Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:28, лекция
Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Понятие «личность» означает, что человек может вы¬ступить ответственным субъектом своего действия и переживания, он осознает свои восприятия и знает цену собственным инициативам. Принято выделять две основные концепции личности – сущностную и ролевую. Первая понимает личность как наличие определенного ценностного ядра, формирующегося в процессе деятельности и общения в социальной среде. Данное ядро представляет собой определенную устойчивость. Ролевая концепция ставит под сомнение наличие устойчивого ядра и утверждает множественность социальных ролей личности в зависимости от окружающих обстоятельств.
Философские проблемы личности. Философия ценностей.
Категория: Учебные материалы по философии
Обсуждавшиеся выше проблемы человеческого появления, развития и существования относятся к человеку как таковому. Однако, человек вообще – понятие абстрактное, родовое. В действительности каждый человек находится в постоянном процессе развития, что в свою очередь требует особых научных понятий. Общепризнанными понятиями характеризующими ступени развития человека являются понятия индивид, индивидуальность, личность.
Термин «индивид» употребляется
прежде всего для обозначения всякого
отдельно взятого представителя человеческого
рода. В социальной философии словом "индивид"
издавна обозначался единичный представитель
какой-либо группы (исторически определенного
сообщества, общины, корпорации). Уникальность
реальной жизни и деятельности отдельного
человека в это понятие не входит. Индивид
экземплярен. Это не просто "один",
а всегда "один из". Различия людей
как индивидов - это, во-первых, различия
между самими общественными группами,
к которым они принадлежат, а во-вторых,
различия в том, насколько полно типические
признаки одной и той же группы выражены
в разных ее представителях. С помощью
понятия "индивид" подчеркивается
исходная зависимость каждого отдельного
человека от социальных условий, в которых
совершалось его личностное формирование
(от объективного социального положения,
характера включения в общественное производство,
от решающего для его группы общего интереса
и т.д.). Понятие«индивидуальности» акце
Высшим этапом в развитии человека является превращение человека вличность. Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств. Социологический подход выделяет в личности социально-типическое. Он анализирует процесс развития личности во взаимосвязи с социальными общностями и социальными группами, обществом в целом. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Понятие «личность» означает, что человек может выступить ответственным субъектом своего действия и переживания, он осознает свои восприятия и знает цену собственным инициативам. Принято выделять две основные концепции личности – сущностную и ролевую. Первая понимает личность как наличие определенного ценностного ядра, формирующегося в процессе деятельности и общения в социальной среде. Данное ядро представляет собой определенную устойчивость. Ролевая концепция ставит под сомнение наличие устойчивого ядра и утверждает множественность социальных ролей личности в зависимости от окружающих обстоятельств.
Личность есть носитель
системы ценностей, которые опредмечиваются
и в вербальном, и в объектных планах. Поэтому
считается, что личность может "сделать"
самое себя, т.е. строить свою жизнь, сообразуясь
с идеальным планом-замыслом, и в определенной
мере подчинить себе обстоятельства. Личность
всегда нуждается в самовыражении, она
устойчива и узнаваема. В этом смысле утверждение,
что личность есть органическая целостность,
а не конгломерат случайным образом проявляющихся
черт и особенностей, правомерно. В структуру
личности входят – система потребностей,
система деятельностей, система способностей
и система целей и ценностей. Устойчивость
личности является следствием развития
автономности в самосознание и жизненную
позицию. Последнее – одно из важнейших
отличий личности от индивида состоит
в способности активно отстаивать свои
убеждения, осознавая в качестве субъекта
социальной деятельности их правоту. Становление
личности происходит в процессе усвоения
людьми опыта и ценностных ориентаций
данного общества, который традиционно
принято называть социализацией.
Человек учится выполнять социальные
роли в семье, организации, социальном
институте, государстве. Однако, данный
процесс не происходит сам по себе. Лишь
в процессе различных типов деятельности
(и прежде всего труда), а также общения,
коммуникации с другими участниками социальной
жизни, происходит формирование личности.
