Философия Платона

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 14:26, реферат

Краткое описание

IV век до н.э., начинавшийся в Афинах казнью Сократа, стал периодом наивысшего расцвета древнегреческой и мировой философии. Учение Гераклита, Пифагора, Анаксагора, Демокрита, Парменида, Сократа создали основу для глубочайших обобщений и великого синтеза, осуществлённого учеником Сократа Платоном.
Сократ отождествил законы, принятые в афинском государстве, с истиной, и незаслуженные обвинения и казнь доказали не только его мужество и верность своим взглядам, но и их уязвимость.

Оглавление

Введение 3-5
I. Творческая биография Платона 6-8
II. Философские взгляды Платона 8-19
2.1. Мир идей и вещей 8-10
2.2. Идеальное государство по Платону 10-15
2.3. Объективный идеализм 15-17
2.4. Строение души по Платону 17
2.5. Платон как ученик Сократа 17-19
Заключение 20-21
Список использованной литературы 22

Файлы: 1 файл

Реферат по философии.doc

— 118.00 Кб (Скачать)

 

Федеральное агентство  морского и речного транспорта

Федеральное государственное  общеобразовательное учреждение

Санкт-Петербургский  университет водных коммуникаций

 

 

Кафедра философии  и культурологии

 

 

 

Реферат по философии 

на тему: Философия Платона

 

 

 

 

                                                 Выполнила: студентка гр. Кл-11

                                                                                                

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2009

Содержание

  Введение                                                                           3-5

  I. Творческая биография Платона                                   6-8

  II. Философские взгляды Платона                                  8-19

2.1. Мир идей и вещей                                                      8-10

2.2.  Идеальное государство по Платону                        10-15

2.3.  Объективный идеализм                                            15-17

2.4.  Строение души по Платону                                       17         

2.5.  Платон как ученик Сократа                                     17-19                          

Заключение                                                                       20-21

Список использованной литературы                                 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Введение

IV век до н.э., начинавшийся в Афинах казнью  Сократа, стал периодом наивысшего  расцвета древнегреческой и мировой  философии. Учение Гераклита, Пифагора, Анаксагора, Демокрита, Парменида, Сократа создали основу для глубочайших обобщений и великого синтеза, осуществлённого учеником Сократа Платоном.

Сократ отождествил  законы, принятые в афинском государстве, с истиной, и незаслуженные обвинения  и казнь доказали не только его  мужество и верность своим взглядам, но и их уязвимость. Смерть Сократа стала источником прозрения для его последователей, и прежде всего для Платона, который понял, что даже принятые большинством населения законы могут не быть правильными; а истина имеет независимый от мнения людей характер.

Платон - самый известный из учеников Сократа. О взглядах и деятельности самого Сократа мы узнаём, прежде всего, из произведений Платона, поскольку сам Сократ ничего не писал. В диалогах Платона именно Сократ является главным действующим лицом. Платон, так же как и Сократ, посвятил свою жизнь исканию истины и достиг в этом совершенства.

«Платон и Аристотель были и остаются самыми влиятельными из всех как древних, так и современных философов. Христианская теология также базировалась преимущественно на работах этих двух авторов. А из них двоих Платон оказал все же большее влияние на последующие эпохи, так как Аристотель сам имеет своим отправным пунктом Платона. К тому же до XIII века теология была в большей степени платоновской, чем аристотелевской. Неудивительно, что в научных кругах есть мнение о том, что вся европейская философия являет собой комментарии к Платону. Поэтому в своей работе я постараюсь как можно полнее рассмотреть основные проблемы, которыми занимался этот выдающийся философ»1.

Напомню, что это было время расцвета афинской демократии. В V веке до н.э. жизнь афинских граждан протекала в общении на улицах города, на Агоре или в храмах. Домой приходили только спать. И вот однажды Сократ был обвинен правительством в духовном растлении молодежи и приговорен к смертной казни. Никто не верил, что это может реально произойти, но, тем не менее, Сократа казнили. И виновата в этом, с точки зрения Платона, была именно демократия. Понятно, что у Платона появились веские причины презирать существующий в Афинах политический строй. К тому же демократия проиграла пелопонесскую войну.

Вероятно, поэтому  Платон и обратился к Спарте, как  к прообразу идеального государства. По мнению Карла Поппера, государственное  устройство Спарты было не только древним, но и окаменелым, приостановленным, … и представляло собой остаток еще более древних государственных форм. И Платон попытался реконструировать (разумеется, частично) это древнее, а значит стабильное государство. Но о государстве Платона речь пойдет впереди.

