Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 11:56, курсовая работа
Античная философия синкретична, это означает, что для нее характерна большая слитность, нерасчлененность важнейших проблем, чем для последующих видов философствования. В современной философии проводится обстоятельное расчленение мира, например на мир человека и мир природы, для каждого из этих двух миров характерны свои черты. Современный философ вряд ли назовет природу доброй, для него добрым может быть только человек.
Своеобразие античной философии и ее основные проблемы………..3
Философия Сократа……………………………………………………..5
Основные идеи философии Платона и Аристотеля…………………...8
Философия Платона…………………………………………………….8
3.1.1 О Космосе. Об отношении идей к вещам……………………….8
3.1.2 Идея души…………………………………………………………9
3.1.3 О познании и диалектики………………………………………...9
3.1.4 Воззрения на общество и государство…………………………10
3.1.5 Этические взгляды………………………………………………11
Философия Аристотеля……………………………………………….12
3.2.1 Теория познания и логика……………………………………....12
3.2.2 Критика Аристотеля как способ объяснения сути бытия…….13
3.2.3 Категории Аристотеля как способ объяснения сути бытия…..13
3.2.4 Проблема материи в философии Аристотеля………………….14
3.2.5 Проблема души и человека в философии Аристотеля………..15
3.2.6 Об обществе и государстве……………………………………..16
3.2.7 Этические взгляды………………………………………………17
Список используемой литературы…………………………………………...19
Содержание:
3.1.1 О Космосе. Об отношении идей к вещам……………………….8
3.1.2 Идея души…………………………………………………………9
3.1.3 О познании и диалектики………………………………………...9
3.1.4 Воззрения на общество и государство…………………………10
3.1.5 Этические взгляды………………………………………………11
3.2.1 Теория познания и логика……………………………………....12
3.2.2 Критика Аристотеля как способ объяснения сути бытия…….13
3.2.3 Категории Аристотеля как способ объяснения сути бытия…..13
3.2.4 Проблема материи в философии Аристотеля………………….14
3.2.5 Проблема души и человека в философии Аристотеля………..15
3.2.6 Об обществе и государстве……………………………………..16
3.2.7 Этические взгляды………………………………………………17
Список используемой
литературы…………………………………………...
1. Своеобразие античной философии и ее основные проблемы.
Своеобразие античной философии проявляется в ее отличительных чертах:
Совокупную проблематику античной философии можно тематически определить следующим образом: космология (натурфилософы), в ее контексте тотальность реального виделась как природа, и как космос, основной вопрос при этом: «Как возник космос?»; мораль (софисты) была определяющей темой в познании человека и его специфических способностей; метафизика (Платон) утверждает, что реальность и бытие неоднородны, причем мир идей выше чувственного; методология (Платон, Аристотель) разрабатывает проблематику генезиса и природы познания, при этом метод рационального поиска понимается как выражение правил адекватного мышления; эстетика разрабатывается как сфера решения проблемы искусства и прекрасного самого по себе; проблематика протоаристотелевской философии может быть сгруппирована как иерархия обобщающих проблем: физика, логика (гносеология), этика.
И в завершение эпохи античной
философии формируются мистико-религиозные
проблемы, они характерны для христианского
периода греческой философии.
2. Философия Сократа.
Поворотным пунктом в развитии античной философии явились воззрения Сократа. Сам Сократ ничего не писал, был близким к народу мудрецом, философствовал на улицах и площадях, всюду вступал в философские споры.
Неоценимая заслуга Сократа состоит в том, что в его практике диалог стал основным методом нахождения истины. Сократ применял так называемое повивальное искусство, называемое майевтикой- искусство определять понятия при посредстве наведения. С помощью искусно задаваемых вопросов он выделял ложные определения и находил правильные. Обсуждая смысл разнообразных понятий, Сократ, по словам Аристотеля, впервые начал использовать индуктивные доказательства и давать общие определения понятий, что явилось бесценным вкладом в формирование науки логики.
Сократ прославился как один
из родоначальников диалектики
в смысле нахождения истины
при помощи бесед и споров.
Метод диалектических споров
Сократа заключался в
Главная цель его философии – восстановить авторитет знания, поколебленный софистами. Софисты пренебрегали истиной, а Сократ сделал ее своей возлюбленной.
В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Ведь добро есть тоже знание, поэтому культура интеллекта может сделать людей добрыми: никто не зол по доброй воле, люди злы лишь по неведению. Добродетель и разум совершенно не противоречат друг другу, так как мышление крайне необходимо для открытия Доброго, Прекрасного и Справедливого.
Сократ раскрывает понятие
Политические воззрения
Сократ наметил так же классификацию государственных форм. Государственные формы, упоминаемые Сократом, таковы: монархия, тирания, аристократия, плутократия и демократия.
Монархия, с точки зрения Сократа, тем отличается от тирании, что опирается на законные права, а не на насильственный захват власти, а поэтому и обладает моральным значением, отсутствующим у тирании. Аристократию, которая определяется как власть немногих знающих и моральных людей, Сократ предпочитает всем другим государственным формам.
