Основные идеи философии Платона и Аристотеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 11:56, курсовая работа

Краткое описание

Античная философия синкретична, это означает, что для нее характерна большая слитность, нерасчлененность важнейших проблем, чем для последующих видов философствования. В современной философии проводится обстоятельное расчленение мира, например на мир человека и мир природы, для каждого из этих двух миров характерны свои черты. Современный философ вряд ли назовет природу доброй, для него добрым может быть только человек.

Оглавление

Своеобразие античной философии и ее основные проблемы………..3
Философия Сократа……………………………………………………..5
Основные идеи философии Платона и Аристотеля…………………...8
Философия Платона…………………………………………………….8
3.1.1 О Космосе. Об отношении идей к вещам……………………….8

3.1.2 Идея души…………………………………………………………9

3.1.3 О познании и диалектики………………………………………...9

3.1.4 Воззрения на общество и государство…………………………10

3.1.5 Этические взгляды………………………………………………11

Философия Аристотеля……………………………………………….12
3.2.1 Теория познания и логика……………………………………....12

3.2.2 Критика Аристотеля как способ объяснения сути бытия…….13

3.2.3 Категории Аристотеля как способ объяснения сути бытия…..13

3.2.4 Проблема материи в философии Аристотеля………………….14

3.2.5 Проблема души и человека в философии Аристотеля………..15

3.2.6 Об обществе и государстве……………………………………..16

3.2.7 Этические взгляды………………………………………………17

Список используемой литературы…………………………………………...19

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.ФИЛОСОФИЯ.docx

— 43.88 Кб (Скачать)

Содержание:

  1. Своеобразие античной философии и ее основные проблемы………..3
  2. Философия Сократа……………………………………………………..5
  3. Основные идеи философии Платона и Аристотеля…………………...8
    1. Философия Платона…………………………………………………….8

    3.1.1 О Космосе. Об отношении идей к вещам……………………….8

    3.1.2 Идея души…………………………………………………………9

    3.1.3 О познании и диалектики………………………………………...9

    3.1.4 Воззрения на общество и государство…………………………10

    3.1.5 Этические взгляды………………………………………………11

    1. Философия Аристотеля……………………………………………….12

    3.2.1 Теория познания и логика……………………………………....12

    3.2.2 Критика Аристотеля как способ объяснения сути бытия…….13

    3.2.3 Категории Аристотеля как способ объяснения сути бытия…..13

    3.2.4 Проблема материи в философии Аристотеля………………….14

    3.2.5 Проблема души и человека в философии Аристотеля………..15

    3.2.6 Об обществе и государстве……………………………………..16

    3.2.7 Этические взгляды………………………………………………17

Список используемой литературы…………………………………………...19  
 
 
 
 
 
 

1. Своеобразие античной философии и ее основные проблемы.

Своеобразие античной философии проявляется в ее отличительных  чертах:

  1. Античная философия синкретична, это означает, что для нее характерна большая слитность, нерасчлененность важнейших проблем, чем для последующих видов философствования. В современной философии проводится обстоятельное расчленение мира, например на мир человека и мир природы, для каждого из этих двух миров характерны свои черты. Современный философ вряд ли назовет природу доброй, для него добрым может быть только человек. Античный же философ, распространял этические категории на весь Космос.
  2. Античная философия космоцентрична: ее горизонты всегда охватывают весь Космос, в том числе и мир человека. Это означает, что именно античные философы выработали самые универсальные категории. Современные же философ, как правило, занимается разработкой «узких» проблем, например проблемы времени, избегая рассуждений о Космосе в целом.
  3. Античная философия исходит из Космоса, чувственного и умопостигаемого. В этом смысле она в отличие от средневековой философии не теоцентрична, т. е. не ставит на первое место представление о Боге. Впрочем, Космос в античной философии часто считается абсолютным божеством; это означает, что античная философия пантеистична.                
  4. Античная философия многого достигла на понятийном уровне – концепция идей Платона, понятие формы(эйдоса) Аристотеля. Однако она почти не знает законов. Логика античности – это преимущественно логика общих имен, понятий. Впрочем, в логике Аристотеля весьма содержательно рассматривается и логика предложений, но опять же на уровне, характерном для эпохи античности.
  5. Этика античности – это по преимуществу этика добродетелей, а не этика долга и ценностей. Античные философы характеризовали человека в основном как наделенного добродетелями и пороками. В разработке этики добродетелей они достигли необычайных высот.
  6. Обращает на себя внимание поразительное умение античных философов находить ответы на кардинальные вопросы бытия. Античная философия по-настоящему функциональна, она призвана  помочь людям в их жизни.      