Несколько слов о том, чье влияние оказало на Платона серьезное воздействие. Современный западный философ Бертран Рассел считает, что помимо Сократа такое влияние оказали Пифагор, Парменид и Гераклит. От Пифагора, например, Платон воспринял орфические элементы, такие как вера в бессмертие, в потусторонний мир, религиозную направленность, уважение к математике. Хотя, как мы знаем, вера в бессмертие была укреплена в сердце Платона еще и поведением Сократа перед казнью.

Благодаря Пармениду  в Платоне родилась уверенность в том, что реальность вечна и вневременна. А от Гераклита он перенял доктрину о том, что в этом чувственном мире нет ничего постоянного. То есть знания не могут быть получены через органы чувств, они могут достигаться только через разум.

И все же решающее воздействие на Платона оказал Сократ. Ведь и свою утопию он разработал с тем, чтобы создать государство, сообщество, где философия Сократа будет жить и развиваться. От Сократа Платон «унаследовал» интерес к занятиям этическими проблемами, развитие идеи «блага», а также телеологическое, а не механическое объяснение мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Творческая биография Платона.

 

Платон происходил из знатного афинского рода, давшего  Древней Греции немало известных  политических деятелей, военачальников, мыслителей. Подлинное его имя - Аристокл, Платон-прозвище, которое он получил в молодые годы, то ли за физическую силу, то ли за широту духовных интересов, поскольку «платюс» по-гречески - «широкий».

Существенной  вехой в жизни Платона явилось  знакомство с Сократом, которое состоялось, когда Платону было около 20 лет. Он стал учеником Сократа на долгие годы (около 9 лет), вплоть до трагической смерти последнего. Смерть Сократа произвела сильное впечатление на Платона, вызвав у него нечто похожее на духовный кризис – переоценку ценностей, и способствовала интенсификации философских поисков. После казни Сократа Платон надолго покинул Афины. В течение ряда лет он побывал в Мегарах, Кирене, а так же,возможно, в Египте, Персии и Вавилонии. Всюду Платон знакомился с известными мыслителями и учеными, интересовался особенностями духовно- интеллектуальной жизни и ее достижениями. Наконец в 389 году до н. э. он оказался на острове Сицилия в городе Сиракузы, где в это время правил тиран Дионисий Старший. Тираном в Древней Греции называли незаконно захватившего власть. Цель приезда Платона на Сицилию вполне прояснилась впоследствии, поскольку он еще дважды приплывал в Сиракузы, когда там правил сын тирана Дионисий Младший. Платон стремился побудить тиранов к преобразованию государства в соответствии с собственным проектом. Однако отношение Платона с правителями не складывались. В итоге первого посещения он был отправлен на общегреческий рынок рабов для продажи в рабство. После приключений, угрожавших его жизни или, по меньшей мере, чреватых утратой свободы, Платону удается вернуться в Афины, где начинается новый период его жизни.

В Афинах им основывается школа, получившая название Академии – по месту нахождения в роще, посаженной в честь героя Академа. В Академии, с которой теперь неразрывно связана жизнь Платона, он разрабатывает свою философию, обучает и воспитывает учеников. Академия стала средоточием античной мысли в ее самых разнообразных проявлениях на долгие века, просуществовав до 529 года н. э. Она была закрыта в совсем другую по сравнению с платоновской эпоху, когда закончила свое существование Западная Римская империя и когда в Восточной империи – Византии - господствующими стали идеи и представления, основанные на христианском мировоззрении.

 Восприятие платоновского наследия как проблематического связано с проблемами, вытекающими из историко-философских изысканий, которые постоянно ведутся специалистами по античности и, в частности, по Платону на протяжении длительного времени. В этой сфере сложились свои традиции, направления, огромная литература пытаться обозреть которую и проанализировать  значило уйти в сферу достаточно специальную

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Философские взгляды Платона.

2.1. Мир идей и вещей.

Платон приходит к заключению о существовании  двух миров. Один из них – привычный и хорошо всем знакомый мир чувственно воспринимаемых вещей, другой мир, требующий для своего постижения специальных интеллектуальных усилий, мир идей или умопостигаемых сущностей. Между идеей вещи и самой вещью имеются определенные отношения, которые станут понятны, если ответить на вопрос, чем является идея по отношению к вещи. Без представления об идее, т.е. понятии предмета, невозможен никакой процесс мышления. Фантастичным и наивным является лишь платоновское представление об отдельном, «занебесном» существовании идей – далеко в отрыве от вещей.

