Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:26, реферат
Становление арабо-мусульманской культуры связано с зарождением и укреплением Арабского халифата – великой державы, простиравшей свои владения на огромной территории – от Индии до Испании. Процесс взаимодействия культур различных народов, подчиненных арабами, породил новую высокоразвитую культуру, идеологической основой которой стал ислам, а языком – арабский. Эта арабо-мусульманская культура на много веков вперед определила пути развития народов, исповедующих ислам, и сказывается в их жизни до настоящего времени.
Введение
Становление
арабо-мусульманской культуры связано
с зарождением и укреплением
Арабского халифата – великой
державы, простиравшей свои владения на
огромной территории – от Индии
до Испании. Процесс взаимодействия
культур различных народов, подчиненных
арабами, породил новую высокоразвитую
культуру, идеологической основой которой
стал ислам, а языком – арабский.
Эта арабо-мусульманская
Отправной точкой для развития арабо-мусульманской культуры стало возникновение ислама, третьей по времени появления мировой религии. Ислам возник на территории Аравийского полуострова.
Распространение ислама неразрывно было связано с распространением арабского языка. Это был не только язык завоевателей, но и язык священной книги мусульман – Корана. Для всех мусульман, независимо от их родного языка, арабский язык был священным, его надо было знать, чтобы читать Коран и богословскую литературу. Всякий образованный мусульманин – иранец или тюрок, житель Индии или Испании – стремился к тому, чтобы овладеть арабским языком – не разговорным, а литературным, языком Корана. Со временем арабский язык стал не только языком богословия, но и науки, философии, литературы.
«Наукой наук»
в арабо-мусульманском мире считалась
философия. Первоначально арабских
философских трудов было немного. Философские
идеи возникали в среде переводчиков
и комментаторов греческих
Самый значительный мыслитель и учёный Средневекового Востока – Ибн-Сина (лат. Авиценна, 980-1037). Он был родом из Бухары, имел энциклопедическое образование. Это философ, учёный-естествоиспытатель, врач, математик и поэт. Главный труд Ибн-Сины – трактат энциклопедического характера «Книга исцеления», содержащая основы логики, физики, математики, метафизики. Он написал комментарии к Аристотелю и много других книг, из которых большое признание получил трактат «Канон медицины».
1.Ислам и античная философия в период возникновения и распространения мусульманской религии. Коран и Библия.
С момента возникновения философии религия стала ее темой. Дело в том, что большинство вопросов, на которые пытается дать ответ философия – вопросы об истоках мира, положении человека в космосе, основаниях человеческих действий, возможностях и границах познания – одновременно были темами религиозного миропонимания.
В VII в. на территории Аравии зародилась новая мировая религия — ислам, или мусульманство, во многом базирующаяся на идеях иудаизма и христианства. Основоположником ислама был Мухаммад (570—632), почитаемый мусульманами как пророк и посланник Аллаха. Согласно вероучению ислама начиная с 610 г. и до самой своей смерти Мухаммад получал откровения от Аллаха и сообщал их людям. Уже после смерти Мухаммада его сподвижники собрали эти высказывания в единую книгу — Коран, которая стала священной книгой для всех мусульман и почитается ими как божественное Откровение. При этом Коран считается вечным или же созданным Аллахом при сотворении мира. Неясность и частично даже противоречивость текстов Корана потребовала их осмысления и истолкования, что способствовало зарождению и развитию мусульманской теологии (богословия). Попытки рационального осмысления вероучения ислама привели к изучению и использованию идей и методов античной (греко-римской) философии, что повлияло на развитие мусульманской философии. Поскольку уже в VII—VIII вв. арабам удалось завоевать все Северное побережье Африки, Пиренейский полуостров, Сирию, Палестину и другие районы Ближнего Востока, которые ранее были римскими или византийскими колониями, в состав Арабского халифата вошли многочисленные центры античной культуры, что облегчало арабам и другим представителям мусульманского мира знакомство с античной философией. Но труды античных философов чаще всего изучались не в подлинниках, а в переводах. Так, в Сирии уже в VIII в. работал центр по переводу книг греческих и латинских авторов на сирийский язык, уже с сирийского языка эти работы переводились на арабский. В IX в. возник новый переводческий центр в Багдаде, в X в. — в Кордове. Эти переводы способствовали более широкому распространению идей античной философии, в то же время это приводило к их искажению, иногда значительному.