В конце жизни Сократа привлекли к суду за трактовку божества, отличающуюся от принятой согласно существовавшей в Афинах традиции, а так же якобы за «развращение юношества» «крамольными идеями».
Сократ
по Г. Гегелю, представляет собой не только
в высшей степени важную фигуру в истории
философии и, может быть, самую интересную
в древней философии, а так же всемирно-историческую
личность.
3. Основные идеи философии Платона и Аристотеля.
3.1 Философия Платона.
Платон (427 – 347 гг. до н.э.) – крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы – Академии, основоположник идеалистического направления в философии.
3.1.1 О Космосе. Об отношении идей к вещам.
Платон говорит: «Мир – это не просто телесный космос, и не отдельные предметы и явления: в нем общее совмещено единичным, а космическое – с человеческим». Космос – это своего рода художественное произведение. Он прекрасен, он – цельность единичностей. Космос полон божественного смысла, являющего собой царство идей, вечных, нетленных и пребывающих своей лучезарной красоте.
Основная часть философии Платона, давшая название целому направлению философии — это учение об идеях (эйдосах), о существовании двух миров: мира идей (эйдосов) и мира вещей, или форм. Идея – центральная категория в философии Платона. Идея вещи есть нечто идеальное. Идея – это смысл, сущность вещи. Платон трактовал идеи как некие божественные сущности.
Идеи (эйдосы) являются прообразами вещей, их истоками. Идеи (эйдосы) лежат в основе всего множества вещей, образованных из бесформенной материи. Идеи — источник всего, сама же материя ничего не может породить.
Мир идей (эйдосов) существует вне времени и пространства. В этом мире есть определенная иерархия, на вершине которой стоит идея Блага, из которой проистекают все остальные. Благо тождественно абсолютной Красоте, но в то же время это Начало всех начал и Творец Вселенной. Идея (эйдос) любой вещи или существа — это самое глубокое, сокровенное и существенное в нем. У человека роль идеи выполняет его бессмертная душа. Идеи (эйдосы) обладают качествами постоянства, единства и чистоты, а вещи — изменчивости, множественности и искаженности.
Высшая идея – это идея абсолютного добра – она своего рода «Солнце в царстве идей», мировой Разум, ей подобает название Разума и Божества. Платон был настолько умен, что понимал невозможность полного отделения небесного царства идей от самых обыкновенных земных вещей.
3.1.2 Идея души.
Трактуя идею души, Платон говорит: «Душа человека до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на грешную землю, где, временно находясь в человеческом теле, как узник в темнице». Здесь Платон воспоминания о том, что было в прежней жизни: основные вопросы своей жизни душа разрешает еще до рождения; появившись на свет, она уже знает все, что нужно знать. Таким образом, Душа, по Платону, - бессмертная сущность, в ней различаются три части: разумная, обращенная к идеям; пылкая, аффективно-волевая; чувственная, движимая страстями, или вожделяющая.
Разумная часть души – основа
добродетели и мудрости, пылкая
– мужества; преодоление же чувственности
есть добродетель благоразумия.
Гармоничное сочетание всех
3.1.3 О познании и диалектике.
В своем учении о познании Платон недооценивал роль чувственной ступени познания, пологая, что ощущения и восприятия обманывают человека. Платон подошел к познанию с позиции диалектики. Диалектика – это искусство «поисково думать», при этом думать строго логично, распутывая всевозможные противоречия в столкновении разных мнений, суждений, убеждений. Особенно подробно Платон разрабатывал диалектику единого и многого, тождественного и иного, движения и покоя. Платон анализировал диалектику понятий. Это имело огромное значение для последующего развития логики.
Признав со своими предшественниками, что все чувственное «вечно течет», непрестанно изменяется и поскольку не подлежит логическому уразумению, Платон отличал знание от субъективного ощущения. Связь, вносимая нами в суждения об ощущениях, не есть ощущения: чтобы познать предмет, мы должны нет только ощущать, но и понимать его. По Платону получается, что нашей субъективной мысли соответствует объективная мысль, пребывающая вне нас. В этом-то и состоит суть его объективного идеализма.
3.1.4 Воззрения на общество и государство.
В рассмотрении проблемы общества и государства он опирался на излюбленную им теорию идей и идеала. «Идеальное государство» является сообществом земледельцев, ремесленников. Производящих все необходимое для поддержания жизни граждан, воинов, и философов-правителей, которые осуществляют мудрое и справедливое управление государством. Такое «идеальное государство» Платон противопоставил античной демократии, допускавшей народ к участию в политической жизни, к государственному управлению. Согласно Платону, государством призваны управлять только аристократы как лучшие и наиболее мудрые граждане. А земледельцы и ремесленники, по мысли Платона, должны добросовестно выполнять свою работу, и им не место в органах государственного управления. «Идеальное государство», по Платону, должно всемерно покровительствовать религии, воспитывать в гражданах благочестие, бороться против всякого рода нечестивых. Эти же цели должна преследовать и вся система воспитания и образования.
Платон выделяет семь типов государства: идеальное «государство будущего», которого пока не существует и в котором отпадает необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств. Среди шести существующих типов Платоном указываются:
Информация о работе Основные идеи философии Платона и Аристотеля