Структура мира идей. Идея, по Платону,- это идеальный прообраз вещи, ее совершенный образец – эйдос. Для каждой вещи имеется соответствующий образ, выражающий самое существо данной вещи. Вещь, следовательно, есть несовершенная копия идеи, а идея недосягаемый образец, к которому вещь стремится как к своему пределу, но никогда не достигает. Точно так же существуют идеи моральных ценностей, идеи эстетических ценностей, идеи математических и геометрических формул, фигур, теорем. Все они существуют в идеальном мире в своем идеальном образе. Идеи могут быть более общими и менее, более абстрактными и менее. Значит, мир идей должен быть иерархически организованной системой, в которой идеи нижнего яруса подчинены более высоким. Это высшее начало, по Платону, есть Благо. Оно ничем не обусловлено, а всё обуславливает собой.

К области «идеи», во-первых, принадлежат «идеи» высших по ценности категории бытия. Таковы «идеи» блага, истины, прекрасного, справедливого. Эти «идеи», которые немецкий философ Гербарт назвал, говоря о Платоне, «идеями» абсолютных качеств.

Во-вторых, есть у Платона также «идеи» физических явлений и процессов (таких, как «покой» и «движение», и «звук», «огонь»).

В-третьих, «идеи» существуют и для отдельных разрядов существ. Есть «идея» животного, «идея» человека и т. п.

В-четвертых, иногда Платон допускает также существование «идеи» для предметов, производимых человеческим ремеслом или искусством (таких, как стол, кровать и т. п.).

В-пятых, большое значение в платоновской теории «идеи» имели, по-видимому, особенно в исследовании понятий науки, «идеи» отношений.

Так, доказывается, что определением или оценкой  равенства, доступной не чувствам, а уму.

В понятии об идеи у Платона сочетается то, что  делает идею 1) причиной, или источником бытия вещей, их свойств и их отношений; 2) образцом, взирая на который демиург творит мир вещей; 3) цель, к которой как к верховному благу стремится все существующее.

Но есть в  этом понятии еще один аспект, и  притом чрезвычайно важный. В нем «идея» Платона сближается со смыслом, который это слово - под прямым влиянием именно Платона получило в обиходном словоупотреблении у цивилизованных народов. В этом значении 'идеи' Платона уже не само бытие, а соответствующее бытию понятие о нем, замысел, руководящий принцип, мысль и.т.п.

У самого Платона  на первом плане стоит антологическое и телеологическое значение слова 'идея' в разъясненном выше смысле. Но так как, по убеждению Платона, различию видов бытия строго соответствует различие видов познания идее, т. е. истинно сущему бытию, соответствует понятие об этом бытии.

По своему историко-философскому источнику и происхождению гносеологический аспект термина «идея» восходит у Платона к учению Сократа о знании. Именно Сократ определил значение как мысль, и притом как мысль, направленную на родовые, общие черты предмета, т.е. определил знание как общее понятие.

В плане познания бытия и сущностей бытия Платон понятия, или идеи, относящиеся ко многим одноименным вещам, называет родами и видами. Виды получаются из родов в результате разделения рода, т.е. множества, которое заключает в себе «род», на соподчиненные «роду» части его полного объема.

Исследование  идеи есть созерцание умом самих сущностей, а не одних лишь теней сущностей. Исследованием этим предполагается, во-первых, метод восхождения умом до «идеи» как до начал. Этот метод отыскивания во многом одного или общего; отыскание единого и общего, будучи достигнуто, приводит душу к тому, что в понятии или посредством понятия душа созерцает саму «идею» в антологическом смысле слова.

Во-вторых, этим исследованием предполагается метод  нисхождения, идущего от начал (родов) к видам, или, иначе говоря, метод деления родов на виды.

Итак, идеи Платона - зримые умом фигуры, или формы, вещей. Но сказать, что у Платона идеи - формы, еще совершенно недостаточно. Идеи – не только сами по себе существующие формы. Платон наделяет их целым рядом важных свойств. По Платону, к созерцанию прекрасного философ поднимается по ступеням.

Кто поднимается  по ступеням созерцания прекрасного не беспорядочно, но в правильной последовательности, тот в конце этого подъема увидит нечто удивитель но прекрасное по природе.

2.2.   Идеальное государство по Платону.

В политической философии Платона центральное  место занимает идея «идеального государства». Оно строится на принципе, что каждый человек занимается тем, к чему он предназначен своим происхождением. Общество в «идеальном государстве» делится на две категории: высшую, в которую входили сословия философов и стражей, и низшую – сословие ремесленников. Причем владение частной собственностью доступно только второй категории.       А высшая категория занимается управлением страной и ее защитой. Управление «идеальным государством» Платон доверил философам-правителям, вследствие того, что правитель должен научить народ высокому познанию, то есть умению видеть благо и стремлению приблизиться к нему. Он считал, что главным инструментом создания «идеального государства» является разум. Так как разум и его целенаправленное приложение может изменить мир.

Информация о работе Философия Платона