К концу IX в. в арабоязычном мире были известны большинство главных философских и научных произведений античности, и в частности, Аристотеля и Платона. Это привело к тому, что именно через арабский Восток происходило проникновение античного наследия в Западную Европу, что, начиная с XII в., приобрело систематический характер. Ведущими фигурами арабской философской школы стали Аль-Фараби (870-950), Омар Хайям (1048-1131), Ибн-Сина (980-1037), Ибн-Рушд (1126-1198). Арабо-мусульманская философская мысль основывалась на идее космизма, всеобщей зависимости всех земных дел и явлений от процессов, происходящих в небесных сферах. Одной из доминирующих стала идея об исходе Множества из Единого, возвращения Множества в Единое и присутствие Единого в Множественном. Все эти принципы применялись также в жизни отдельного человека, изучению его души и тела. Недаром термином «философия» объединялся практически весь комплекс знаний о человеке, общественных процессах и устройстве мироздания.
При рассмотрении
вопросов культивирования прекрасного
нрава в арабо-мусульманской
Добродетель, в соответствии с учением средневековых мыслителей, представлялась как похвальная середина между двумя порицаемыми пороками. Так, смелость, являющаяся достоинством, от избытка превращалась в безрассудство, а при недостатке становилась трусостью. Философы приводят примеры таких добродетелей, зажатых с двух сторон пороками: щедрость – в противоположность крайностям – жадности и расточительности, скромность – заносчивости и самоуничижению, целомудрие – невоздержанности и бессилию, ум – глупости и изощренно-порочной хитрости и т.п. Каждый из философов выделял свой перечень основных добродетелей человека. Аль-Газали, например, считал главными мудрость, храбрость, воздержанность и справедливость. А Ибн аль-Мукаффа вкладывает в уста героя, достигшего состояния «спокойной души», следующие слова: «Я обладаю пятью свойствами, которые пригодятся всюду, скрашивают одиночество на чужбине, делают невозможное доступным, помогают приобрести друзей и богатство. Первое из этих свойств – миролюбие и доброжелательность, второе – вежливость и воспитанность, третье – прямота и доверчивость, четвертое – благородство нрава и пятое – честность во всех поступках». Философы средневековья полагали, что нравы могут исправляться и улучшаться двумя основными способами: воспитанием и обучением. Первый – воспитание – означает наделение человека этическими добродетелями и практическими навыками, основанными на знании. Это достигается, в свою очередь, двояким образом. Во-первых, путем тренировки. Например, если человек часто испытывает жадность, нежелание делиться своим добром, то для истребления этого порока ему необходимо чаще давать милостыню и таким способом культивировать щедрость. Аль-Газали советует человеку, а в особенности правителю, если он слишком гневлив, чаще прощать провинившегося. Подобной тренировкой должны были достигаться свойства души, стремящейся к совершенству.
