Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 09:48, реферат
В истории мировой культуры Платон - великое явление. Он жил в древнегреческом обществе, но как деятель - философ, учёный, писатель - принадлежит всему человечеству. Платон один из учителей философии. Учителем его делает не только то, что в начале IV в. до н. э. он учредил в окрестностях Афин школу, названную потом Академией и просуществовавшую несколько веков. Платоном был создан и разработан один из двух основных типов философского мировоззрения.
Введение…………………………………………………………………..3
1. Формирование философских взглядов Платона………………….4
2. Учение о бытии и небытии………………………………………….10
3. Гносеология Платона………………………………………………...14
4. Социальные взгляды Платона……………………………………16
Заключение………………………………………………………………24
Список используемой литературы…………………..………………26
Восхваляя умеренность и
средний достаток, Платон обстоятельно
критикует крайности бедности и
богатства. Помимо отрицательных результатов
в хозяйственно-экономическом
Основным принципом идеального государственного устройства Платон считает справедливость. Это понятие наполнено у Платона экономическим, политическим и социальным содержанием. Господство справедливости сплачивает разнообразные и даже разнородные части государства в гармоничное целое. Однако справедливость есть лишь одна из четырёх добродетелей идеального государства.
Истинные философы, поясняет Платон в ‹‹Государстве››, не жаждут власти, но их правление необходимо для блага всех остальных и государственного целого. Философов отличает от прочих людей то, что ‹‹… их страстно влечёт к познанию…, правдивость, решительное неприятие какой бы то ни было лжи, ненависть к ней и любовь к истине››. Коренная способность философской натуры - способность к созерцанию, охватывающему всё время и бытие. Проникновение людей третьего сословия в первое и второе и приобщение их к государственным должностям Платон рассматривает как начало гибели государства:‹‹…государство разрушится, если его будет охранять железный страж или медный››. Можно отметить, что концепция Платона представляет собой достаточно жёсткую схему - изменения, перемены в построенном государстве не предусматриваются. Он утверждает, что ‹‹…переход из одного сословия в другое - величайший вред для государства и с полным правом может считаться высшим преступлением››.
Платон характеризует
проектируемое идеальное
Какова же будущность идеального
государства, если всё же удастся
его создать? Рассматривая эти вопросы,
Платон пишет: ‹‹Трудно пошатнуть
государство, устроенное подобным образом.
Однако раз всему, что возникло, бывает
конец, то даже и такой строй не
сохранится вечно, но подвергнется разрушению››.
В связи с проблемой неизбежной
деградации и гибели идеального государства,
Платон излагает свою концепцию закономерной
смены различных
Платон проектирует такой строй, где действия правителей согласуются с действием справедливых законов. Так как идеальное государство строится на началах законности, а не усмотрения правителя, последние призваны не заменить, а уточнить действующие и ввести необходимые новые законы в соответствии с потребностями в границах идеального проекта.
Платон признаёт, что указанный им проект идеального государства труден, но вполне возможен.
Поскольку Платон создал модель идеального государства, которого до сих пор ещё не было, диалог ‹‹Государство›› включается в литературный жанр, называемый утопией. Утопия Платона - глубокое философское произведение. Чтобы нарисовать картины наилучшего государственного строя, необходимо ясно представлять себе недостатки государства существующего, современного. Философ также предложил решения насущных проблем, говорил о том, чего ещё нет, но что, по его мнению, непременно должно возникнуть взамен существующего. Утопия Платона - не теория индивидуальной свободы граждан, а теория тотальной свободы - свободы государства в его целостности, неделимости. Но всё же Платон приносит человека в жертву государству. Он понял характерную для античного полиса связь единичного с целым, зависимость личности от более широкого целого, обусловленность индивида государством. ‹‹Каждый из нас сам для себя бывает недостаточен и имеет нужду во многих››. Поняв эту связь, Платон превратил её в норму задуманного им проекта идеального общественно-политического устройства.
Заключение.
Платон - один из великих мыслителей античности. Его творчество обогатило духовную культуру всего человечества.
Так как основу учения Платона
составлял философский
Между идеализмом философии
Платона и религией существует нерасторжимая
связь. Но в этой связи есть особенность,
которая сообщает ей характер воззрения
чисто античного, древнегреческого.
Религиозные источники
Из сочинений Платона
черпали идеи не только корифеи объективного
идеализма - Плотин, Августин, Эриугена,
но и мыслители, учёные Возрождения
- Николай Кузанский, Кампанелла, Галилей,
Декарт. В сознании многих Платон был
философом с пантеистическим
учением о живом космосе и
иерархией действующих в
Другая сторона содержания
философии Платона, ставшая источником
длительного философского влияния,
заключалась в его диалектике.
Идеалистическая диалектика Платона
- предшественница
Платон был первооткрывателем
в сфере философского освещения
обширного комплекса политико-
Платон - один из тех правдоискателей и героев мысли, которые становятся вечными спутниками человечества и современниками всё новых и новых эпох и поколений людей в их непрекращающихся поисках истины и справедливости, в неустанном стремлении к более разумной и совершенной жизни.
Список используемой литературы:
Асмус В.Ф. Платон. - М.: Мысль, 1975.
Болдырев Н.Ф. Сократ. Платон. Аристотель. Юм. Шопенгауэр: Биографические повествования. - Челябинск: Урал, 1995.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М.: Мысль, 1998.
Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель, - М.: Молодая гвардия, 1993.
Нерсесянц В.С. Платон. - М.: Мысль, 1984.