Вместе с тем, социализируясь человек
все больше осознает свое собственное
значение в обществе, свою роль и социальные
функции. Данный процесс принято называть индивидуализацией.
Вместе с тем, автономность
личности и ее жизненная
1. Творчество как
создание духовных и
2. Творчество как
создание или открытие нового,
небывалого — эвристический
3. Творчество как
самовыражение и саморазвитие
человека — гуманистический
Переживания личности неизбежно соотносимы с ценностями. Понятие ценностей отражает значимость тех или иных объективных явлений для жизни людей. Ценностное отношение формируется в процессе человеческой деятельности. К ценностям, обеспечивающим жизнь человека, относятся здоровье, определенный уровень материальной обеспеченности, общественные отношения, обеспечивающие реализацию личности и свободу выбора, семья, право и др. Ценности, традиционно относимые к рангу духовных - эстетические, нравственные, религиозные, правовые и общекультурные (образовательные), - рассматриваются обычно как части, составляющие единое целое, называемое духовной культурой. Моральные (нравственные) ценности, во главу угла ставят вопрос о соотношении добра и зла, природе счастья и справедливости, любви и ненависти, смысле жизни. Эстетические ценности также являются определенным переживанием человеком окружающей действительности, выражаемые с помощью представлений о красоте, совершенстве, возвышенном и низменном. Правовые ценности традиционно понимаются как совокупность общественных представлений относительно меры вины, а также способов наказания. Ценности, закрепляясь в обычаях, традициях превращаются в нормы. Однако, возникает вопрос – что делать с теми, кто заведомо полагает данные ценности и нормы неприемлимыми. Т.е. насколько общество готово защищать мораль одних с помощью насилия над другими?
Аксиоло́гия (от др.-греч. ἀξία
Аксиология изучает вопросы,
связанные с природой ценностей,
их местом в реальности и структурой
ценностного мира, то есть о связи
различных ценностей между
Впервые вопрос о ценностях
был поставлен Сократом, сделавшим его центральным
пунктом своей философии и сформулировавшим
его в виде вопроса о том, что есть благо.
Благо есть реализованная ценность — полезность[источник
В античной и средневековой
философии вопрос о ценностях
был непосредственно включён
в структуру вопроса о бытии:
полнота бытия понималась как
абсолютная ценность для человека,
выражавшая одновременно этические и эстет
Соответственно, аксиология как особый раздел философского знания возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как возможность практической реализации. Задача аксиологии в таком случае — показать возможности практического разума в общей структуре бытия.
Содержание[убрать]
|
Представлен такими именами, как Мейнонг, Перри, Дьюи, Льюис. Данная теория сводится к тому, что источник ценностей заключается в биопсихологически интерпретированных потребностях человека, а сами ценности могут быть эмпирически фиксированы в качестве некоторых фактов.
Разрабатывался в Баденской
школе неокантианства (Виндельб
Персоналистический онтологизм
Эта теория связана с именем Дильтея, утверждавшего идею аксиологического плюрализма, т. е. множественность равноправных ценностных систем, зависящих от культурно-исторического контекста, и познаваемых в рамках познания таких контекстов.
Вебер развил представление неокантианцев о ценности как норме, способом бытия которой является значимость для субъекта и применил его к интерпретации социального действия. В дальнейшем в школе структурно-функционального анализа (Толкотт Парсонс) понятие ценности приобретает обобщённый методологический смысл как средство выявления и описания социальных отношений и институтов: социальная система любого масштаба предлагает наличие некоторых разделяемых всеми его членами ценностей.
Проблема ценностей в особенно острой форме возникает в обществе, в котором обесценивается культурная традиция и идеологические установки которого дискредитируются.
Информация о работе Философские проблемы личности. Философия ценностей