Философия раннего эллинизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:59, реферат

Краткое описание

Характер и значение эллинизма, как нового этапа в истории античного общества особенно четко отразились в эллинистической культуре, что дало повод некоторым историкам видеть в эллинизме только явление культурно-историческое.

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 31.95 Кб (Скачать)

 

Стоицизм просуществовал много веков, поэтому философская  проблематика здесь претерпевала серьезные  изменения. Круг проблем, который разрабатывался стоиками, был очень обширен, но основные моменты были связаны с исследованием  проблем логики, физики и этики, которые  считались тремя важнейшими частями  философии. Это позволило стоикам  образно представить свою философию  в виде фруктового сада, в котором  логика является защитной стеной этого  сада, физика – его деревьями, а  этика – плодами. Этот образ удачно показывает основную установку стоиков: целью и высшим предназначеньем  философии должно стать обоснование  нравственных представлений. Философия  и философствование являются искусством практической жизни и руководством к таковой1.

 

В раннем стоицизме придается  огромное значение проблеме смысловой  значимости слова. Смысл слова изначален. Это особое состояние (лектон), присущее только слову, некое осмысление существующего в виде особого организма. Только участие разума превращает звук голоса в осмысленный язык. Соответственно основой познания является получаемое от воздействия предмета на органы чувств восприятие, которое меняет состояние нашей материальной души (Хрисипп) или даже "вдавливается" в нее как в воск (Зенон). Возникший в результате отпечаток-впечатление составляет основу представления и вступает в связь с представлениями других людей. Представления будут истинными, если они одинаковы у многих людей, совместное переживание представлений является критерием их истинности. То есть понятия возникают как общее различных восприятий, как некое предвосхищение внутреннего логоса. Признание представления (а значит, и понятия) в качестве истинного связано с очевидностью его соответствия реальности и одновременно с одинаковостью способов установления такого соответствия у всех людей.

 

Учение о природе стоиков  признает в качестве единственно  достойного для философского исследования бытия только то, что действует  или страдает, то есть тело. Существует два тесно связанных друг с  другом основания бытия. Первое – пассивное, ему соответствует материя, второе – деятельное, это – форма, понимаемая стоиками как логос. Логос – это мировой разум, который одухотворяет материю, лишенную свойств, и тем самым вызывает ее планомерное развитие. Он неразрывно связан с материей, пронизывает ее. Именно поэтому все в мире происходит так, как задумано божественным логосом. В мире нет случайности, все происходит с необходимостью. И все же стоики считают свободу человека возможной. Но возможна она не для всех, а лишь только для тех, кто проникнет своей мыслью в божественный план. А такое подвластно лишь мудрецам. Так возникает знаменитая формула: "Свобода есть познанная необходимость". Действие или поступок, совершаемые в соответствии с познанными законами природы, общества, внутреннего мира человека, являются свободными.

 

Этика стоиков основана на признания счастья главной целью  жизни человека, и в этой главной  установке состоит ее сходство с  этикой эпикурейцев. Но на этом все  сходство и кончается. Счастье есть следование природе, внутренне разумное спокойствие, рациональное приспособление к окружающим условиям ради самосохранения. Благо, направлено на сохранение человеческого  существа, зло – на его уничтожение. Но не всякое благо одинаково ценно. Благо, направленное на сохранение физической жизни, по своей сути является нейтральным, а благо, направленное на сохранение и развитие логоса, разума, является подлинной добродетелью и может  быть оценено как моральное качество – добро (ему противоположное  – порок). Предметы природы не подлежат моральной оценке. Все то, что  способствует самосохранению двуединой  сущности человека, является ценным. В  соответствии с этим у стоиков  возникает важнейшее понятие  – долг, под которым они понимают моральное совершенное поведение, опирающееся на рациональное следование природе, понимание ее устройства, знание ее законов.

 

Средний стоицизм представлен  такими фигурами, как Панеций (180 – 110 годы до нашей эры) и Посидоний (135 – 51 годы   до нашей эры), которые "переносят" стоическое мышление на римскую почву, смягчая ее изначальную этническую жесткость.

 

Здесь активно разрабатываются  проблемы теологии. Бог трактуется как логос, являющийся первопричиной  всего, носящий в себе разумные зародыши всех вещей. Из разумности логоса следует  целенаправленный ход вещей и  событий. В среднем стоицизме  получает дальнейшее развитие платоновская мысль о мире идей, и Космос перестает  трактоваться только как нечто вещественное, а понимается как отражение мира идей (Посидоний). Соответственно Космос из вещественного организма превращается в организм вещественно-смысловой, в котором большое значение имеют внеразумные факторы, например, судьба.

 

Поздний стоицизм связан с  именами Сенеки (4 год до нашей  эры – 65 год нашей эры), Эпиктета (50 – 138 годы нашей эры), и Марка  Аврелия (121 – 180 годы нашей эры). В центре философических исследований здесь стоят моральные вопросы и проблема жизненной ориентации человека. Изменяется представление о личности. До этого человек рассматривался как наивысшее произведение природы. Жестокая эпоха данного периода, связанная, в частности, с усилением гонений на возникшее христианство, продолжает трактовку человека как существа ничтожного и одновременно беспомощного. Но все же многие идеи позднего стоицизма были приняты потом христианскими мыслителями и даже писателями эпохи Возрождения.

