Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 10:14, реферат
Появление софистов на философском горизонте сопровождалось четкой постановкой вопроса о роли субъекта (человека) в процессе познания. Тем самым софисты впервые выдвинули гносеологическую проблему достоверности человеческих знаний и возможности объективных истин.
Философские взгляды софистов и Сократ
Появление софистов на философском
горизонте сопровождалось четкой постановкой
вопроса о роли субъекта (человека)
в процессе познания. Тем самым
софисты впервые выдвинули
Эта схема мысли характерна
и для Протагора. В своих рассуждениях
он исходит из тезиса гераклитовца
Кратила, утверждавшего, что о вещах,
вовлеченных во всеобщий процесс
движения и изменения, нельзя сказать
ничего определенного. И если мы тем
не менее утверждаем нечто о вещах,
то из этого факта еще не следует,
что наши суждения обладают объективной
ценностью и не являются субъективными:
необходимо помнить, что свойства и
качества вещей суть отношения и
возникают они в результате взаимодействия
вещей, их движения и изменения. Поэтому
нельзя говорить о существовании
свойств вещей самих по себе. Это
значит также, что сами ощущения, появляющиеся
вследствие взаимодействия воспринимаемого
предмета и воспринимающего органа
чувства, существуют до тех пор, пока
имеется названное
Из сказанного следует, что никаких объективных знаний нет, есть только «мнения». Всякое мнение в равной мере истинно и ложно: о каждой вещи можно высказать одновременно разные и, более того, противоречащие одно другому суждения, причем они будут одинаково убедительны. Ибо «каким каждый человек ощущает нечто, таким, скорее всего, оно и будет для каждого (152 с), то есть все, что кому как кажется, так оно и есть. Отсюда принцип: «Мера всех вещей — человек...» (152 а). То есть мир вещей таков, каким он представляется в наших ощущениях; знание о мире не выходит за пределы ощущений и переживаний субъекта. Конечный вывод — объективная истина, в строгом смысле слова, невозможна.
Но если объективной истины нет, и человек является мерой (критерием) всех вещей в своем представлении, то он является мерой всех норм и в своем поведении. И если для каждого истинным (нравственным, законным и т. д.) является то, что ему кажется таковым, то мы не гарантированы от вытекающего отсюда вывода, что каждому, говоря словами Ф. М. Достоевского, «все позволено».
Далее, если истины нет, а
есть лишь мнения в качестве описаний
психологических переживаний
Но в этом случае со всей
определенностью вставал вопрос
о богах, об их объективном существовании.
Из рассуждений Протагора
На вопрос о том, существуют ли боги сами по себе («по природе») и независимо от согласованного «мнения» большинства людей, Протагор давал несколько уклончивый ответ: не решаясь на открытый атеизм, он выдвигал скептический тезис: «О богах я не умею сказать, существуют ли они или нет, и каковы они по виду. Ведь много препятствий для знания — неясность дела и краткость человеческой жизни» (80, В 4 ДК). Известно, что скептицизм Протагора в отношении объективного бытия богов был квалифицирован общественным мнением Афин как «нечестивость». Более того, философ подвергся судебному преследованию; он был осужден на смертную казнь, но спасся, бежав из Афин. Его книга «О богах» была публично сожжена.
Отправляясь от идеи об условном
(договорном) характере правовых и
нравственных норм, а также религиозных
представлений, софист Критий пришел к
выводу о религии как выдумке
умного законодателя (88, В 25 ДК). Согласно
Критию, религия была введена в
качестве дополнительной меры к законам.
Так как закон в силах
Хотя теория познания Протагора
страдала односторонностью (не выходила
за рамки психологии и психологизма,
то есть ограничивалась описанием ощущений
и восприятии субъекта, его переживанием),
тем не менее, она была значительным
завоеванием теоретической
Внимание Протагора и
софистов было направлено на отдельных
индивидов и на многообразие форм
общественной жизни — на пестрое
разнообразие обычаев, нравов и укладов
жизни людей, на подвижный и изменчивый
характер общественных явлений. Все
неизменное и постоянное было объявлено
фикцией. Они объявили фиктивными и
всякие общие определения и понятия.
С этой точки зрения нельзя говорить,
например, о сущности человека вообще.
Поиски «человека вообще» («универсального»
человека философов) были признаны бесполезным
занятием. Таким же занятием они
провозгласили поиски «истины вообще»,
«справедливости вообще» и чего
бы то ни было «вообще». По логике рассуждений
Протагора и его
Софисты довольно убедительно
обосновали свой релятивизм и субъективизм
в поразительном расхождении
моральных (эстетических и т. п.) оценок
и правовых норм разных обществ, стран
и народов, утверждая, что бессмысленно
говорить о добре и зле, справедливости
и несправедливости, о похвальном
и позорном и т. п. безотносительно
к людям, народам и государствам.
Тем самым ставилась под
Очевидно, что логика рассуждений Протагора и софистов вела их к полному релятивизму во всех областях знания и культуры, ибо их индивидуалистическая установка в понимании общества и общественной жизни дробила общество на отдельные «атомы», выдвигала на первый план индивидуальное, специфическое и особенное, при этом забывалось общее (всеобщее), объявляемое фикцией.
Против индивидуализма, субъективизма
и релятивизма софистов со всей решительностью
выступил Сократ, но с позиций, существенно
отличающихся от позиций широкого круга
его сограждан. Глубокая пропасть, разделявшая
софистов и Сократа, казалось бы, исключала
наличие элементов общего в их
воззрениях. Однако это не совсем так.
Достаточно сказать, что и для
софистов, и для Сократа фундаментальной
проблемой философии стала не
космологическая, как у их предшественников,
а антропологическая проблема, не
мир и миропорядок, а человек
и его жизнь. Все натурфилософские
(космологические и
Софисты, имея в виду отдельного
индивида, указывали на различия между
людьми. Софист Горгий заходил в
этом отношении столь далеко, что
говорил о невозможности
В отличие от софистов Сократ был убежден, что при всем многообразии людей, при всем различии их образа жизни, поведения и переживаний всегда имеется нечто, что объединяет их и может быть выражено единым понятием или идеей. Стало быть, разные лица могут иметь единое понимание чего-либо. Так, если, скажем, речь идет о добродетели и множестве ее проявлений, то вполне возможно говорить о единой добродетели самой по себе, безотносительно к ее частям (проявлениям). В диалоге Платона «Протагор» (329 d и сл.) Сократ говорит, что существование добродетели как единого целого аналогично существованию человеческого лица, которое связывает в единое целое свои части: рот, нос, глаза и уши. Как бы ни различались по виду и функциям части лица и как бы они в чем-то ни были сходны, взятые в отдельности, они не составят всего лица. Лицо есть нечто общее, единое и цельное; оно неразделимо на части, хотя и состоит из частей. Оно объединяет части, охватывает их все и образует из них целое.
По мнению Сократа, аналогичное
можно сказать и о добродетели.
Она имеет множество
Существенными были также различия в отношении Сократа и софистов к мифу, к мифологическим образам и преданиям. Софисты стремились к аллегорическому истолкованию мифов, пытались найти в мифических представлениях разумный смысл. Так, согласно Продику, религиозно-мифологические образы богов возникли в результате обожествления всего того, что полезно человеку: древние люди обожествляли солнце, луну, реки, источники и вообще все, что поддерживает жизнь человека; по этой причине богиней земледелия была Деметра, богом вина — Дионис, воды — Посейдон, огонь отождествлялся с Гефестом.