то хочется, потому
что тогда оказалось бы, что они только делают вид, будто что-то знают, а на деле
ничего не знают. Ну а так как они, думается мне, честолюбивы, могущественны и
многочисленны и говорят обо мне согласно и убедительно, то и переполнили ваши
уши, клевеща на меня издавна и громко. От этого обрушились на меня и Мелет, и
Анит, и Ликон: Мелет, негодуя за поэтов, Анит - за ремесленников, а Ликон - за
риторов. Так что я удивился бы, как говорил вначале, если бы оказался способным
опровергнуть перед вами в столь малое время столь великую клевету. Вот вам, о
мужи афиняне, правда, как она есть, и говорю я вам без утайки, не умалчивая ни о
важном, ни о пустяках. Хотя я, может быть, и знаю, что через это становлюсь
ненавистным, но это и служит доказательством, что я сказал правду и что в
этом-то и состоит клевета на меня и таковы именно ее причины. И когда бы вы ни
стали исследовать это дело, теперь или потом, всегда вы найдете, что это так.
Итак, что касается первых моих обвинителей, этой моей защиты будет обвинителей
достаточно; а теперь я постараюсь защищаться против Мелета, любящего, как он
говорит, наш город, и против остальных обвинителей. Опять-таки, конечно, примем
их обвинение за формальную присягу других обвинителей. Кажется, так: Сократ,
говорят они, преступает закон тем, что развращает молодых людей и богов, которых
признает город, не при- с знает, а признает другие, новые божественные знамения.
Таково именно обвинение; рассмотрим же каждое слово этого обвинения отдельно.
Мелет говорит, что я преступаю закон, развращая молодых людей, а я, о мужи
афиняне, утверждаю, что преступает закон Мелет, потому что он шутит важными
вещами и легкомысленно
печалится о вещах, до которых ему никогда не было никакого дела; а что оно так,
я постараюсь показать это и вам.
- Ну вот, Мелет, скажи-ка ты мне: неправда ли, для тебя очень важно, чтобы
молодые люди были как можно лучше?
- Конечно.
- В таком случае скажи-ка ты вот этим людям, кто именно делает их лучшими?
Очевидно, ты знаешь, коли заботишься об этом. Развратителя ты нашел, как
говоришь: привел сюда меня и обвиняешь; а назови-ка теперь того, кто делает их
лучшими, напомни им, кто это. Вот видишь, Мелет, ты молчишь и не знаешь что
сказать. И тебе не стыдно? И это не кажется тебе достаточным доказательством,
что тебе нет до этого никакого дела? Однако, добрейший, говори же: кто делает их
лучшими?
- Законы.
- Да не об этом я спрашиваю, любезнейший, а о том, кто эти люди, что прежде
всего знают их, эти законы.
- А вот они, Сократ, - судьи.
- Что ты говоришь, Мелет! Вот эти самые люди способны воспитывать юношей и
делать их лучшими?
- Как нельзя более.
- Все? Или одни способны, а другие нет?
- Все.
- Хорошо же ты говоришь,
клянусь Герой, и какое
других! Ну а вот они, слушающие, делают юношей лучшими или же нет?
- И они тоже.
- А члены Совета?
- Да, и члены Совета.
- Но в таком случае, Мелет, не портят ли юношей те, что участвуют в Народном
собрании? Или и те тоже, все до единого, делают их лучшими?
- И те тоже.
- По-видимому, кроме меня, все афиняне делают их добрыми и прекрасными, только я
один порчу. Ты это хочешь сказать?
- Как раз это самое.
- Большое же ты мне, однако, приписываешь несчастье. Но ответь-ка мне: кажется
ли тебе, что так же бывает и относительно лошадей, что улучшают их все, а портит
кто-нибудь один? Или же совсем напротив, улучшать способен кто-нибудь один или
очень немногие, именно знатоки верховой езды, а когда ухаживают за лошадьми и
пользуются ими все, то портят их? Не бывает ли. Мелет, точно так же не только
относительно лошадей, но и относительно всех других животных? Да уж само собою
разумеется, согласны ли вы с Анитом на это или не согласны, потому что это было
бы удивительное счастье для юношей, если бы их портил только один, остальные же
приносили бы им пользу. Впрочем, Мелет, ты достаточно показал, что никогда не
заботился о юношах, и ясно обнаруживаешь свое равнодушие: тебе нет никакого дела
до того самого, из-за чего ты привел меня в суд.
А вот, Мелет, скажи нам еще, ради Зевса: что приятнее, жить ли с хорошими
гражданами или с дурными? Ну, друг, отвечай! Я ведь не спрашиваю ничего
трудного. Не причиняют ли дурные какого-нибудь зла тем, которые всегда с ними в
самых близких отношениях, а добрые - какого-нибудь добра?
- Конечно.
- Так найдется ли кто-нибудь, кто желал бы скорее получать от ближних вред, чем
пользу? Отвечай, добрейший, ведь и закон повелевает отвечать. Существует ли
кто-нибудь, кто желал бы получать вред?