      Совокупную  проблематику  античной   философии   можно   тематически определить следующим образом: космология (натурфилософы), в ее  контексте тотальность реального  виделась  как природа,  и как космос,  основной  вопрос  при этом:  «Как  возник  космос?»;  мораль (софисты) была определяющей темой в познании человека и его специфических способностей;  метафизика    (Платон)   утверждает,   что   реальность   и   бытие неоднородны, причем мир идей  выше  чувственного;  методология (Платон, Аристотель) разрабатывает проблематику генезиса и природы познания,  при этом  метод рационального поиска  понимается   как   выражение   правил адекватного мышления; эстетика разрабатывается как сфера решения проблемы искусства и прекрасного самого по себе; проблематика протоаристотелевской философии может быть  сгруппирована как иерархия  обобщающих  проблем: физика,   логика   (гносеология), этика.

      И в завершение  эпохи  античной  философии  формируются  мистико-религиозные проблемы, они характерны для христианского периода  греческой философии. 

  2. Философия Сократа.

       Поворотным пунктом в развитии античной философии явились воззрения Сократа. Сам Сократ ничего не писал, был близким к народу мудрецом, философствовал на улицах и площадях, всюду вступал в философские споры.

      Неоценимая заслуга Сократа состоит в том, что в его практике диалог стал основным методом нахождения истины. Сократ применял так называемое повивальное искусство, называемое майевтикой- искусство определять понятия при посредстве наведения. С помощью искусно задаваемых вопросов он выделял ложные определения и находил правильные. Обсуждая смысл разнообразных понятий, Сократ, по словам Аристотеля, впервые начал использовать индуктивные доказательства и давать общие определения понятий, что явилось бесценным вкладом в формирование науки логики.

      Сократ прославился как один  из родоначальников диалектики  в смысле нахождения истины  при помощи бесед и споров. Метод диалектических споров  Сократа заключался в обнаружении  противоречий в рассуждениях  собеседника и приведения его  к истине посредством вопросов  и ответов. Он первый увидел  в отчетливости и ясности суждений  основной признак их истинности. В спорах Сократ стремился  доказать целесообразность и разумность как мира, так и человека. Он совершил поворот в развитии философии, впервые поставив в центр своего философствования человека, его сущность, внутренние противоречия его души. Человек для Сократа — это, прежде всего, его душа. А под “душой” Сократ понимает наш разум, способность мышления, и совесть, нравственное начало. Если сущность человека — его душа, то в особой заботе нуждается не столько его тело, сколько душа, и высшая задача воспитателя — научить людей взращиванию души. Благодаря этому познание переходит от философского сомнения «я знаю, что ничего не знаю» к рождению истины посредством самопознания. Сократ возвел в философский принцип знаменитое изречение дельфийского оракула: «Познай самого себя!»

       Главная цель его философии – восстановить авторитет знания, поколебленный софистами. Софисты пренебрегали истиной, а Сократ сделал ее своей возлюбленной.         

       В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Ведь добро есть тоже знание, поэтому культура интеллекта может сделать людей добрыми: никто не зол по доброй воле, люди злы лишь по неведению. Добродетель и разум совершенно не противоречат друг другу, так как мышление крайне необходимо для открытия Доброго, Прекрасного и Справедливого.

      Сократ раскрывает понятие счастья  и возможности его достижения. Источник счастья находится не  в теле и не в чем-то внешнем,  а в душе, не в наслаждении  вещами внешнего материального  мира, а в чувстве внутренней  исполненности. Человек счастлив тогда, когда его душа упорядочена и добродетельна.

       Политические воззрения Сократа  базировались на убеждении, что  власть в государстве должна  принадлежать «лучшим», то есть  опытным, честным, справедливым, порядочным и непременно обладающим  искусством государственного управления. Он подвергал резкой критике  недостатки современной ему афинской  демократии. Сократ был за профессионализм в делах управления, в решении вопроса о том, кто и кого может и должен избирать на руководящие посты.

     Сократ наметил  так  же  классификацию государственных  форм. Государственные формы, упоминаемые Сократом, таковы:  монархия,  тирания,  аристократия, плутократия и демократия.

Монархия, с точки  зрения Сократа, тем  отличается  от  тирании, что опирается на законные права, а не на  насильственный  захват  власти,  а поэтому  и  обладает   моральным   значением,   отсутствующим   у   тирании. Аристократию,  которая    определяется  как  власть   немногих   знающих   и моральных  людей, Сократ   предпочитает всем другим  государственным  формам.

       В конце жизни Сократа привлекли к суду за трактовку божества, отличающуюся от принятой согласно существовавшей в Афинах традиции, а так же якобы за «развращение юношества» «крамольными идеями».

     Сократ по Г. Гегелю, представляет собой не только в высшей степени важную фигуру в истории философии и, может быть, самую интересную в древней философии, а так же всемирно-историческую личность.           

 

  3. Основные идеи философии Платона и Аристотеля.

3.1 Философия Платона.

     Платон (427 – 347 гг. до н.э.) – крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы – Академии, основоположник идеалистического направления в философии.