В арабской
философии распространялась вера в
преобразующую силу просвещения, развивалось
уважение к опытному знанию и человеческому
разуму. Все это нашло воплощение
в больших достижениях
Предпосылкой для формирования арабской философии был так называемый «калам» — обсуждение догматов Корана. Один из арабских авторов определяет калам как «учение, в котором рассуждают о сущности Бога, Его атрибутах и об условиях возможных вещей по закону ислама, чтобы отвергнуть метафизику философов». Здесь речь идет о враждебности по отношению к языческой мудрости, античной философии. Приверженцев калама называли мутакалимами. Это название в мусульманской философии получило течение, развивавшееся с начала VIII в. по XV в. Сторонников калама называют мутакаллимами. Калам представляет собой первую попытку рационального обоснования религиозных идей ислама. Калам часто называют «мусульманской схоластикой». Как и европейская схоластика, в христианском мире эпохи Средневековья, калам играл в мусульманской культуре роль «служанки богословия». Для калама, как и для христианской философии, характерно двойственное отношение к античной философии. Так, одни мусульманские мыслители считали, что знание и понимание языческой (античной) философии необходимо для более глубокого постижения истин веры, другие же полагали, что изучение философии не нужно и даже вредно для веры, поскольку божественное Откровение (т.е. Коран) уже содержит все необходимое для верующего. У одного из арабских авторов можно найти следующее определение калама: это «учение, в котором рассуждают о сущности Бога, его атрибутах и об условиях возможных' вещей по закону ислама, чтобы отвергнуть метафизику философов».
Коран и Библия. Коран по своему содержанию и структуре
отличается от Библии. В Коране нет последовательного
повествования, его суры часто повторяют
одно и то же, описания отрывочны и не всегда
понятны. Али, зять Мухаммада, Пророка,
писал, что в Коране нет ни одного стиха,
не имеющего четырех значений: экзотерического
(доступного каждому), эзотерического
(понятного лишь посвященным), мистического
и раскрывающего божественный промысел.
Отсюда следует, что нужно стремиться
искать истины, стремиться понять истинный
смысл Писания, разгадать загадку сотворения
нашего чувственного мира Аллахом, понять
его предписания людям.
В Коране есть места, перекликающиеся
с Библией. Так же как и в Библии, в Коране
говорится о сотворении мира Богом — Аллахом.
Аллах — «Бог единый, нет божества кроме
Него, милостивого, милосердного». Говорится
о том, что Бог «ниспослал Тору и Евангелие».
Говорится об Иисусе, Марии, апостолах,
об Адаме и его жене. «И Мы сказали: "О,
Адам!" Поселись ты и твоя жена в раю
и питайтесь оттуда на удовольствие, где
пожелаете, но не приближайтесь к этому
дереву, чтобы не оказаться из неправедных».
В Коране рассказывается о Моисее, исходе
евреев из Египта и т. д.
В Коране неоднократно выдвигается требование
веры в Аллаха. Аллах предложил людям договор:
«Вы не будете поклоняться никому, кроме
Аллаха; к родителям — благодеяние, и к
родичам, и сиротам, и беднякам. Говорите
людям хорошее, выстраивайте молитву,
приносите очищение». Кораном предписано
соблюдение поста.
В Коране предписывается возмездие за
убитых — «свободный — за свободного,
и раб — за раба, и женщина — за женщину»,
вводятся ограничения на употребление
свинины, вина; рекомендуется очищаться,
совершать омовения. «Вору и воровке отсекайте
их руки». Нельзя брать в друзья иудеев
и христиан. Нельзя нарушать меры длины,
веса. Нужно побивать «прелюбодея и прелюбодейку».
«Если вы взяли что-либо «в добычу», то
Аллаху положена пятая часть».
В Коране подчеркивается отличие ислама
от христианства. Об Аллахе сказано: «Не
брал Он себе ребенка, и не было у Него
сотоварища во власти» . Рисуется образ
рая — «который обещан богобо-язненным:
там — реки из воды не портящейся и реки
из молока, вкус которого не меняется,
и реки из вина, приятного для пьющих, ...и
реки из меду очищенного. И для них там
всякие плоды». «Ешьте и пейте во здравие
за то, что совершали, возлежа на ложах,
расставленных рядами. И Мы сочетаем их
с черноглазыми, большеокими». «Обходят
их мальчики вечно юные... с чашами, сосудами
и кубками, ...и плодами из тех, что они выберут,
...и мясом птиц из тех, что пожелают».