- Конечно, нет.
- Ну вот. А привел ты меня сюда как человека, который портит и ухудшает юношей
намеренно или ненамеренно?
- Который портит намеренно.
- Как же это так, Мелет? Ты, такой молодой, настолько мудрее меня, что тебе уже
известно, что злые причиняют своим ближним какое-нибудь зло, а добрые - добро, а
я, такой старый, до того невежествен, что не знаю даже, что если я кого-нибудь
из близких сделаю негодным, то должен опасаться от него какого-нибудь зла, и вот
такое-то великое зло я добровольно на себя навлекаю, как ты утверждаешь! В этом
я тебе не поверю, Мелет, да и никто другой, я думаю, не поверит. Но или я не
порчу, или если порчу, то ненамеренно; таким образом, у тебя-то выходит ложь в
обоих случаях. Если же я порчу ненамеренно, то за такие невольные проступки не
следует по закону приводить сюда, а следует, обратившись частным образом, учить
и наставлять; потому, ясное дело, что, уразумевши, я перестану делать то, что
делаю ненамеренно. Ты же меня избегал и не хотел научить, а привел меня сюда,
куда по закону следует приводить тех, которые имеют нужду в наказании, а не в
научении.
Но ведь это уже ясно, о мужи афиняне, что Мелету, как я говорил, никогда не было
до этих вещей никакого дела; а все-таки ты нам скажи. Мелет, каким образом,
по-твоему, порчу я юношей? Не ясно ли, по обвинению, которое ты против меня
подал, что я порчу их тем, что учу не почитать богов, которых почитает город, а
почитать другие, новые божественные знамения? Не это ли ты разумеешь, говоря,
что своим учением я врежу?
- Вот именно это самое
- Так ради них. Мелет, ради этих богов, о которых теперь идет речь, скажи еще
раз то же самое яснее и для меня, и для этих вот мужей. Дело в том, что я не
могу понять, что ты хочешь сказать: то ли, что некоторых богов я учу признавать,
а следовательно, и сам признаю богов, так что я не совсем безбожник и не в этом
мое преступление, а только я учу признавать не тех богов, которых признает
город, а других, и в этом-то ты меня и обвиняешь, что я признаю других богов;
или же ты утверждаешь, что я вообще не признаю богов, и не только сам не
признаю, но и других этому научаю.
- Вот именно, я говорю, что ты вообще не признаешь богов.
- Удивительный ты человек, Мелет! Зачем ты это говоришь? Значит, я не признаю
богами ни Солнце, ни Луну, как признают прочие люди?
- Право же так, о мужи судьи, потому что он утверждает, что Солнце-камень, а
Луна-земля.
- Берешься обвинять Анаксагора, друг Мелет, и так презираешь судей и считаешь их
столь несведущими по части литературы! Ты думаешь, им неизвестно, что книги
Анаксагора Клазоменского
оказывается, узнают это от меня, когда они могут узнать то же самое, заплативши
за это в орхестре иной раз не больше драхмы, и потом смеяться над Сократом, если
бы он приписывал эти мысли себе, к тому же еще столь нелепые! Но скажи, ради
Зевса, так-таки я, по-твоему, никаких богов и не признаю?
- То есть вот ничуточки!
- Это невероятно, Мелет, да, мне кажется, ты и сам этому не веришь. Что касается
меня, о мужи афиняне, то мне кажется, что человек этот большой наглец и озорник
и что он подал на меня эту жалобу просто по наглости и озорству да еще по
молодости лет. Похоже, что он придумал загадку и пробует: заметит ли Сократ, наш
мудрец, что я шучу и противоречу сам себе, или мне удастся провести и его, и
прочих слушателей? Потому что мне кажется, что в своем обвинении он сам себе
противоречит, все равно как если бы он сказал: Сократ нарушает закон тем, что не
признает богов, а признает богов. Ведь это же шутка!
Ну вот посмотрите, так ли он это говорит, как мне кажется. Ты, почтеннейший
Мелет, отвечай нам, а вы помните, о чем я вас просил вначале, - не шуметь, если
я буду говорить по-своему. Есть ли. Мелет, на свете такой человек, который дела
бы людские признавал, а людей не признавал? Скажите ему, о мужи, чтобы он
отвечал, а не шумел бы то и дело. Есть ли на свете кто-нибудь, кто бы лошадей не
признавал, а все лошадиное признавал бы? Или: флейтистов бы не признавал, а игру
на флейте признавал бы? Не существует такого, любезнейший! Если ты не желаешь
отвечать, то я сам буду говорить тебе, а также вот и им. Ну а уж на следующее ты
должен сам ответить: есть ли на свете кто-нибудь кто бы знамения божественные
признавал, а гениев бы не признавал?
- Нет.
- Наконец-то! Как это хорошо, что они тебя заставили ответить! Итак, ты