 

В это время расширяется  понятие рабства, которое уже  не

 

связывается только с физическим и экономическим подчинением  одного человека другому. Так, например, Сенека уже трактует рабство очень  широко, включая в это понятие  рабство перед страстями, пороками, вещами. Более того, телесное рабство  может сопровождаться в самосознании индивида внутренней духовной свободой. Человеческая душа свободна и даже бессмертна. Живет она в оковах тела, которое может быть отнюдь не совершенным. Поэтому человек  волен освободить из оков грешного тела бессмертную душу, совершив самоубийство. Сенека пытается освободить человека от страха перед смертью, уравнивая  позиции жизни и смерти как  с необходимостью присущие человеку, одно без другого не бывает. Страх  смерти снимается оптимистическим  мотивом: кто не жил, тому и не умирать2.

 

Эпиктет, разделяя взгляды  Сенеки, выстраивает на этом различии телесной и духовной свобод концепцию, согласно которой человек является специфически разумным и волевым  существом, обладающим свободой разума и воли, все остальное, кроме этого, у него можно отнять. Эта идея была подхвачена христианством, за исключением  того, что свободы человек мог  достигнуть после смерти, и даже бессмертие души полагалось не каждому  человеку, а лишь избранным, которые  в смирении и безгрешно, под промыслом  божьим прожили свою жизнь. Пришлась по душе христианству и абстрактная  концепция равенства Сенеки: люди равны друг другу как существа природные. В христианском учении равенство  обеспечивается одинаковым отношением людей к Богу.

 

В связи с этим у стоиков  возникает своеобразное отношение  к философии. Философия понимается как своеобразный путь к формированию устойчивого к невзгодам жизни  характера, путь, который приведет к  избавлению души от бренного, ничтожного, грешного тела, принесет истинную свободу  человеческой души. Вся философия  стоиков сводится к прикладной (или  практической) философии; метафизика, теория познания, логика их мало волнуют. Знание природы при этом необходимо для выполнения основной этнической установки: жить в согласии с природой.

 

Последний римский стоик  Марк Аврелий рисует мрачную картину состояния римского общества, которая характеризуется отсутствием идеалов, что порождает в человеке пессимизм и апатию. Одновременно он в своих философских произведениях и в своей практической деятельности как император пытается преодолеть те негативные следствия, которые может повлечь за собой данная ситуация в обществе. Поэтому жесткость и строгость стоической позиции он применяет прежде всего к самому себе, проповедуя будущий христианский принцип "отвечать на зло добром" или,   в более мягком варианте, хотя бы не уподобляться в своих поступках поступкам злых людей[3]. Ему удалось смягчить римские законы и отношение к различным слоям населения, в частности создав институт опекунства для бедных, больных детей, возведя в ранг закона отношения между рабом и рабовладельцем, ограничив тем самым хоть как-то произвол последних. Даже знаменитые римские зрелища он попытался он попытался запретить или хотя бы смягчить, чем вызвал недовольство населения2. "Когда он вооружил гладиаторов для отправления их на великую германскую войну, это почти вызвало возмущение. Толпа кричала: "Он хочет лишить нас удовольствий, чтобы заставить нас философствовать"3.

 

Период императорства  Марка Аврелия является, может быть, единственным в истории человеческой культуры, когда философы становятся правителями общества. Он попытался осуществить идеи Платона, сделав философов свободным привилегированным сословием, окружив себя ими2. "Осуществилась мечта Сенеки, и философы стали властью в государстве, известным конституционным учреждением, тайным советом, имевшим огромное влияние"3. Тем самым Марк Аврелий сделал попытку построить управление обществом на принципах рациональности. Именно этот период принято считать окончанием становления знаменитого римского права2.

 

3. Скептицизм

 

 

 

Скептицизм – третье направление  раннего эллинизма, наиболее крупными представителями которого были Пиррон из Элиса (365 – 275 годы до нашей эры) и Секст Эмпирик (200 – 250 годы нашей эры)1.

 

Представители данного направления  последовательно проводят общий  принцип раннего эллинизма, а  именно принцип относительности  всего нас окружающего, наших  мыслей и наших действий. Он становится своеобразным общим методом исследования любых явлений и действий человека. Соответственно это приводит к отрицательной  познавательной программе, и в основу философского подхода закладывается  положение        о  том, что необходимо не познавать, а  просто жить, не высказывая никаких  претендующих на истину суждений и  сохраняя внутреннее спокойствие. Следствием такой установки явилось отрицание  самоценности почти всей предшествующей истории философской мысли. Однако скептицизм имел      и положительное значение благодаря тому, что он остро поставил проблему знания и истины, обратил внимание на возможность одновременного существования различных мнений, выступая против догматизма и абсолютизации какой-то одной истины4.

 

Несовершенство органов  чувств человека, его ничтожность  перед величием природы, историческая ограниченность и относительность  знания были возведены скептиками в  оценочные принципы, сквозь призму которых был вынесен приговор философии: "Философия не способна дать адекватное знание". Собственную  неудачу в области философского познания, собственное бессилие перед  не раскрывшейся для них истиной  они лицемерно перенесли на всю  философию в целом по принципу: "Если я 

 

чего-либо не знаю, то этого  не существует". Скептицизм как философское  направление стал симптомом угасания творческой мысли греческих мыслителей2.

 

 

Список использованной литературы

 

1. А.Ф. Лосев. История  античной философии. М., 1999.

 

2. В.В. Миронов. Философия.  Учебник. М., 2001.

 

3. Э. Ренан. Марк Аврелий и конец античного мира. Репринтное воспроизведение издания Н. Глаголева. СПб., 1991.

 

4. В.П. Кохановский. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений. Ростов н/Д., 2005.


Информация о работе Философия раннего эллинизма