  3.1.1 О Космосе. Об отношении идей к вещам.

       Платон говорит: «Мир – это не просто телесный космос, и не отдельные предметы и явления: в нем общее совмещено единичным, а космическое – с человеческим». Космос – это своего рода художественное произведение. Он прекрасен, он – цельность единичностей. Космос полон божественного смысла, являющего собой царство идей, вечных, нетленных и пребывающих своей лучезарной красоте.

        Основная часть философии Платона, давшая название целому направлению философии — это учение об идеях (эйдосах), о существовании двух миров: мира идей (эйдосов) и мира вещей, или форм.        Идея – центральная категория в философии Платона. Идея вещи есть нечто идеальное. Идея – это смысл, сущность вещи. Платон трактовал идеи как некие божественные сущности.

       Идеи (эйдосы) являются прообразами вещей, их истоками. Идеи (эйдосы) лежат в основе всего множества вещей, образованных из бесформенной материи. Идеи — источник всего, сама же материя ничего не может породить.

      Мир идей (эйдосов) существует вне времени и пространства. В этом мире есть определенная иерархия, на вершине которой стоит идея Блага, из которой проистекают все остальные. Благо тождественно абсолютной Красоте, но в то же время это Начало всех начал и Творец Вселенной. Идея (эйдос) любой вещи или существа — это самое глубокое, сокровенное и существенное в нем. У человека роль идеи выполняет его бессмертная душа. Идеи (эйдосы) обладают качествами постоянства, единства и чистоты, а вещи — изменчивости, множественности и искаженности.

     Высшая идея – это идея абсолютного добра – она своего рода «Солнце в царстве идей», мировой Разум, ей подобает название Разума и Божества. Платон был настолько умен, что понимал невозможность полного отделения небесного царства идей от самых обыкновенных земных вещей.

3.1.2 Идея души.

      Трактуя идею души, Платон говорит: «Душа человека до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на грешную землю, где, временно находясь в человеческом теле, как узник в темнице». Здесь Платон воспоминания о том, что было в прежней жизни: основные вопросы своей жизни душа разрешает еще до рождения; появившись на свет, она уже знает все, что нужно знать. Таким образом, Душа, по Платону, - бессмертная сущность, в ней различаются три части: разумная, обращенная к идеям; пылкая, аффективно-волевая; чувственная, движимая страстями, или вожделяющая.

       Разумная часть души – основа  добродетели и мудрости, пылкая  – мужества; преодоление же чувственности  есть добродетель благоразумия. Гармоничное сочетание всех частей  души под регулятивным началом разума дает гарантию справедливости как неотъемлемого свойства мудрости.

3.1.3 О познании и диалектике. 

      В своем учении о познании Платон недооценивал  роль чувственной ступени познания, пологая, что ощущения и восприятия обманывают человека.  Платон подошел к познанию с позиции диалектики. Диалектика – это искусство «поисково думать», при этом думать строго логично, распутывая всевозможные противоречия в столкновении разных мнений, суждений, убеждений. Особенно подробно Платон разрабатывал диалектику единого и многого, тождественного и иного, движения и покоя. Платон анализировал диалектику понятий. Это имело огромное значение для последующего развития логики.

      Признав со своими предшественниками, что все чувственное «вечно течет», непрестанно изменяется и поскольку не подлежит логическому уразумению, Платон отличал знание от субъективного ощущения. Связь, вносимая нами в суждения об ощущениях, не есть ощущения: чтобы познать предмет, мы должны нет только ощущать, но и понимать его. По Платону получается, что нашей субъективной мысли соответствует объективная мысль, пребывающая вне нас. В этом-то и состоит суть его объективного идеализма.

3.1.4 Воззрения на общество и государство.         

       В рассмотрении проблемы общества и государства он опирался на излюбленную им теорию идей и идеала. «Идеальное государство» является сообществом земледельцев, ремесленников. Производящих все необходимое для поддержания жизни граждан, воинов, и философов-правителей, которые осуществляют мудрое и справедливое управление государством. Такое «идеальное государство» Платон противопоставил античной демократии, допускавшей народ к участию в политической жизни, к государственному управлению. Согласно Платону, государством призваны управлять только аристократы как лучшие и наиболее мудрые граждане. А земледельцы и ремесленники, по мысли Платона, должны добросовестно выполнять свою работу, и им не место в органах государственного управления. «Идеальное государство», по Платону, должно всемерно покровительствовать религии, воспитывать в гражданах благочестие, бороться против всякого рода нечестивых. Эти же цели должна преследовать и вся система воспитания и образования.

        Платон выделяет семь типов государства: идеальное «государство будущего», которого пока не существует и в котором отпадает необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств. Среди шести существующих типов Платоном указываются:

Информация о работе Основные идеи философии Платона и Аристотеля