Философия Платона и Аристотеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:09, доклад

Краткое описание

В истории мировой культуры Платон – великое явление. Он жил в древнегреческом обществе, но как деятель – философ, учёный, писатель – принадлежит всему человечеству. Платон один из учителей философии. Учителем его делает не только то, что в начале IV в. до н. э. он учредил в окрестностях Афин школу, названную потом Академией и просуществовавшую несколько веков. Платоном был создан и разработан один из двух основных типов философского мировоззрения. Платон – создатель философского идеализма. Материализм был развит и осознан как философское воззрение старшим современником Платона Демокритом.

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 21.27 Кб (Скачать)

В истории  мировой культуры Платон – великое  явление. Он жил в древнегреческом  обществе, но как деятель – философ, учёный, писатель – принадлежит  всему человечеству. Платон один из учителей философии. Учителем его делает не только то, что в начале IV в. до н. э. он учредил в окрестностях Афин школу, названную потом Академией  и просуществовавшую несколько  веков. Платоном был создан и разработан один из двух основных типов философского мировоззрения. Платон – создатель философского идеализма. Материализм был развит и осознан как философское воззрение старшим современником Платона Демокритом. Идеализм же, как учение и мировоззрение, принципиально противоположное материализму, был осознан и развит впервые Платоном. С этого времени вся последующая история философии оказывается историей борьбы материализма и идеализма ‹‹линий Платона и Демокрита››.

Учение, созданное Платоном многогранно и обширно. Оно охватывает вопросы и о природе, и о человеке, и о душе человека, и о познании, и об общественно-политическом строе, и о языке, и об искусстве – поэзии, скульптуре, живописи, музыке, о красноречии, и о воспитании.

Если в  целом греки были создателями  как бы ‹‹пробных систем›› философии, то Платон создал ‹‹пробную систему››  идеализма. В кругу вопросов, составлявших эту систему, некоторые настолько  занимали ум Платона, что он разрабатывал их не только как философ, но и как  учёный. Такими были специальные вопросы  математики, астрономии, музыкальной  акустики. Многогранность его дарования  удивительна. В нём не только философ  сочетался с учёным. В свой черёд  философ и ученый неотделимы в нём от художника, поэта, драматурга. Платон излагал свои философские и научные идеи в литературных произведениях. Он излагает свои идеи в диалогах, которые являются с подачи философа философскими комедиями и драмами.

Платон –  один из учителей человечества. Не будь его книг, мы не только хуже понимали бы, кем были древние греки, что  они дали миру, - мы хуже понимали бы, что такое философия, наука, искусство, поэзия, вдохновение, что такое человек, в чём трудности его исканий и свершений, в чём их завлекающая сила. ‹‹До сего дня платоновская мысль может считаться просто греческой мыслью, а вся доплатоновская мысль – лишь подготовкой к Платону››.

Платон является объективным идеалистом: признает существование реального мира вне человека, но считают, что в основе его лежит духовное начало

Философская система Платона  содержит четыре составные части, которые вошли в современную философию:

1.Онтология – философское учение о Бытии;      2.Космология – философское учение об Окружающем мире;    3.Гносеология – философское учение о Методах познания мира;    4.Этика – философское учение о Правилах поведения людей в обществе.

Платон разделил весь окружающий мир на две основные части:

1.Мир идей или Общих понятий.       2.Материальный мир или Мир вещей.

По его  мнению, первичным (главным) является Мир  Идей или Общих понятий. А производным (вторичным) является Материальный мир.

 

 

 

Доказательство Платона:

Материальные  предметы не вечны, и существуют только определённое время. А общие понятия  или идеи – вечны. «Конкретные  предметы существуют  потому, что  они выражают какие-либо идеи». Например, предметы искусства, существуют потому, что есть идея прекрасного, которую  они воплощают. Платон явился основателем  объективного идеализма. (Софисты были основателями философии субъективного  идеализма).

Платон впервые  определил общее понятие всех предметов материального мира, которое  он назвал Материя. Это понятие вошло в современную философию.

Большое внимание Платон уделял четвёртой части своей  системы – Этике. Он решил создать  систему Идеального (совершенного) Государства, а также систему  нравственного воспитания личности.

Платон разделил всё общество на три основных сословия:

(*Сословия – это группы людей, имеющие определённые права и обязанности, установленные государством.)

  • Правители Государства – философы, политики, люди способные управлять страной;
  • Воины – преданы государству, должны защищать его от внешних врагов;
  • Крестьяне и ремесленники – должны содержать государство, и быть благоразумными и добросовестными.

Каждое сословие должно было заниматься только своим  делом, и не вмешиваться в дела других сословий.

Укреплению  Государства должна способствовать религия, и строгое государственное воспитание детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Философская система Аристотеля

Аристотель в  молодости был учеником Платона  и оставил сочинения по всем областям науки своего времени.  Он был учителем Александра Македонского.

Аристотель впервые  разделил науки, определив для каждой их них специальные области исследования:

  1. Теоретические науки 
    - метафизика (греч. – то, что выше природы) – это наука, о наиболее общих понятиях развития мира.

- физика – это  наука, о закономерностях природы.

- математика –  это наука о количественных  величинах.

  1. Практические науки 
    - этика – это наука о поведении человека в обществе; 
    - экономика – это наука о хозяйственных отношениях; 
    - политика – это наука о Государственной и общественной деятельности.

Аристотель выступил против учения Платона о том, что первичным является мир людей или общих  понятий. По его мнению, общие понятия – это лишь имена или названия конкретных предметов. Как и Платон, Аристотель применял понятие материи для обозначения предметов материального мира. Он считал, что, всему существующему в мире свойственно движение. Он связывал движения с внутренней энергией.

По своим философским  взглядам Аристотель был дуалистом (пересечение двух фундаментальных классов вещей или принципов, взаимовлияющих друг на друга, но не меняющих свою структуру).

Научная картина мира Аристотеля

«Идеалами, освещавшими  мой путь и сообщавшими мне  смелость и мужество, были доброта, красота и истина. Без чувства  солидарности с теми, кто разделяет  мои убеждения, без преследования  вечно неуловимого объективного в искусстве и в науке жизнь  показалась бы мне абсолютно пустой.»

Аристотель, ученый, писатель, философ и педагог  А. Македонского, родился в 384 г. д.н.э., в семье врача царя Амины III, правителя Македонии.

 


Информация о работе Философия Платона и Аристотеля