Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 13:34, реферат
Философия, как и поэзия, зародилась в ионийских колониях, издавна отличавшихся высокой культурой и находившихся в постоянных торговых и политических отношениях с Египтом и Азией. Вместе с богатствами Востока ионийские купцы, по-видимому, выносили из своих путешествий математические, астрономические и географические познания, имевшие прикладное значение и теоретический интерес. Первые философы занимались преимущественно вопросами о строении и происхождении неба и земли и вообще природе вещей: психология и этика обосновываются космологией.
Традиционно считается, что создателями
древнегреческой философии
являются три мыслителя, жившие в Милете
в VII–VI в. до н. э., — Фалес, Анаксимандр
и Анаксимен. Главная их заслуга состояла
в постановке вопроса о единой первооснове
мира. Природа не является простым скоплением
различных предметов, как считали мудрецы
предшествующих эпох. Все вещи, полагали
милетцы, имеют некую единую первооснову,
общую субстанцию.
Первый
греческий философ — основатель милетской
школы Фалес (624–547 до н. э.). Согласно преданию,
Фалес был купцом и использовал торговые
поездки для контактов с мудрецами других
стран.
Главная
философская идея Фалеса, навсегда вписавшая
его имя в историю науки, выглядит довольно
просто. Он считал, что первовеществом,
из которого состоят все вещи, является
вода. Мыслитель различал воду как конкретное,
ределенное вещество и воду как всеобщее
начало мира — влажную стихию, из которой
все возникло и в которую все возвращается.
Вода как первооснова мира в сгущенном
состоянии создает твердые тела, а в более
разреженном — жидкости и газы. Сама Земля
представляет из себя плоский диск, который
плавает на поверхности безграничного
водного пространства. Эта картина имеет
во многом еще мифологический характер,
но попытка найти единую природную, а не
сверхъестественную первооснову всех
вещей поднимает учение Фалеса над мифологическим
мировоззрением.
Анаксимандр из Милета (ок. 610–546 до н. э.)являлся,
по-видимому, учеником Фалеса.
Он считал, что Земля имеет форму цилиндра
и неподвижно парит в центре мира в окружении
Солнца, Луны, звезд и планет.
Главная
заслуга Анаксимандра в философии — развитие
идеи Фалеса о первооснове мира. Анаксимандр
считал, что первоосновой мира не может
быть конкретное вещество — такое, как
вода у Фалеса. Первоначало и первопричина
не имеет границ, поэтому философ называл
ее «беспредельное», по-гречески — апейрон.
Это первовещество нигде не существует
в чистом виде. Из него обособляются противоположности
теплого и холодного, дающие начало конкретным
веществам. Любой предмет или вещество
— одна из модификаций неопределенной
и беспредельной материи, апейрона. Таким
образом, Анаксимандр впервые поставил
вопрос о существовании материи как таковой,
не похожей ни на один из ее конкретных
видов.
Третий представитель милетской школы
— ученик Анаксимандра Анаксимен.
Анаксимен считал, что первовеществом,
первоосновой мира является воздух: «Из
него выходит все, в него возвращается
обратно все». Земля и другие планеты парят
в воздухе. Воздух существует в двух состояниях:
как первоначало мира и как обычный, чувственно
воспринимаемый нами воздух. Учение о
воздухе включает в себя важную новую
идею о
процессах разрежения и сгущения, в результате
которых из первоосновы образуются все
конкретные вещества. Ряд состояний первоосновы
мира - воздуха - Анаксимен выстраивает
так: огонь—воздух (как
конкретное, чувственно воспринимаемое
вещество) – ветры – облака – вода – земля
- камни.
В учении Анаксимена происходит синтез,
объединение идей его предшественников:
воздух является и конкретным веществом,
как вода у Фалеса, и абстрактным началом
мироздания, как апейрон у Анаксимандра.
Философия Анаксимена содержит в себе
и некоторые антирелигиозные выводы. Он
считал, что даже боги созданы из воздуха,
а мир, по-видимому, не управляется сверхъестественными
силами.
Главная
философская идея милетской школы состоит,
таким образом, в сведении всего многообразия
мира к единой первооснове вещей. Милетцы
не сомневались в изменчивости мира, в
его существовании по неким природным
законам, в возможности познать эти законы.